СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников »

Нажмите, чтобы узнать подробности

Результаты педагогической диагностики успешности обучения учащихся начальных классов.

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников »»

Доклад учителя начальных классов МОУ Новобелоярской СШ Колесниковой М.Н.

«Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников »


Утверждённый в РФ новый стандарт основан на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленные на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных. Такой стандарт предполагает переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.

В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е.ставить перед собой цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоение учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.

В начале учебного года для своих учеников я провела педагогическую диагностику с целью: выявить уровень готовности третьеклассников, то есть, как сформированы предпосылки к овладению знаний по русскому языку и математике. Это дало возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития», т.е. что ребенок может сделать сам, а что с помощью взрослого.
В центре моего внимания оказались дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Но не оставляла без внимания и детей с высоким потенциалом успешности обучения, которым предлагала дополнительный материал, способствующий их развитию и сохранению их познавательного интереса.
Поэтому и возникла основная проблема: дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные познавательные особенности.
Исходя из этой проблемы, я выбрала тему «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка». Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Школа России». Для реализации цели на уроках использую продуктивные методы исследовательской деятельности, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваю дифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию товарища , стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей. 
За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики). Работаю без второгодников и неуспевающих. Для этого использую вариативные средства и формы работы, обеспечиваю включенность каждого в процесс учебной деятельности. 
Для того, чтобы видеть продвижение каждого ученика, я завела на каждого ребенка папки (портфолио ученика), в которых отражаю результаты проведенных педагогических диагностик, творческие работы ученика. 
Веду портфолио всего класса, где отражаю результаты учебно-воспитательной деятельности. За время обучения с первого класса в развитии детей произошли существенные сдвиги: все дети овладели действием звукового анализа слов; свободно выделяли последовательность звуков в слове; овладели приемами вычислений. Несмотря на это, нужно отметить, что процесс коррекции тех недостатков, которые сформировались в дошкольном возрасте, требуют значительно большего времени, чем один год. Следовательно, развивающая работа продолжается в течение всего обучения детей в начальной школе.
Очень важную роль при обучении играет учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество дает каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в работу класса; без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у успешных детей искажается становление характера. В своей работе использую следующие типы сотрудничества:
Хор – общее, слитное, одинаковое действие класса по образцу учителя 

( приучить каждого ребенка к общей работе);
- (действие по цепочке: взаимодополнение действий друг друга (научить детей слышать и помнить, что сказали другие ученики);
- работа в парах; в группах (показать детям, что возможны две разные точки зрения и обе верны);

- реакция на ответ (сделать реакцию на ответ нормой работы класса);

- парная работа детей (учить договариваться, находить общее мнение). 

Это позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы его успехи в формировании его учебной деятельности, анализирую, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, устанавливаю причины трудностей и выбираю пути их устранения. Ведь одна и та же учебная задача для одних для детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.
Чтобы достигнуть нужного результата: вовлечь в работу всех учеников на доступном для них уровне деятельности с их фактическими и потенциальными возможностями от учителя требуется большого профессионального мастерства и творческого потенциала. Поэтому последующие уроки строю, исходя из анализа педагогической диагностики и мониторинга. Выбираю траекторию развития индивидуально для каждого, стараюсь разнообразить подачу нового материала, организуя совместный поиск новых способов действий: Для этого учу самостоятельно определять свои достижения, контролировать и оценивать свою деятельность. 
Результаты педагогической диагностики успешности обучения учащихся по русскому языку и математике за I и II полугодия 


Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса

по математике 1 полугодие 2016-2017 учебного года

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 1 полугодие 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д.

Все учащиеся класса в 3 четверти повысили К.З. и СОУ.

Учащиеся стремятся работать самостоятельно








Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса

по русскому языку за 1 полугодие 2016-2017 учебного года

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 1 полугодие 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., КривощёковаД., Тебекиной Ю.. Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Ипполитова М., Неутолимова В., Фролова Д.


Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса

по математике за 2016-2017 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д.

Все учащиеся класса в 3 четверти повысили К.З. и СОУ. Учащиеся стремятся работать самостоятельно. Неуспевающих учащихся по предмету в классе нет.



Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса

по русскому языку за 2016-2017 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., КривощёковаД., Тебекиной Ю.. Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Ипполитова М., Неутолимова В., Фролова Д. Неуспевающих учащихся по предмету в классе нет.


Мониторинг успеваемости учащихся 4 класса

по математике за 2017-2018 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 4 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 2017-2018 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д. Неуспевающих учащихся нет .

Учащиеся повысили К.З. и СОУ на 3%. , стремятся работать самостоятельно. Учителем была поставлена цель работать индивидуально со слабыми учащимися , повысить их успеваемость , готовить детей к ВПР по предмету. В итоге все учащиеся справились с работой.



Мониторинг успеваемости учащихся 4 класса

по русскому языку за 2017-2018 учебный год


В ходе исследования успеваемости учащихся 4 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 2017-2018 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д. Неуспевающих учащихся нет .Учащиеся справились с всероссийской проверочной работой по русскому языку.

Из диаграмм видно то, что качество знаний учащихся по русскому языку и математике выросло . Конечно, работу необходимо продолжать при переходе учащихся в 5 класс.


Что получилось? Во – первых, удалось устранить пробелы, выявленные в ходе проведения педагогических диагностик и мониторинга, во – вторых, повысился уровень развития по предметам: математика, русский язык. У одного учащегося уровень развития оставался низким. Возникла другая проблема: низкая мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. Как быть? Я старалась найти причины, почему это происходит? И для себя поняла: восприятие материала каждым учеником происходит по-разному. Кто-то схватывает быстро, кто-то медленнее и не каждый умеет выразить свою мысль, потерян интерес к знаниям. Тогда я поставила перед собой цель: сделать доступным для учащихся усвоение учебного материала; развить интерес к урокам математики. Один из возможных путей - это преобразование условий задачи, моделирование отношений в предметной, графической или буквенной форме при взаимодействии игровой и учебно – познавательной деятельности в учебном процессе для того, чтобы у детей появилось желание и умение учиться т.к. основные трудности дети испытывали именно при решении текстовых задач на разностное сравнение и при решении составных задач (задач в два действия).

Что же такое решение задачи? Это хорошо известные всем этапы:
- умение выделять основные части задачи;
- всесторонний анализ ситуации, предоставленной в задаче;
- выделение математических отношений, в ней заложенных.

Чтобы учащимся легче было зафиксировать свою мысль, как бы развернуть ее в пространстве, с 1-го класса ввела графические и схематические модели для каждого вида задач. Дети постепенно учились составлять модели, схемы к задачам и конструировать. Всё разнообразие простых задач на сложение и вычитание представила в виде трех видов:

- задачи на нахождение суммы ( целого числа) и неизвестного слагаемого; 
- задачи на нахождение остатка; уменьшаемого и вычитаемого; 
- задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение. 


Разбираем задачи, опираясь на модели, краткую запись, устанавливаем соответствие между содержанием задачи и моделью;
- выбираем из данных задач ту, которая соответствует схеме, модели;
- выбираем из нескольких схем, моделей ту, которая соответствует данной задаче;
- определяем по схеме, модели все арифметические способы, которыми может быть решена данная задача.




Модели – схемы задач





Чтобы сформировать у учащихся умение анализировать составные задачи, вести рассуждения, решаем с ребятами значительное количество задач разной структуры. Схема даёт наглядное представление о разбиении составной задачи на элементарные и служит опорой мыслительной деятельности учащихся при анализе, как от вопроса, так и от числовых данных. 
При такой систематической работе над задачами развиваю такие качества, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, а также развиваются и навыки самоконтроля. Анализируя контрольные работы учащихся можно сделать выводы, что ребята хорошо решают задачи.
На уроках русского языка главной целью ставлю формирование грамотного ученика через планирование учебной деятельности; отбор средств для выполнения задания и последовательность их действий. Дети сами формулируют правила, создают схемы и таблицы, тем самым материал кажется им более доступным и понятным.
Главная цель контролирующе – оценочной деятельности в начальной школе – определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился.
На этом этапе появляется совместная контролирующая деятельность ученика и учителя:

- раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
- совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).

Такая организация дифференцированного контроля и оценки предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы; поддерживает достаточно высокий уровень обучения; исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять легкие задания; обеспечивает своевременную помощь детям, испытывающим трудности в обучении. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости. Один и тот же материал я могу проверить с помощью разных форм контроля, выбрав ту форму, которая больше подходит для моего класса. Учащиеся знакомы с этими формами и поэтому могут применить свои знания в разных учебных ситуациях. 
Приведу пример развития контролирующе – оценочной деятельности учеников:
1).В письменной самостоятельной работе ученик допустил ошибки в нескольких словах. Я не исправляю каждую ошибку, не указываю на нее, а подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, и предлагаю ученику самому ее найти. Затем совместно мы выясняем причины появления ошибок и своей рукой ребенок ее исправляет.
2) Я не подчеркиваю слово, в котором сделана ошибка, а ставлю пометку на полях около строчки. Ученикам предлагаю взаимопроверку: дети меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, находят ошибки, вместе обсуждают их и исправляют.
Я стараюсь создавать условия, которые бы обеспечили развитие контролирующей и оценочной деятельности у каждого ученика, т.е. сделать обучение и систему контроля доступными для каждого.
На уроках чтения стараюсь формировать грамотного читателя, понимающего прочитанное, умеющего анализировать прочитанный текст и обосновывать оценочное суждение, составлять монологическое высказывание, умеющего участвовать в диалоге.
На уроках я использую дидактические игры. Эти игры формируют новую ведущую деятельность – учебную. Дидактическая игра – игра с правилами. Игра с правилами имеет учебную задачу, которую необходимо решить. Она обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Игра с элементами соревнования способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более собранными, внимательными, быстрыми. И, самое главное, дети не боятся выходить к доске, не боятся ошибиться. Они уверены в своих действиях. Создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке.
Все эти средства и методы позволяют мне поддерживать 100% успеваемость при 60% качества. Позитивная динамика сохраняется при переходе в среднее звено. 


Результаты обучения


года


2класс 

2015-2016г


3класс 

2016-2017г


4класс 

2017-2018г


Качество


54,3%


56,4%


59,2%


Успешность 


100%


100%


100%


Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на уроках создавать условия для развития коммуникативных, интеллектуальных, информационных и оценочных компетенций Стараюсь создавать такие условия, которые бы обеспечивали учащимся успешность, помогали продвинуться в развитии вперёд шаг за шагом, а это можно сделать только через хороший современный урок. Современный урок – это время, когда учащийся познаёт себя, делает открытия, ищет решения, сомневается, радуется. Уверена в том, что чем более разнообразна структура уроков, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
Как классный руководитель, постоянно осуществляю работу как с «одаренными» детьми, так и с детьми «группы риска», стараясь привлечь их к занятиям во внеурочное время, в которых сегодня задействованы 100% учащихся класса; работаю над формированием детского самоуправления, держу постоянную взаимосвязь с родителями через классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы. 
Во внеклассной работе с детьми считаю основными следующие задачи: развивать субъективность личности каждого учащегося, создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника: поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка. 

Все мероприятия планирую с учетом этих задач и направлений,
которые выбрала для успешной работы: коммуникативный потенциал (развитие умения говорить и слушать; проявление внимания к другим людям, животным, природе; выработка способностей сопереживать, сочувствовать); нравственный потенциал (понимание таких ценностей: как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «дружба», «уважение»); познавательный потенциал (наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию); художественный потенциал (развитие эстетической восприимчивости окружающей среды); физический потенциал (стремление стать сильным, ловким и закаленным) 

В классе нет пропусков без уважительной причины. Есть и свои традиции в классе: проведение «Дня именинника»; «Дня Матери»;

« Папа, мама и я – наша дружная семья», «Новогоднее представление», инсценируем сказки для детей дошкольной группы, поздравляем бабушек, мам, девочек к празднику «8 Марта» и мальчиков ко «Дню защитника Отечества»; Собираем посылки для солдат к празднику, для ветеранов готовим открытки, в конце учебного года проводим совместное с родителями чаепитие, экскурсии на природу. Все это, считаю, оказывает благоприятное влияние на успешность обучения: нет неуспевающих учеников, количество детей, обучающихся на «4» и «5» не снижается.
Ученики принимают участие в различных творческих конкурсах: школьная олимпиада, всероссийская предметная олимпиада по предметам, проектов, где дети показывают хорошие результаты.
Обучающиеся принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах детского рисунка, получают дипломы.

Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Поэтому организую, учебный процесс с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Использую на своих уроках здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного, которая способствует не только психическому развитию, но и поддерживают здоровье детей. Для этого проанализировала медицинские карты своих учеников, выяснила, что 80% школьников класса имеют хорошее здоровье . 100% учеников относятся к I основной группе по физическому развитию. Учебный процесс, построенный по технологии В.Ф. Базарного, ведёт к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата.
Вижу новые образовательные задачи в своей профессиональной деятельности, уделяю внимание самообразованию. Выступаю на семинарах и заседаниях МО