СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников»

Начальная школа — фундамент дальнейшего обучения, и от успешности этого периода во многом зависит судьба человека, его профессиональная карьера приобретает социальный смысл, поэтому проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования.

Характеристика личности успешного младшего школьника:

  • высокая мотивация; интерес к учению; сформированность знаний, умений и навыков, творческий подход к их усвоению; прилежание;

  • проявление любознательности в различных областях знаний, заинтересованное отношение к внеклассным и внешкольным мероприятиям;

  • адекватная самооценка и положительный статус в коллективе;

  • умение адекватно оценивать результаты своей деятельности и давать объективную оценку работам других детей;

  • умение радоваться своим достижениям, переживать неудачи и сопереживать одноклассникам;


  • способность к самоанализу и стремление понять мотивы поступков окружающих.

Успешное обучение в начальной школе невозможно без формирования

у младших школьников универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться. Они не зависят от конкретного содержания предмета. При этом каждый учебный предмет в соответствии со спецификой содержания занимает в этом процессе свое место. Ученик на уровне возможностей своего возраста должен освоить способы познавательной, творческой деятельности, овладеть коммуникативными и информационными умениями, быть готовым к продолжению образования.


Реализуя новый стандарт, каждый учитель выходит за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

Схема «учитель-ученик» заменяется более сложной позиционной схемой - создается многоэлементная модель, все части которой «работают» на успех маленького ученика, при этом он является центром взаимодействия системы.


Необходимыми элементами такой системы являются не только учителя и классный руководитель, но и другие специалисты школы - психолог, социальный педагог.

Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы стало достижение не только предметных, но и, как подчеркивается в стандарте, метапредметных результатов, к числу которых относятся: освоенные учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

В связи с этим измененилась контрольно-оценочная деятельность педагога: во-первых, осуществляется проверка предметных знаний, умений и навыков и, во-вторых, оценка степени овладения универсальными учебными действиями. Такие проверки необходимо проводить в процессе всего периода обучения школьника. Следовательно, актуальными становятся новые методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для постоянного контроля успешности обучения своих учеников, овладения ими универсальными учебными действиями как основы умения учиться.

Педагогическая диагностика, которую учитель проводит трижды в течение каждого года обучения: в начале учебного года, по результатам I полугодия и в конце года — проверяет также умение школьника применять полученные знания в нестандартных ситуациях. Естественно, даже к концу обучения в начальной школе трудно ожидать сформированности у младшего школьника полноценной учебной деятельности, ее формирование будет продолжаться в ходе дальнейшего обучения. Но своевременная оценка процесса формирования ведущей учебной деятельности позволяет выявить трудности этого процесса, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом.

Особое значение педагогической диагностики в повышении качества начального образования проявляется в том, что её результаты позволяют учителю:

  • выяснить, как у учеников класса идет формирование учебной деятельности, как изменяется уровень овладения отдельными ее компонентами, в том числе проследить и за уровнем сформированности самоконтроля и самооценки;

  • выявить способы работы, которыми овладели ученики;

  • пронаблюдать за результатами выполнения специальных заданий, выясняющих уровень самостоятельности учащихся.

Именно этим педагогическая диагностика существенно отличается от обычных контрольных работ, тестовых заданий, выясняющих лишь полноту и прочность полученных знаний и умений учащихся, т.е. их предметную подготовку.

Проводя педагогическую диагностику, учитель получает дополнительный материал для полной объективной оценки учебных возможностей ребенка. Он имеет возможность проследить за качественными изменениями, которые происходят с учеником в результате обучения. Это невозможно сделать, используя только привычные методы оценки знаний и умений учащихся.

Сравнение полученных результатов регулярно проводимых диагностических работ показывает, насколько прочно владеют ученики известными им способами работы, как удерживают поставленную учебную задачу. Важно постоянно фиксировать, какие изменения происходят с ребенком в процессе обучения, как изменяется понимание им учебных требований, в какой помощи учителя он нуждается. На этой основе учитель сможет более эффективно осуществлять дифференциацию и индивидуализацию обучения.

Контроль и оценка – не менее важные компоненты УУД ( регулятивные). Именно поэтому их формирование начинается с первых дней пребывания ребёнка в школе. Перед учителем встаёт сложная задача - научить учеников самостоятельно и объективно оценивать результаты своей деятельности.

Очень важно, чтобы ребёнок оценивал свои достижения, не сравнивая себя с одноклассниками. Сравнение должно происходить только с самим собой, сегодняшний результат может сравниваться с предыдущим. При этом каждый ученик должен чётко понимать следующие моменты:

  • что нужно оценивать;

  • зачем необходимо проводить оценивание;

  • какие формы оценок существуют.


В результате кропотливой работы дети учатся:

  • видеть затруднения в собственной деятельности;

  • устанавливать их причины;

  • определять цель своей дальнейшей работы и выбирать средства и способы достижения поставленной цели;

  • осуществлять поиск необходимой информации;

  • сравнивать, анализировать, делать выводы;

  • формулировать своё мнение и позицию, работать в сотрудничестве.

Подводя итог вышесказанному, заметим, что сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника.

Проблема успешности обучения и воспитания младших школьников является основной проблемой начального образования. Реализуя новый стандарт, каждый учитель выходит за рамки своего предмета, задумываясь, прежде всего, о развитии личности ребенка, необходимости формирования универсальных учебных умений, без которых ученик не сможет быть успешным ни на следующих ступенях образования, ни в профессиональной деятельности. В связи с этим изменилась контрольно-оценочная деятельность педагога: актуальными становятся новые методы и формы текущего контроля и оценивания, которые учитель может использовать для

постоянного контроля успешности обучения своих учеников. Педагогическая диагностика позволяет выявить трудности процесса обучения, установить их причины и, как следствие, своевременно внести коррективы, что обеспечит достижение учащимися уровня подготовки, определенного новым стандартом. сравнение полученных результатов диагностических работ помогает формировать у учащихся мотивацию к обучению, как главной составляющей личности успешного младшего школьника.