СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по математике: "Сравнение чисел"

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основные цели:

1) Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.

2) Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путём составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.

3) Тренировать вычислительные навыки. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по математике: "Сравнение чисел"»


Муниципальное общеобразовательное учреждение

СРЕДНЯЯ общеобразовательная школа №24

городского округа Павловский Посад Московской области

















Открытый урок по математике в 1 «Б» классе


Учитель: Шеварнова Т.Н.


Тип урока: ОНЗ


Тема: «Сравнение чисел»







16 декабря 2019 г.

Основные цели:

1) Сформировать представление о большем, меньшем числах и разности, умение выполнять разностное сравнение, находить большее и меньшее числа.

2) Тренировать умения сравнивать группы предметов по количеству путём

составления пар, устанавливать зависимость между компонентами и результатами арифметических действий, решать текстовые задачи.

3) Тренировать вычислительные навыки. Мыслительные операции, необходимые на этапе проектирования: анализ, синтез, обобщение.

Демонстрационный материал:

1) карточки со знаками ;

2) «треугольная» таблица сложения;

3) карточки с выражениями:

4) ряд чисел:

5) дополненный ряд чисел:

6) карточка с заданием на сравнение по количеству групп предметов:

7) 9 картинок с капелькой и 6 картинок со снежинкой:

8) эталон правила сравнения чисел:

9) эталон для проверки задания в парах:

Раздаточный материал:

1) планшетки;

2) карточка с заданием на сравнение по количеству групп предметов:

3) конверты;

4) карточка с заданием на пробное действие:


Узнайте с помощью арифметического действия, на сколько предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.


5) карточка с заданием для самостоятельной работы:

6) эталон для самопроверки самостоятельной работы:

7) карточка с лестницей успеха для самооценивания.


Ход урока:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Цель:


1) мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством анализа

четверостишия;

2) определить содержательные рамки урока: сравнение чисел.


Организация учебного процесса на этапе 1:

На доске записано четверостишие:

В школу мы пришли учиться,

В жизни это пригодиться!

Тот, кто хочет много знать,

Должен сам все постигать!


- Ребята! Я записала на доске стихотворение. Давайте прочитаем его.

- Согласны ли вы с его содержанием? (...)

- Как вы понимаете, что учение пригодиться в жизни? (...)

- Выделите главное слово в последних двух строках и объясните свой выбор. (Слово «сам», так как мы учимся тогда, когда сами понимаем, чего мы не знаем, и сами открываем новое знание. )

На доске под стихотворением висят знаки .

- Посмотрите на доску. Что вы видите? (Знаки сравнения)

- Для чего нужны эти знаки? (Для сравнения).

- Сегодня мы продолжим работу над сравнением чисел. Пожелаем друг другу удачи.


2. Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель:

1) повторить способы сравнения чисел по числовому отрезку, путем составления пар;

2) повторить «треугольную» таблицу сложения;


3) тренировать мыслительные операции: анализ, синтез, обобщение;

4) зафиксировать индивидуальное затруднение в деятельности, демонстрирующее недостаточность имеющихся знаний для выполнения заданий, связанного с поиском границ некоторой суммы.


Организация учебного процесса на этапе 2:

1) Повторение «треугольной» таблицы сложения.

- Что необходимо сделать перед изучением нового материала? (Повторить уже изученное).

- Посмотрите на доску.

На доске карточки с выражениями

- На какие группы можно разбить эти выражения? (По действию, по цифре первого компонента)

- Давайте разобьем эти выражения на группы по арифметическому действию.

Дети называют группы, учитель перевешивает карточки на доске:

- Назовите компоненты каждого арифметического действия. (В действии вычитания: из целого вычитаем часть, получаем часть; в действии сложения: части складываем, получаем целое.)


- Выполните действия, записав на планшетках только результат.


Учащиеся работают на индивидуальных планшетках.

- Давайте проверим. Чем вы пользовались при выполнении задания? (Таблицей сложения, составом чисел.)

- Какие ответы у вас получились?


Учитель выписывает на доску согласованные с учащимися ответы. Параллельно ведется работа по исправлению ошибок.

2) Тренинг мыслительных операций. Повторение понятий «большее» и «меньшее» числа.

- Расставьте полученные результаты в порядке возрастания.

Учащиеся работают на индивидуальных планшетках.

- Какой ряд у вас получился?

Учитель вывешивает согласованный с учащимися ряд чисел. Параллельно ведется работа над ошибками.

2 3 5 6 7 9

- Рассмотрите получившейся ряд. Что вы заметили? (Не хватает несколько чисел)

- Давайте вставим на доске пропущенные числа.

Учащиеся называют числа, учитель вносит изменения в ряду на доске.

1 2 3 4 5 6 7 8 9

- Назовите число, которое больше 3, но меньше 5. (4)

- Назовите число, которое меньше 9, но больше 7. (8)

- Назовите числа, которые меньше 3. (2, 1)

- Назовите числа, которые меньше 8, но больше 4. (5, 6, 7)


3) Повторение сравнение групп предметов по количеству с помощью составления пар.

- Положите перед собой карточку, которая лежит перед вами.

Учитель вывешивает карточку на доску.

- Что вам нужно сделать? (Сравнить количество предметов.)

- Что значит сравнить? (Узнать, каких предметов больше.)

- Как это показать? (Это можно показать с помощью знаков ,

- Что еще вы можете узнать? (На сколько предметов больше или меньше.)

- Как мы это узнаем? (Учащиеся проговаривают алгоритм сравнения.)

Учитель вывешивает алгоритм сравнения.

- Сравните группы предметов и узнайте, на сколько предметов больше или меньше.

Учащиеся выполняют задание самостоятельно.

После выполнения задания учитель организует фронтальную проверку. Двое учащихся из класса по очереди озвучивают свои действия. Убедившись, что задание выполнено верно, заполняет образец на доске.


4) Задание для выполнения пробного действия.

- Что мы только что повторили? (Состав чисел, алгоритм сравнения групп предметов, сравнение с помощью числового отрезка.)

- Какое задание нам предстоит теперь выполнить? (Задание, в котором есть что-то новое)

- Положите перед собой конверт. Достаньте из него карточку с заданием.

Узнайте с помощью арифметического действия, на сколько предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.

Узнайте с помощью арифметического действия, на сколько предметов в одной группе больше или меньше, чем в другой.

- Прочитайте задание. (Учащиеся читают задание про себя.)

- Что нового в этом задании? (Мы не узнавали на сколько больше с помощью

арифметического действия.)

- Попробуйте выполнить это задание.

- Кто выполнил задание? (...)

Учитель фиксирует ответы детей на доске. Рассматривается вариант, где дети записали действие вычитание.

- Кто записал действие, каким правилом вы пользовались? (Такого правила нет.)

- Что вы не смогли сделать? (Мы не смогли доказать. )

- Что надо сделать? (Надо подумать. )


3. Локализация затруднения.

Цель.

1) организовать выявление и фиксацию места и причины затруднения.

Организация учебного процесса на этапе 3:

- Какое задание вы выполняли? (Определяли, на сколько капелек больше, чем снежинок, с помощью арифметического действия. )

- Где возникло затруднение? (В доказательстве.)

- Почему вы не смогли доказать? (Такое правило еще не изучали. )


4. Построение плана проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) согласовать цель и тему урока;

2) организовать выбор средства — модели;

3) построить план «открытия» нового знания.


Организация учебного процесса на этапе 4:

- Какую цель мы ставим перед собой на уроке? (Доказать, что с помощью действия вычитания можно узнать, на сколько больше число предметов, чем другое.)

- Как будет называться наш урок? (Сравнение чисел.)

- С чего начнем нашу работу? (Выполним действия с предметами.)

- Что мы можем сделать с предметами? (Составить из них пары.)

- Как мы можем это сделать? (Соединить линиями.)

- Как еще мы можем расположить предметы, чтобы не ошибиться в составлении пар? (Расположить предметы друг под другом.)

- Давайте составим план.

1. Расположим предметы друг под другом.

2. Посмотрим, что получиться.

3. Построим эталон.

4. Потренируемся.


Учитель фиксирует план на доске. Далее по выполнению каждого пункта учитель ставит «+».

- Сумеем ли выполнить план на этом уроке? (Да)

- Тогда в путь.


5. Реализация проекта выхода из затруднения.

Цель:

1) реализовать построенный проект: вывести правило разностного сравнения;

2) построить эталон разностного сравнения.


Организация учебного процесса на этапе 5:

- Какой первый шаг? (Расположить предметы друг под другом.)


Учитель выкладывает на фланелеграфе друг под другом снежинки и капельки.

- Сколько у нас капелек? (9)

- Сколько снежинок? (6)

- Что вы видите? (Три капельки остались без пары.)

- Если 3 капельки остались, каким же арифметическим действием можно узнать их количество? (Вычитанием. 9 — 6 =3)

- Значит как узнать, на сколько больше или меньше предметов? (Из большего числа вычесть меньшее. )

- Что мы только что выполнили? (Первые два шага плана. )

- Что осталось сделать? (Построить эталон)

- Всегда ли мы можем рисовать предметы? (Нет)

- Что нам поможет? (Отрезок. )

- Давайте наложим отрезки на капельки, на снежинки.

Учитель накладывает отрезки на каждый рад предметов.

- Сравните эти отрезки. (На капельках отрезок длиннее, чем на снежинках.)

- Почему? (Потому что капелек больше, а снежинок меньше.)

- Давайте надпишем эти отрезки.

Учитель надписывает отрезки.

- Кто может показать, на сколько большой отрезок больше меньшего? Как это показать? (Провести границы)

- Как назвать эту часть? (...)

- В чем разница между отрезками? (Учащиеся указывают часть на сколько первый отрезок

длиннее второго.)

- Поэтому эту часть назвали разностью. Давайте обозначим эту часть.

- Как же узнать разницу? (Нужно из большего числа вычесть меньшее.)

- Давайте запишем с помощью букв.

Учитель записывает на доске

Б-М=Р

- Что еще мы можем узнать, пользуясь этой схемой? (Большее и меньшее число. )

- Как найти большее число?

В случае необходимости учитель обращается к заданию на пробное действие. Все количество капелек можно узнать, если к количеству снежинок прибавить разность 3. А количество снежинок можно узнать вычитанием из количества капелек разность 3.

(Надо к меньшему числу прибавить разность, или к разности прибавить меньшее число.)

Учитель делает на доске соответствующие записи:

М+Р=Б

Р+М=Б

- Как найти меньшее число? (Надо из большего вычесть разность.)

На доске учитель дописывает:

Б-Р=М

- Что мы с вами только что сделали? (Построили эталон.)

Учитель вывешивает заранее заготовленный эталон.

- Как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Нужно из большего вычесть меньшее.)

- Что мы узнаем? (Разность.)

- Как узнать большее число?

- Как узнать меньшее число?

Учащиеся проговаривают новые правила по эталону.

- Где мы можем использовать это правило? (Для сравнения всех чисел.)

- Какой пункт плана мы выполнили? (Третий. )

- Что осталось сделать? (Тренироваться. )


6. Первичное закрепление.

Цель.

1) зафиксировать в речи правила разностного сравнения.

Организация учебного процесса на этапе 6:

1) - Теперь у нас есть правила сравнения чисел. Пользуясь этими правилами, выполним N1, стр.52

На сколько больше? На сколько меньше? Каким действием это можно узнать?

Учащиеся работают фронтально. При составлении выражения проговаривают свои действия вслух:

- Чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, надо из большего вычесть меньшее.

2) №4, стр.53

Придумай задачи и запиши решение:

С первой схемой учащиеся работают у доски, две другие целесообразно предложить для работы в парах. Проверка по эталону.

- Что вы только что сделали? (Тренировались в применении правила. )

- Какой следующий ваш шаг? (Выполнить самостоятельную работу. )

- Зачем? (Чтобы проверить, усвоили ли мы правило.)


7. Самоконтроль с самопроверкой по эталону.

Цель:

1) тренировать способность к самоконтролю и самооценке;

2) проверить свое умение применять правила разностного сравнения.


Организация учебного процесса на этапе 7:

Учитель раздает учащимся карточки с самостоятельной работой.

- Придумайте задачи и запишите решение.

Учащиеся работают самостоятельно на карточках. На работу отводится 2-3 минуты. По окончании времени, отведенного на выполнение самостоятельной работы, учащиеся проверяют ее по заготовленным эталонам для самопроверки, которые могут лежать в конвертах на столах или быть розданы учителем.

- Кто допустил ошибки при выполнении задания? (...)

- В чем причина ваших ошибок? (Не верно применили правила, не верно выполнили вычисления)

- Поднимите руки, у кого все верно. Поставьте себе за работу знак «+».

- Что мы можем сказать об усвоении нового правила? (…)


8. Включение в систему знаний и повторение.

Цель:

1) включить новое правило в систему знаний;

2) тренировать вычислительный навык.

Организация учебного процесса на этапе 8:

№5 стр. 53

5) Расшифруй слово, расположив ответы примеров в порядке возрастания:

Данное задание может выполняться учащимися самостоятельно. Затем учитель организует проверку. Проверка может быть по этапам: сначала проверяются значения каждого выражения, затем ряд, образованный числами, расставленными в порядке возрастания, затем слово.


9. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель:


1) зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

2) оценить собственную деятельность на уроке;

3) зафиксировать неразрешенные затруднения, если они есть, как направление будущей деятельности;

4) организовать рефлексивный анализ требований со стороны учебной деятельности.


Организация учебной деятельности на этапе 9:

- Чему учились сегодня на уроке? (Узнавали с помощью арифметического действия, на сколько больше одно число, чем другое. )

- Достигли вы цели? (Да.)

- Как же узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? (Нужно из большего вычесть меньшее.)

- Как вы открыли это правило? (Мы сами поняли, чего мы не знаем, постарались сами открыть знания.)

- Какие трудности возникали на уроке? (В решении примеров, не все выучили таблицу сложения.)

- Что надо делать? (На следующих уроках тренироваться. )

- Теперь я предлагаю вам оценить свою работу на уроке. Положите перед собой «лестницу успеха». Покажите, где вы находитесь.


Учащиеся показывают знаком уровень, на котором они находятся.

Учитель обобщает результаты.