СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Падеж имён существительных"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по русскому языку в 3 классе "Падеж имён существительных"»

Открытый урок по русскому языку в 3 классе по теме «Падеж имён существительных»

Тип урока: открытие новых знаний.

Цель урока: познакомить с системой падежей русского языка, с алгоритмом определения падежа имени существительного в предложении;

тренировать в определении падежа конкретного слова в предложении.

Задачи урока:

  1. Развивать навыки грамотного письма.

  2. Развивать и совершенствовать речь учащихся.

  3. Способствовать развитию мышления, продолжить учить делать выводы.

  4. Продолжить работу над формированием коммуникативной культуры при работе в парах.

Методы обучения:

  • Словесные (беседа, фронтальный опрос);

  • Наглядные (демонстрационный материал, карточки для индивидуальной работы);

  • Практические (упражнения);

  • Поисковые (частично-поисковые);

  • Аналитический;

  • Самостоятельной работы учеников.

Форма работы: парная, индивидуальная, фронтальная

Средства обучения: Учебник, компьютер, интерактивная доска, ММП, карточки для парной и индивидуальной работы, словарь, листы самооценки, шкала оценки.

Слад №1. 1. Мотивационный. Приветствие учителя. Создание положительного настроя на урок. Песня.

Есть за горами, за лесами маленькая страна

Там дети с добрыми глазами

Там жизнь любви полна.

Там чудо – знания даются там зла и горя нет

Там во дворце живет учитель и детям дарит свет.

Маленькая страна 2 р

В замке под номером 15 - начальная школа.

Маленькая страна 2 р

Там где в душе светло и ясно

Там где всегда весна.


  1. Актуализация знаний.

Сегодня у нас сказочный урок – открываем первое царство-государство. Желаю всем успехов.

- Но начнем мы его с пословицы.

Слад №2. Мудрым никто не родился, а научился.

- Как понимаете значение пословицы?

- Как вы думаете, можно ли сразу родиться мудрым?

- Сразу родиться мудрым нельзя, потому что для того, чтобы стать мудрым, нужно очень много знать, обладать большим жизненным опытом, стать взрослым, а вы ещё молоды. Вам предстоит многое узнать и многому научиться. К этой пословице мы вернёмся в конце урока и выясним, в чём вы стали мудрее за урок? А у нас в гостях мудрая помощница сова. (картинка)


2. Проверка домашнего задания. Вспомните наш раздел по русскому языку. (части речи)

Мы с вами будем путешествовать по царству «Части речи».

- С какой частью речи мы познакомились?

- Значит первый житель нашей страны – это….( имя существительное) - Дайте определение. ТАБЛИЦА

-Что вы знаете об имени существительном? (ученики перечисляют морфологические признаки существительного.)

Мы получили сказочный кластер.

Работа в группах: мини пресс-конференция

Правила работы на конференции: быть вежливым, внимательным, не перебивать друг друга, доказывать свою точку зрения, говорить громко, понятно.

Оценка учителя.

3. Самоопределение к деятельности. Используя прием « Инпут», мы прочитаем сказку. На листочках: В нашем царстве- государстве жила мудрая сова. Ни одно важное решение не принималось без __________. К _______ приходили звери, прилетали птицы. Все хвалили, уважали умную _______, были довольны правлением _________. Жители царства говорили самые добрые слова о ________.

- Что вы заметили? Какую работу выполнили? - Изменили в слове «сова» окончание.

Слайд № 3 - Такое изменение имен существительных называется изменением по падежам. Слово падеж произошло от латинского слова cаsus (казус) – падение. Изменение по падежам называется «склонение». В немецком языке 4 падежа, у финнов – 15, в грамматике Венгрии целых 22 падежа. Но каждый народ прекрасно справляется со своими падежами. А вот у китайцев, напротив, существительные совсем не склоняются и никаких падежей в китайской грамматике нет! Каждый падеж русского языка имеет своё название.


Слайд № 4 4. Определение цели и задач урока.

- Вы догадались, о чем пойдет речь на уроке? Сформулируйте тему нашего урока. Падеж имён существительных.

- Какие задачи мы должны сегодня решить с вами? (Узнать названия падежей, вопросы каждого падежа. Научиться определять падеж имён существительных,. Развивать навыки грамотного письма).

5. Работа по теме урока. Знакомство с падежами русского языка. Слушайте внимательно стихотворение и определите название падежа и вопросы к нему.

Открывается новое царство – государство.

Итак, давайте представим падежи имени существительного:

  1. Есть именительный падеж,
    И нет на нём чужих одежд.
    Его легко все узнают
    И в 
    подлежащее зовут.
    Предлогов с детства не люблю,
    С собою рядом не терплю.
    Мои вопросы – 
    кто? и что?
    Ни с чем не спутает никто.

С каким падежом познакомились ? На какие вопросы отвечают существительные в им. падеже? Почему этих вопросов два? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются ли существительные в им. пад. с предлогами? Падеж на доску.

  1. А я – падеж родительный.
    Характер мой – общительный.
    Кого? Чего? Нет – вот он я!
    Предлоги часто мне друзья:
    И
     с, и до, и у, и из –
    До неба вверх и с неба вниз.
    С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в род. падеже? Падеж на доску.

  2. Я называюсь дательным,
    Работаю старательно.
    Кому отдать? К чему призвать?
    Лишь только я могу сказать.
    С предлогом 
    к и по дружу,
    Но и один гулять хожу.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в дат. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Употребляются с предлогами? Какими? Падеж на доску.

4. А я – винительный падеж
И я во всём 
виню невежд.
Зато отличников люблю,
Для них «пятёрки» я ловлю.
Кого позвать? Во что играть,
Готов ребятам подсказать.
Не прочь с предлогами дружить,
Но и без них могу прожить.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в вин. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Могут употребляться с предлогами? Падеж на доску.

  1. А я – творительный падеж,
    Исполнен всяческих надежд.
    Любуюсь! – Чем?
    Творите! – 
    С кем?
    Я подскажу вам – нет проблем!
    Предлогам 
    перед, под и над
    В любой момент я очень рад.

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в тв. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют?

6.   Я – падеж предложный.
Со мною случай сложный.
Мне без предлогов свет не мил.
О ком? О чём я говорил?
Ах да, нужны предлоги!
Без них мне нет дороги.
Пусть будет 
о, и в, и при –
Ты их случайно не сотри:
Тогда смогу я рассказать,
О чём мечтать и в чём гулять?

С каким падежом познакомились? На какие вопросы отвечают существительные в пр. падеже? Какое вспомогательное слово они имеют? Без чего никогда не употребляются сущ-е в пр. падеже?

- Для того, чтобы запомнить последовательность падежей в русском языке, я прочитаю вам сказку о падежах.

Сказка о падежах.

Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать ИМЕНИТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Родился и стал РОДИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Первое слово, которое он выучил, было «На», он очень любил со всеми делиться, раздавать всё, что имел, и его назвали ДАТЕЛЬНЫЙ ПАДЕЖ. Он был большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал ВИНИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Потом он подрос, начал творить добрые дела и стал называться ТВОРИТЕЛЬНЫМ ПАДЕЖОМ. Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь ПРЕДЛОЖНЫМ ПАДЕЖОМ.

  1. Физминутка про падежи.



  1. Практическая часть по новой теме.

- Пока мы с вами отдыхали, в зимнем государстве подул сильный ветер и сдул все падежи.

8. Работа в тетради. Откройте тетради, запишите дату, вид работы, тему урока.

Обратите внимание на орфограммы и знаки препинания.

Слайд. 5 Тетрадь под наклоном я кладу,

Ручку правильно держу,

За посадкою слежу

С чистотою я дружу.

Интерактивное творческое задание «собери падежи».

-Ну а теперь попробуем определить падеж у имен существительных.

- Составим алгоритм действий: (Чтобы определить падеж 1-найти слово, 2 – задать к слову вопрос, 3 -по вопросу определить падеж)

  1. Работа с электронной доской - упражнения из электронного приложения.

10. Межпредметная связь. Скажите, где в жизни мы встречаемся с падежами? (везде)

11. Итог урока. Рефлексия.

Слайд № 6 - Вспомним, с какой пословицы мы начали урок?

- Стали вы мудрее? В чём?

- Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

  - Что мы узнали? Назовите их и вопросы к ним.

- Оцените свою работу на уроке.

Золотой ключик к замку – Молодец, всё выполнял верно.

Серебряный - Хорошо, но есть ошибки.

Чугунный - Допускал много ошибок, нужно ещё поработать.


Слайд № 7 Домашнее задание. Выучить падежи. Стр. 41 упр.71

Подробное знакомство с каждым падежом имен существительных мы продолжим на следующих уроках.

Слайд № 8 - Наимудрейшие мои, Я благодарю вас за урок и вручаю вам орден мудрости.

Песня Антонова « Живет на свете красота»