СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Памятки по предмету «Русский язык» 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной разработке представлены памятки по предмету "Русский язык" 2 класс УМК "Школа России"

Просмотр содержимого документа
«Памятки по предмету «Русский язык» 2 класс»

Памятки по предмету

«Русский язык» 2 класс


Предложение.

  1. Предложение состоит из слов. Все слова в предложении связаны по смыслу. В предложении от слова к слову можно задать вопрос.

  2. Предложение выражает законченную мысль.

  3. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.

  4. В конце предложения ставится знак . ? ! или

  5. В предложении есть грамматическая основа (главные члены предложения) – подлежащее и сказуемое.


Текст.

  1. Текст состоит из предложений.

  2. Предложения в тексте связаны по смыслу.

  3. У текста есть заглавие. По заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте.

  4. Части текста: начало, основная часть, концовка.



Звуки, буквы

гласные согласные


А

О

У

Ы

Э

Н

М

Л

Р

Й

Б

В

Г

Д

Ж

З





Ъ

Я

Ё

Ю

И

Е






П

Ф

К

Т

Ш

С

Х

Ц

Ч

Щ

Ь


Гласные звуки:

    • произносятся с голосом;

    • воздух не встречает преград;

    • образуют слог (сколько в слове гласных, столько и слогов).

Гласные звуки бывают ударными и безударными.

Гласные 1 ряда А, О, У, Ы, Э указывают на твёрдость предшествующих согласных.

Гласные 2 ряда Я, Ё, Ю, И, Е указывают на мягкость предшествующих согласных.




Буквы Я, Ё, Ю, Е обозначают 2 звука, когда стоят

    • после гласной,

    • после разделительного Ъ и Ь,

    • в начале слова.

Согласные звуки

    • произносятся с шумом (глухие) или с шумом и голосом (звонкие);

    • воздух встречает преграды: язык, зубы, губы;

    • не образуют слог.

Согласные буквы, обозначающие только твёрдый звук: Ш, Ж, Ц.

Согласные буквы, обозначающие только мягкий звук: Ч, Й,Щ.

Парные согласные по глухости - звонкости:


звонкие

Б

В

Г

Д

Ж

З

глухие

П

Ф

К

Т

Ш

С


Состав слова.




  1. КОРЕНЬ – это главная значимая часть слова, в которой заключён смысл всех однокоренных слов. (Общая часть родственных слов). Чтобы правильно выделить корень, нужно подобрать как можно больше однокоренных слов и посмотреть, какая часть в них является общей.

Вода, водица, подводный, наводнение, водяной, половодье.

Однокоренные слова – это слова, у которых общий корень и одинаковое значение.


  1. СУФФИКС – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

Дом – домик, домовой, домище.

  1. ПРИСТАВКА – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.






Бежал убежал, прибежал, отбежал, набежал.

Приставка – часть слова, поэтому она пишется со словом слитно.


  1. ОКОНЧАНИЕ – изменяемая часть слова. Образует формы слова. Служит для связи слов в предложении. Чтобы определить окончание, надо изменить слово.

Человек , у человека , человеком.


Заглавная буква.

  1. С заглавной буквы пишется начало предложения.

Осень. По небу плывут хмурые тучи.

  1. С заглавной буквы пишутся:

    • имена, отчества, фамилии людей; имена сказочных героев, клички животных;

Татьяна Павловна Комарова; Дюймовочка; попугай Кеша

    • географические и астрономические названия;

страна Россия, город Нижневартовск, река Обь, улица Ленина, звезда Солнце, планета Земля

    • названия кинофильмов, спектаклей, газет, пароходов, детских садов, театров и т.д. (выделяются кавычками)

книга ,,Маугли”, команда ,,Динамо”, театр ,,Барабашка”


Перенос слов.

  1. Слова переносятся по слогам. Ха-рактер, харак-тер.

  2. Ь, Ъ, Й не переносятся на следующую строку. Буль-он, отъ-езд, май-ка.

  3. Нельзя оставлять на строке или переносить одну букву.

  4. Удвоенные согласные в середине слова разбиваются переносом. Кас-са.



Орфограммы.
  1. ЖИ ШИ пиши с буквой И, ЧА ЩА с буквой А,

ЧУ ЩУ с буквой У.

жизнь, шина, часовой, площадка, чудесный, прищурил

  1. Буквосочетания ЧК, ЧН, ЩН, НЩ, РЩ, НЧ пиши без Ь. девочка, ночной, мощный, барабанщик, сварщик, кончик

  2. Безударная гласная в корне слова.





Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным.

лиса´ ли´сы, лесни´к лес



  1. Ь – показатель мягкости согласных.

Буква Ь – показатель мягкости согласных пишется на конце слова после согласных и в середине слова между согласными.

конь, коньки, большой

  1. Парная согласная.

Чтобы правильно написать парную звонкую или глухую согласную в конце и середине слова надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы после согласного звука был гласный.

арбуз арбузы, друг нет друга, ловкий - ловок



Разделительный Ь (мягкий знак).

Разделительный Ь пишется в корне слова после согласных букв перед гласными е, ё, ю, я, и.

варенье, польёт, вьюга, семья, ульи

Разделительный Ъ (твёрдый знак).

Разделительный Ъ пишется после приставок, оканчивающихся на согласный и перед гласными е, ё, ю, я.

отъезд, подъём, объявление

Удвоенная согласная.

Удвоенная согласная в корне слова – это две согласные буквы, стоящие рядом. Их нельзя проверить, а надо запомнить.

класс, рассказ, Россия, русский








Части речи.



  1. ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ – это часть речи, которая обозначает предметы и отвечает на вопросы КТО? ЧТО?

(кто?) птица, человек, тигр

(что?) дверь, метель, мир, питание, дружба

Имена существительные бывают одушевлёнными и неодушевлёнными.

ОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ обозначают живые предметы и отвечают на вопрос КТО?

(кто?) родители, второклассник, бабочка

НЕОДУШЕВЛЁННЫЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ

обозначают неживые предметы и отвечают на вопрос ЧТО?

(что?) учебник, мир, терпение



  1. ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ это часть речи, которая обозначает признаки предмета и отвечает на вопросы КАКОЙ? КАКАЯ? КАКОЕ? КАКИЕ?

дети(какие?) милые, славные, симпатичные, вежливые, внимательные

Имя прилагательное всегда связано с именем существительным.

(что?) гриб

(какой?) красный,

(кто?) кошка

(какая?) усатая

, (что?) дерево

(какое?) ветвистое,

(кто?) дети

(какие?) вежливые



  1. ГЛАГОЛ – это часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы ЧТО ДЕЛАЕТ? ЧТО ДЕЛАЛ? ЧТО СДЕЛАЛ?

комар (что делал?) летал, звенел, комар (что делает?) кусает, изводит, комар (что сделал?) укусил, усмехнулся

  1. МЕЖДОМЕТИЕ – это часть речи, которая выражает разные чувства: радость, восторг, восхищение, страх, боль, жалость и др. К междометиям нельзя задать вопрос.

ах, эх, ух, ох, ай, ой, хе-хе, фу



  1. ПРЕДЛОГ – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги с другими словами пишутся раздельно.

Гулял в парке. Гулял в (красивом) парке.



Синонимы и антонимы.
  1. Синонимы – слова различные по звучанию, но близкие по значению.

бегемот гиппопотам, бежать мчаться, красный алый

  1. Антонимы – слова с противоположным значением.

ранний поздний, утро вечер, вверх вниз, кричать – шептать, громко – тихо