МКОУ «Канцильская средняя общеобразовательная школа»
Открытый урок по математике в 3 классе на тему:
«Проверка деления с остатком»
Провела: Муратханова Зарифа Рамазановна,
учитель начальных классов
2023 г.
Урок. Проверка деления с остатком
Цели: учить выполнять проверку деления с остатком; закреплять вычислительные навыки, умение решать задачи изученных видов.
Планируемые результаты: учащиеся научатся выполнять проверку деления с остатком; решать задачи изученных видов; работать в группах; выполнять задания творческого и поискового характера.
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний
1. Математический диктант
1. Найдите частное чисел 96 и 6. (16.)
2. Какое число умножили на 12 и получили 48? (4.)
3. Найдите произведение чисел 23 и 4. (92.)
4. На сколько разделили число 88 и получили 44? (На 2.)
5. Уменьшаемое 64, разность 2. Чему равно вычитаемое? (62.)
6. Делимое 64, частное 2. Чему равен делитель? (32.)
7. Увеличьте 18 в 4 раза. (72.)
8. Во сколько раз 52 больше 4? (В 13.)
9. На сколько 52 больше 4? (На 48.)
10. Найдите второй множитель, если первый множитель 23,
а произведение 69. (3.)
2. Блицтурнир
(Учитель читает задачу, учащиеся записывают решение. Один ученик работает у доски. Проверка.)
• В каждую байдарку садятся по 2 гребца. Сколько байдарок участвует в соревновании, если гребцов Ъ человек? (Ь: 2.)
• На вокзал в четверг прибыло с поездов, а в пятницу — в 3 раза меньше. Сколько поездов прибыло на вокзал в пятницу? (с : 3.)
• В библиотеке d книг про Таню Гроттер и с - про Гарри Поттера. Во сколько раз книг про Таню Гроттер больше, чем книг про Гарри Поттера? (d: с.)
• У Натащи т баночек с гуашью и п фломастеров. На сколько меньше у Наташи фломастеров, чем баночек с гуашью? (т — п.)
• В школу привезли у учебников по английскому языку, а по математике — в 3 раза больше. Сколько учебников по математике привезли в школу? (у . 3.)
III. Самоопределение к деятельности
— Рассмотрите группы выражений.
5-745:9
8-635:7
5-9 48:8
— Как называются выражения первого столбика? (Произведения.)
— Как называются выражения второго столбика? (Частные.)
— Составьте из выражений пары. (5.7 и 35: 7, 8 . 6 и 48: 8, 5-9и45:9.)
- Найдите значения выражений первой пары 35:7 = 5.)
- Как взаимосвязаны эти выражения?
- Вспомните, как найти неизвестное делимое?
- Увеличьте делимое на 3 единицы. Запишите равенство. (40: 7 = 5 (ост. 5).)
- Какое действие надо добавить, чтобы выполнить проверку деления с остатком и найти делимое? (Надо делитель умножить на частное и прибавить остаток: 5- 7 + 5 = 40.)
- Сформулируйте тему и задачи урока.
IV. Работа по теме урока
Работа по учебнику
- Посмотрите, как выполнили проверку деление с остатком, нас. 32.
- Подтвердились ли ваши предположения?
№ 1 (с. 32).
(Первые четыре примера — с подробным объяснением и записью на доске, следующие четыре - с комментированием с места, последние два - самостоятельно. Самопроверка.)
V. Физкультминутка
Мы туристы, мы в пути.
Веселей шагайте, ноги,
Легче выдох, глубже вдох.
Путь не близок, недалек.
Впереди течет ручей —
Перепрыгнем поскорей.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Мы садимся ниже, ниже.
VI. Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
№3(с.32).
- Прочитайте задачу.
- Как оформить краткую запись условия? (С помощью опорных слов.)
- Что надо узнать в задаче?
- Какие слова будут опорными? (Первая половила пути, вторая половина пути.)
(Учитель выполняет краткую запись на доске, 4 учащиеся -в тетрадях.)
— Запишите решение и ответ задачи самостоятельно. (Проверка.)
№6 (с. 32).
(Игра «Кто быстрее». Работа в группах.)
— Как быстрее вычислить периметр? (Надо действие сложения заменить умножением.)
2. Выполнение задания в рабочей тетради №96 (с. 36).
(Самостоятельное выполнение. Взаимопроверка. Тем, кто справится с заданием быстрее остальных, дополнительно можно предложить выполнить задание в учебнике: № 7 (с. 32).)
VII. Рефлексия
(«Проверь себя» (учебник, с. 32). Самостоятельное выполнение. Два ученика работают на откидной доске. Взаимопроверка.)
— Оцените свою работу на уроке.
VIII. Подведение итогов урока
— Чему вы учились сегодня на уроке?
— Как выполнить проверку деления с остатком?
— Какое задание было самым интересным?
— Как эффективно организовать работу в группах?
Домашнеезадание
Учебник: № 4, 5 (с. 32).