ОТКРЫТЫЙ УРОК
ПО ХИМИИ В 9 КЛАССЕ
«Железо и его соединения»
Урок подготовила
учитель химии
МБОУ «Рамасухская ООШ»
Азаренко Анна Павловна
Цели. Дать школьникам полное представление об элементе и простом веществе — железе, его физических и химических свойствах. Опираясь на знания зависимости свойств металлов от строения их атомов, предсказать характерные химические свойства железа. В процессе исследования изучить физические и химические свойства железа и его соединений
Метод обучения: проблемно-поисковый
Организационные формы: беседа, самостоятельная и практическая работа, сообщения учащихся
Средства обучения:
таблицы
химическое оборудование и реактивы: растворы медного купороса, сульфата железа (II) и хлорида железа (III),соляной кислоты, гидроксида натрия, роданида калия; железо (3,5 г), сера (2 г), железный гвоздь на нитке, минералы — магнетит, гематит, лимонит, пирит;
выставка творческих работ учащихся о железе;
медиапроектор.
Девиз урока. «Железо не только основа всего мира, самый главный металл окружающей нас природы, оно — основа культуры и промышленности, оно орудие войны и мирного труда. И трудно во всей таблице Менделеева найти другой элемент, который был бы так связан с прошлыми, настоящими и будущими судьбами человечества» (А.Е.Ферсман).
План урока
I. Изучение нового материала:
1) применение железа;
2) положение железа в периодической системе и строение его атома;
3) железо в природе (сообщение ученика);
4) физические свойства железа (сообщение ученика);
5) химические свойства железа и его соединений;
6) лабораторный опыт № 13;
7) получение железа.
II. Закрепление материала:
самостоятельная работа.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
IV. Домашнее задание
ХОД УРОКА
I. Изучение нового материала
УЧИТЕЛЬ. Сейчас вы услышите загадку и должны будете ответить, о каком металле в ней идет речь.
«Среди металлов самый славный,
Важнейший, древний элемент.
В тяжелой индустрии — главный,
Знаком с ним школьник и студент.
Родился в огненной стихии,
Расплав его течет рекой.
Важнее нет в металлургии,
Он нужен всей стране родной».
(Железо.)
Итак, тема нашего урока «Железо и его соединения».
Учитель на доске пишет тему урока, ученики — в тетрадях, затем они знакомятся с целью урока, его задачами, девизом.
УЧИТЕЛЬ. Как вы думаете, ребята, почему Ферсман дал такую высокую оценку железу? Вспомните, где этот металл находит применение.
Дети называют области использования железа, учитель дополняет.
Применение железа.
УЧИТЕЛЬ. Действительно, применение железа насчитывает уже много столетий, но настоящее вторжение железа в технику произошло на рубеже XVIII и XIX в.
Из сплавов, в состав которых входит железо, изготавливается плуг земледельца, станок рабочего, оружие воина, стоящего на страже мирного труда, игла, которой вы шьете. Без железа немыслима ни одна отрасль современной промышленности: кораблестроение строительство железных дорог, машиностроение, строительное дело, военное дело. Но не только техника нуждается в железе. Не будь его, на Земле не было бы жизни в привычных для нас формах: ведь этот элемент входит в состав крови почти всех представителей животного мира нашей планеты. Железо необходимо для образования хлорофилла. Железо, содержащееся в ферментах, в значительной степени влияет на интенсивность дыхания растений. В организме человека железо встречается в виде ионов железа. Оно входит в состав гемоглобина, который переносит кислород к клеткам, а обратно — углекислый газ. Обычно содержание железа в организме не превышает 5 г, но его значение очень велико.
При недостатке железа в организме человек быстро начинает утомляться, возникают головные боли, появляется плохое настроение.
Положение железа в периодической системе и строение его атома. (презентация, Слайд 1-3)
УЧИТЕЛЬ. Где расположено железо в периодической системе? Каково строение его атома? Какую степень окисления следует ожидать у железа в его соединениях?
На эти вопросы у доски отвечает ученик, остальные записывают в тетради.
Электронная формула 26Fe: ls22s22p63s23p63d64s2.
Степени окисления (наиболее характерные): +2, +3.
(После работы на экране появляется слайд № 1).
Fe Порядковый номер: 26 Период: IV Группа: VIII Подгруппа: В
Электронное строение атома: ls22s22p63s23p63d64s2.
3) Железо в природе (сообщение ученика и демонстрация образцов минералов);
УЧЕНИК. Первое железо, попавшее еще в глубокой древности в руки наших предков, было, по-видимому, не земного, а космического происхождения. Железо входит в состав метеоритов, падающих на нашу планету из космического пространства. Не случайно на некоторых древних языках железо именуется «небесным камнем». Железо также обнаружено и на Луне, причем в лунном грунте оно присутствует в самородном, неокисленном состоянии, что, очевидно, объясняется отсутствием атмосферы.
По запасам в земной коре железо занимает 4-е место среди всех элементов после кислорода, кремния и алюминия. Намного больше железа в ядре планеты, которое, по предположениям ученых, состоит из никеля и железа. Но это железо вряд ли станет доступным в обозримом будущем. В связи с этим важнейшим источником железа остаются залегающие на поверхности земли или небольших глубинах такие минералы, как магнетит Fe304, гематит Fe203, сидерит FeC03.
Они составляют основу главных железных руд — магнитного, бурого, красного железняка. Больше всего железа — 72,4% — содержится в магнетите.
4) Физические свойства железа (сообщение ученика); (сопровождение презентацией)
УЧЕНИК. Железо — блестящий, серебристо-белый металл, с плотностью, равной 7,87г/см3; его легко обрабатывать — резать, ковать, прокатывать, штамповать. Ему можно придать большую прочность и твердость за счет термического и механического воздействия (закалка, прокатка).
Рассказывая о свойствах железа, нужно прежде всего оговорить, о каком железе идет речь — о технически чистом железе или о железе высшей чистоты. Разница в их свойствах — и физических, и химических — достаточно велика. Технически чистое железо называется низкоуглеродистой электротехнической сталью. В этом названии отражены назначение материала и содержание главных примесей: углерода — 0,02—0,04%, а кислорода, серы, азота и фосфора еще меньше.
Железо высшей чистоты содержит менее 0,001% примесей.
Оба материала обладают хорошими магнитными свойствами, хорошо свариваются. Однако если технически чистое железо — металл средней активности, то высокочистое — почти инертно. Механические свойства железа высшей чистоты не высокие, прочность намного меньше, чем у стали или чугуна. В качестве конструкционного материала железо высшей чистоты не применяется. Но если в него ввести в определенном порядке легирующие добавки, то оно сможет выдержать нагрузку до 600 кг/см2 вместо обычных 17—21 кг/см2.
5) Химические свойства железа и его соединений
УЧИТЕЛЬ. Железо взаимодействует как с простыми, так и сложными веществами. Предлагаю вам провести эксперименты с серой, соляной кислотой, сульфатом меди, объяснить свои наблюдения и составить уравнения химических реакций.
ВОПРОС: Чем является железо в данных уравнениях реакций? (На экране появляется слайд №4-5). (Ученики записывают в тетрадях)
Fe + S = FeS
Fe + 2HCI = FeCI2 + H2
Fe + CuSO4 = FeSO4 + Cu
Fe0 - 2e = Fe+2 (восстановитель)
ВОПРОС: Что вы наблюдали при проведении третьей реакции?
УЧЕНИКИ: Железо вытеснило медь из раствора сульфата меди.
ВОПРОС: Действует ли вода и кислород на железо?
УЧИТЕЛЬ: При обычных условиях вода не действует на железо, однако, в присутствии кислорода протекает следующая реакция: (на экране появляется слайд №3) (запись в тетради)
4Fe + 6Н2О + 3О2 = 4Fe(ОН)3

Fe0 - 3ē = Fe+3 4 восстановитель, процесс окисления
О20 + 4ē = 2О-2 3 окислитель, процесс восстановления
Fe(OH)3 - гидроксид железа (III) - основная часть ржавчины. Для протекания данной реакции необходимо одновременно присутствие воды и кислорода, в противном случае коррозия так и не наступит. Известно, что в течение многих столетий стоит знаменитая железная колонна в столице Индии Дели. Почему?
УЧЕНИКИ: Там сухой воздух.
УЧИТЕЛЬ: Предлагаю учащимся провести опыт: реакцию обмена между сульфатом железа (II) и гидроксидом натрия, записать уравнение химической реакции в молекулярном и ионном виде (на экране появляется слайд № 4) (запись в тетради).
F
eSО4 + 2NaОН = Na2SО4 + Fe(ОН)2
F
e2+ + SО42- + 2Na+ + 2ОН- = 2Na+ + SО42- + Fe(ОН)2
Fe2+ + 2ОН- = Fe(ОН)2
Учитель предлагает учащимся вновь вернуться к полученному осадку и посмотреть на изменение цвета.
ВОПРОС: Как изменился цвет осадка? Что произошло?
УЧЕНИКИ. Отмечают изменение цвета осадка из зеленоватого до бурого .
УЧИТЕЛЬ. Соединение железа двухвалентного неустойчиво и окисляется, превращаясь в соединение железа трехвалентного бурого цвета (слайд № 5) (запись в тетради).
4 Fe(ОН)2 + О2 + 2Н2О = 4Fe(ОН)3

Fe+2 - 1ē = Fe+3 4 восстановитель, процесс окисления
О20 + 4ē = 2О-2 1 окислитель, процесс восстановления
ВОПРОС: Может вытеснять железо водород из воды?
УЧЕНИК. Да, может, но только при сильном нагревании (запись на доске и в тетради).
Fe + H2O = FeO +H2
Fe0 - 2e = Fe+2 - восстановитель - окисление
2H+ + 2е = Н2 - окислитель - восстановление
ВОПРОС: Какие два оксида образует химический элемент железо?
УЧЕНИКИ. FeO – оксид железа (II) и Fe2O3– оксид железа (III).
ВОПРОС: Какими свойствами они обладают?
УЧЕНИКИ. FeO (оксид железа (II)) – основными; Fe2O3 (оксид железа (III)) – амфотерными (запись в тетради).
УЧИТЕЛЬ. При окислении железа в высокотемпературном режиме образуется железная окалина: 3 Fe +2O2 = Fе 3O 4 (запись в тетради)
6) Лабораторный опыт 13.
КАЧЕСТВЕННЫЕ РЕАКЦИИ НА ДВУХ- И ТРЕХЗАРЯДНЫЕ ИОНЫ ЖЕЛЕЗА
Опыт 1. В одну пробирку налейте 2—3 см3 свежеприготовленного раствора соли железа (II), а в другую — столько же соли железа (III). 3 обе пробирки прилейте по 2—3 см3 раствора щелочи.
Объясните наблюдаемое. Для реакций обмена составьте сокращенные ионно-молекулярные уравнения, а для окислительно-восстановительной реакции — схему электронного баланса. Объясните, почему для соли железа (II) нужно брать свежеприготовленный раствор.
Опыт 2. К раствору соли железа (III) прилейте раствор роданида калия KSCN или роданида аммония NH4SCN.
Как изменилась окраска раствора? Напишите сокращенное ионно-молекулярное уравнение этой реакции, имея в виду образование слабодиссоциирующего роданида железа (III) Fe(SCN)3. Вспомните, в каком виде записывают слабодиссоциирующие вещества в ионно-молекулярных уравнениях.
7) Получение железа.
УЧИТЕЛЬ. Получение железа. Чистое железо получают в сравнительно небольших количествах электролизом водных растворов его солей или восстановлением водородом его оксидов. В стадии научной разработки находится способ непосредственного получения железа из руд путем электролиза расплавов (подобно алюминию). Получает развитие производство достаточно чистого железа прямым восстановлением его из рудных концентратов водородом, природным газом или углем при относительно низких температурах.
Целые страницы, посвященные химии и химической технологии, находим мы в произведениях Ж.Верна. Благодаря химическим знаниям инженера Сайруса Смита («Таинственный остров») было изготовлено много полезных вещей. Первое и главное, что стали делать люди, оказавшиеся на необитаемом острове, — это «добывать» металл. Для получения чистого металла Смит нагревал при высокой температуре железную руду (магнитный железняк) с углем.
Несколько слов об авторе романа. Французский писатель Жюль Верн (1829—1908) в 1849 г. получает диплом доктора права. Его не прельщает деятельность юриста, т. к. он хочет стать писателем.
Первый приключенческий роман Жюль Верн написал в 35лет. Чем для нас, химиков, интересны его романы? В них в увлекательной форме описаны многие химические процессы. У писателя была картотека с описанием химических явлений и в личной библиотеке — книга Д.И.Менделеева * Основы химии». Самостоятельное изучение закономерностей химических явлений помогло писателю создать интересные научно-фантастические романы. Он жил во времена расцвета химии и деятельности таких великих ученых, как Д.И.Менделеев, А.М.Бутлеров. Его другом был французский химик П.-Э.Лекок де Буободран, открывший галлий, предсказанный Менделеевым.
II. Закрепление материала Самостоятельная работа
Осуществить превращения:
Fe+3 → Fe0 → Fe+2, Fe0 → Fe+3 → Fe0.
III. Подведение итогов урока. Рефлексия.
УЧИТЕЛЬ. В завершении урока поделитесь своими впечатлениями. Для этого допишите предложения, посвященные сегодняшнему уроку:
Сегодня я узнал (а)_________ Я удивился (лась)__________
Теперь я умею ____________ Я хотел (а) бы _____________
IV. Домашнее задание: § 49, задания в конце параграфа № 3,4,5.
Используемая литература
Новошинский И.Н., Новошинская Н.С. Химия 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007.
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Сборник самостоятельных работ по химии (к учебнику «Химия. 9 класс»). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Новошинский И.И., Новошинская Н.С. Тетрадь для практических работ и лабораторных опытов (к учебнику 9 кл). – М.: ООО «ТИД Русское слово - РС», 2007
Я иду на урок Химии. Книга для учителя. – М.: “Первое сентября”, 2001.