Доклад учителя начальных классов МОУ Новобелоярской СШ Колесниковой М.Н.
«Педагогическая диагностика успешности обучения младших школьников »
Утверждённый в РФ новый стандарт основан на системно-деятельностном подходе к организации обучения, направленные на образовательные результаты в начальной школе как на систему трех типов компетенций: личностных, метапредметных и предметных. Такой стандарт предполагает переход российской системы образования в начальной школе от традиционной модели обучения к обучению, построенному по типу учебной деятельности обучающихся.
В соответствии с ФГОС НОО основное внимание я направила на формирование у детей основ умения учиться и способности к организации своей деятельности. Я поставила перед собой задачу учить детей целеполаганию, т.е.ставить перед собой цель и следовать ей в учебной деятельности, планировать свою деятельность, осуществлять её контроль и оценку, взаимодействовать с педагогом и сверстниками в учебном процессе. Предметом итоговой оценки выпускников начальной школы становится достижение не только предметных, но и, как подчёркивается в стандарте, метапредметных результатов, включающих освоение учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), которые обеспечивают овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться.
В начале учебного года для своих учеников я провела педагогическую диагностику с целью: выявить уровень готовности третьеклассников, то есть, как сформированы предпосылки к овладению знаний по русскому языку и математике. Это дало возможность увидеть не только уровень, на котором находится ребенок в настоящий момент, но и «зону его ближайшего развития», т.е. что ребенок может сделать сам, а что с помощью взрослого.
В центре моего внимания оказались дети с низким уровнем готовности к школьному обучению. Но не оставляла без внимания и детей с высоким потенциалом успешности обучения, которым предлагала дополнительный материал, способствующий их развитию и сохранению их познавательного интереса.
Поэтому и возникла основная проблема: дифференцированный подход к детям, учитывающий их индивидуальные познавательные особенности.
Исходя из этой проблемы, я выбрала тему «Дифференциация обучения – путь поддержки индивидуальности ребенка». Целью своей работы считаю сохранение и поддержку индивидуальности каждого ребенка. Основной задачей для достижения этой цели считаю оказание педагогической поддержки развитию интересов, индивидуальных склонностей и способностей учащихся, в чём мне помогает система заданий, разработанных авторами комплекта по программе «Школа России». Для реализации цели на уроках использую продуктивные методы исследовательской деятельности, формирую навыки контроля и самоконтроля, оценки и самооценки через взаимопроверку, проверку по образцу. На уроках обеспечиваю дифференцированное обучение через учебное сотрудничество, учебный диалог и нравственные позиции детей, которые формирую в процессе их совместной деятельности, когда проявляется уважение друг к другу, умение отстоять свою позицию и принять позицию товарища , стремление помочь однокласснику, умение радоваться успехам других детей.
За основу своей педагогической деятельности беру предметный мониторинг, в ходе которого диагностирую и отслеживаю индивидуальные учебные достижения каждого учащегося. Строю его с учётом возрастных и психологических особенностей детей и представляю в виде совокупностей двух видов деятельности: деятельности того, кто обучает (учитель), деятельности того, кто учится (ученики). Работаю без второгодников и неуспевающих. Для этого использую вариативные средства и формы работы, обеспечиваю включенность каждого в процесс учебной деятельности.
Для того, чтобы видеть продвижение каждого ученика, я завела на каждого ребенка папки (портфолио ученика), в которых отражаю результаты проведенных педагогических диагностик, творческие работы ученика.
Веду портфолио всего класса, где отражаю результаты учебно-воспитательной деятельности. За время обучения с первого класса в развитии детей произошли существенные сдвиги: все дети овладели действием звукового анализа слов; свободно выделяли последовательность звуков в слове; овладели приемами вычислений. Несмотря на это, нужно отметить, что процесс коррекции тех недостатков, которые сформировались в дошкольном возрасте, требуют значительно большего времени, чем один год. Следовательно, развивающая работа продолжается в течение всего обучения детей в начальной школе.
Очень важную роль при обучении играет учебное сотрудничество. Учебное сотрудничество дает каждому ребенку эмоциональную поддержку, без которой многие дети вообще не могут добровольно включиться в работу класса; без которой у робких и слабо подготовленных детей развивается школьная тревожность, а у успешных детей искажается становление характера. В своей работе использую следующие типы сотрудничества:
Хор – общее, слитное, одинаковое действие класса по образцу учителя
( приучить каждого ребенка к общей работе);
- (действие по цепочке: взаимодополнение действий друг друга (научить детей слышать и помнить, что сказали другие ученики);
- работа в парах; в группах (показать детям, что возможны две разные точки зрения и обе верны);
- реакция на ответ (сделать реакцию на ответ нормой работы класса);
- парная работа детей (учить договариваться, находить общее мнение).
Это позволяет определить уровень достижений каждого ученика, установить, каковы его успехи в формировании его учебной деятельности, анализирую, что усвоено прочно, осознанно, а что нуждается в повторении, устанавливаю причины трудностей и выбираю пути их устранения. Ведь одна и та же учебная задача для одних для детей является сложной, почти неразрешимой проблемой, а для других она - лёгкий вопрос.
Чтобы достигнуть нужного результата: вовлечь в работу всех учеников на доступном для них уровне деятельности с их фактическими и потенциальными возможностями от учителя требуется большого профессионального мастерства и творческого потенциала. Поэтому последующие уроки строю, исходя из анализа педагогической диагностики и мониторинга. Выбираю траекторию развития индивидуально для каждого, стараюсь разнообразить подачу нового материала, организуя совместный поиск новых способов действий: Для этого учу самостоятельно определять свои достижения, контролировать и оценивать свою деятельность.
Результаты педагогической диагностики успешности обучения учащихся по русскому языку и математике за I и II полугодия
Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса
по математике 1 полугодие 2016-2017 учебного года

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 1 полугодие 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д.
Все учащиеся класса в 3 четверти повысили К.З. и СОУ.
Учащиеся стремятся работать самостоятельно
Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса
по русскому языку за 1 полугодие 2016-2017 учебного года

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 1 полугодие 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., КривощёковаД., Тебекиной Ю.. Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Ипполитова М., Неутолимова В., Фролова Д.
Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса
по математике за 2016-2017 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д.
Все учащиеся класса в 3 четверти повысили К.З. и СОУ. Учащиеся стремятся работать самостоятельно. Неуспевающих учащихся по предмету в классе нет.
Мониторинг успеваемости учащихся 3 класса
по русскому языку за 2016-2017 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 3 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 2016-2017 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., КривощёковаД., Тебекиной Ю.. Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Ипполитова М., Неутолимова В., Фролова Д. Неуспевающих учащихся по предмету в классе нет.
Мониторинг успеваемости учащихся 4 класса
по математике за 2017-2018 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 4 класса ( в классе 7 учащихся) по математике за 2017-2018 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д. Неуспевающих учащихся нет .
Учащиеся повысили К.З. и СОУ на 3%. , стремятся работать самостоятельно. Учителем была поставлена цель работать индивидуально со слабыми учащимися , повысить их успеваемость , готовить детей к ВПР по предмету. В итоге все учащиеся справились с работой.
Мониторинг успеваемости учащихся 4 класса
по русскому языку за 2017-2018 учебный год

В ходе исследования успеваемости учащихся 4 класса ( в классе 7 учащихся) по русскому языку за 2017-2018 уч.г. было выявлено: динамика успеваемости положительная у Ерофеевой Л., Ипполитова М., Неутолимова В., Тебекиной Ю.Удовлетворительные знания по предмету у Ерофеева С., Кривощекова Д., Фролова Д. Неуспевающих учащихся нет .Учащиеся справились с всероссийской проверочной работой по русскому языку.
Из диаграмм видно то, что качество знаний учащихся по русскому языку и математике выросло . Конечно, работу необходимо продолжать при переходе учащихся в 5 класс.
Что получилось? Во – первых, удалось устранить пробелы, выявленные в ходе проведения педагогических диагностик и мониторинга, во – вторых, повысился уровень развития по предметам: математика, русский язык. У одного учащегося уровень развития оставался низким. Возникла другая проблема: низкая мыслительная деятельность учащихся на уроках математики. Как быть? Я старалась найти причины, почему это происходит? И для себя поняла: восприятие материала каждым учеником происходит по-разному. Кто-то схватывает быстро, кто-то медленнее и не каждый умеет выразить свою мысль, потерян интерес к знаниям. Тогда я поставила перед собой цель: сделать доступным для учащихся усвоение учебного материала; развить интерес к урокам математики. Один из возможных путей - это преобразование условий задачи, моделирование отношений в предметной, графической или буквенной форме при взаимодействии игровой и учебно – познавательной деятельности в учебном процессе для того, чтобы у детей появилось желание и умение учиться т.к. основные трудности дети испытывали именно при решении текстовых задач на разностное сравнение и при решении составных задач (задач в два действия).
Что же такое решение задачи? Это хорошо известные всем этапы:
- умение выделять основные части задачи;
- всесторонний анализ ситуации, предоставленной в задаче;
- выделение математических отношений, в ней заложенных.
Чтобы учащимся легче было зафиксировать свою мысль, как бы развернуть ее в пространстве, с 1-го класса ввела графические и схематические модели для каждого вида задач. Дети постепенно учились составлять модели, схемы к задачам и конструировать. Всё разнообразие простых задач на сложение и вычитание представила в виде трех видов:
- задачи на нахождение суммы ( целого числа) и неизвестного слагаемого;
- задачи на нахождение остатка; уменьшаемого и вычитаемого;
- задачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц и разностное сравнение.
Разбираем задачи, опираясь на модели, краткую запись, устанавливаем соответствие между содержанием задачи и моделью;
- выбираем из данных задач ту, которая соответствует схеме, модели;
- выбираем из нескольких схем, моделей ту, которая соответствует данной задаче;
- определяем по схеме, модели все арифметические способы, которыми может быть решена данная задача.
Модели – схемы задач

Чтобы сформировать у учащихся умение анализировать составные задачи, вести рассуждения, решаем с ребятами значительное количество задач разной структуры. Схема даёт наглядное представление о разбиении составной задачи на элементарные и служит опорой мыслительной деятельности учащихся при анализе, как от вопроса, так и от числовых данных.
При такой систематической работе над задачами развиваю такие качества, как умение анализировать, обобщать, выделять главное, а также развиваются и навыки самоконтроля. Анализируя контрольные работы учащихся можно сделать выводы, что ребята хорошо решают задачи.
На уроках русского языка главной целью ставлю формирование грамотного ученика через планирование учебной деятельности; отбор средств для выполнения задания и последовательность их действий. Дети сами формулируют правила, создают схемы и таблицы, тем самым материал кажется им более доступным и понятным.
Главная цель контролирующе – оценочной деятельности в начальной школе – определять уровень достижений школьника: что получилось, чему уже научился.
На этом этапе появляется совместная контролирующая деятельность ученика и учителя:
- раскрытие перед учеником его достижений в учении (что получилось);
- совместный анализ причин появления ошибок или недостатков в работе (почему не получилось);
- совместное обсуждение путей исправления ошибок и их предупреждения (что нужно сделать, чтобы избежать ошибок в будущем).
Такая организация дифференцированного контроля и оценки предоставляет ученикам право выбора уровня сложности задания или работы; поддерживает достаточно высокий уровень обучения; исключает ситуации, когда «сильным» ученикам скучно выполнять легкие задания; обеспечивает своевременную помощь детям, испытывающим трудности в обучении. Все это создает ситуацию успешности обучения у детей с разным темпом обучаемости. Один и тот же материал я могу проверить с помощью разных форм контроля, выбрав ту форму, которая больше подходит для моего класса. Учащиеся знакомы с этими формами и поэтому могут применить свои знания в разных учебных ситуациях.
Приведу пример развития контролирующе – оценочной деятельности учеников:
1).В письменной самостоятельной работе ученик допустил ошибки в нескольких словах. Я не исправляю каждую ошибку, не указываю на нее, а подчеркиваю слово, в котором допущена ошибка, и предлагаю ученику самому ее найти. Затем совместно мы выясняем причины появления ошибок и своей рукой ребенок ее исправляет.
2) Я не подчеркиваю слово, в котором сделана ошибка, а ставлю пометку на полях около строчки. Ученикам предлагаю взаимопроверку: дети меняются тетрадями, проверяют работы друг друга, находят ошибки, вместе обсуждают их и исправляют.
Я стараюсь создавать условия, которые бы обеспечили развитие контролирующей и оценочной деятельности у каждого ученика, т.е. сделать обучение и систему контроля доступными для каждого.
На уроках чтения стараюсь формировать грамотного читателя, понимающего прочитанное, умеющего анализировать прочитанный текст и обосновывать оценочное суждение, составлять монологическое высказывание, умеющего участвовать в диалоге.
На уроках я использую дидактические игры. Эти игры формируют новую ведущую деятельность – учебную. Дидактическая игра – игра с правилами. Игра с правилами имеет учебную задачу, которую необходимо решить. Она обязательно дает результат, развивает самоконтроль и самооценку. Игра с элементами соревнования способствует активизации деятельности учащихся, обязывает их быть более собранными, внимательными, быстрыми. И, самое главное, дети не боятся выходить к доске, не боятся ошибиться. Они уверены в своих действиях. Создаётся положительный эмоциональный настрой учащихся на уроке.
Все эти средства и методы позволяют мне поддерживать 100% успеваемость при 60% качества. Позитивная динамика сохраняется при переходе в среднее звено.
Результаты обучения
года | 2класс
2015-2016г | 3класс
2016-2017г | 4класс
2017-2018г |
Качество | 54,3% | 56,4% | 59,2% |
Успешность | 100% | 100% | 100% |
Кроме формирования предметных знаний, умений и навыков считаю очень важным на уроках создавать условия для развития коммуникативных, интеллектуальных, информационных и оценочных компетенций Стараюсь создавать такие условия, которые бы обеспечивали учащимся успешность, помогали продвинуться в развитии вперёд шаг за шагом, а это можно сделать только через хороший современный урок. Современный урок – это время, когда учащийся познаёт себя, делает открытия, ищет решения, сомневается, радуется. Уверена в том, что чем более разнообразна структура уроков, тем неожиданнее и удивительнее его начало, тем эффективнее дети включаются в учебную деятельность и тем она результативнее.
Как классный руководитель, постоянно осуществляю работу как с «одаренными» детьми, так и с детьми «группы риска», стараясь привлечь их к занятиям во внеурочное время, в которых сегодня задействованы 100% учащихся класса; работаю над формированием детского самоуправления, держу постоянную взаимосвязь с родителями через классные родительские собрания, коллективные и индивидуальные консультации, беседы.
Во внеклассной работе с детьми считаю основными следующие задачи: развивать субъективность личности каждого учащегося, создавать условия для интеллектуального, нравственного, коммуникативного, эстетического и физического самовыражения личности младшего школьника: поддерживать творческие устремления и действия каждого ребенка.
Все мероприятия планирую с учетом этих задач и направлений,
которые выбрала для успешной работы: коммуникативный потенциал (развитие умения говорить и слушать; проявление внимания к другим людям, животным, природе; выработка способностей сопереживать, сочувствовать); нравственный потенциал (понимание таких ценностей: как «семья», «школа», «учитель», «Родина», «дружба», «уважение»); познавательный потенциал (наблюдательность, активность и прилежание в учебном труде, устойчивый интерес к познанию); художественный потенциал (развитие эстетической восприимчивости окружающей среды); физический потенциал (стремление стать сильным, ловким и закаленным)
В классе нет пропусков без уважительной причины. Есть и свои традиции в классе: проведение «Дня именинника»; «Дня Матери»;
« Папа, мама и я – наша дружная семья», «Новогоднее представление», инсценируем сказки для детей дошкольной группы, поздравляем бабушек, мам, девочек к празднику «8 Марта» и мальчиков ко «Дню защитника Отечества»; Собираем посылки для солдат к празднику, для ветеранов готовим открытки, в конце учебного года проводим совместное с родителями чаепитие, экскурсии на природу. Все это, считаю, оказывает благоприятное влияние на успешность обучения: нет неуспевающих учеников, количество детей, обучающихся на «4» и «5» не снижается.
Ученики принимают участие в различных творческих конкурсах: школьная олимпиада, всероссийская предметная олимпиада по предметам, проектов, где дети показывают хорошие результаты.
Обучающиеся принимают участие в муниципальных, региональных и всероссийских конкурсах детского рисунка, получают дипломы.
Состояние здоровья ребёнка при поступлении в школу – это та стартовая позиция, которая во многом определяет успешность не только первого года обучения, но и всех последующих. Поэтому организую, учебный процесс с учётом всех норм и правил, способствующих сохранению и укреплению здоровья учащихся. Использую на своих уроках здоровьесберегающую технологию В.Ф. Базарного, которая способствует не только психическому развитию, но и поддерживают здоровье детей. Для этого проанализировала медицинские карты своих учеников, выяснила, что 80% школьников класса имеют хорошее здоровье . 100% учеников относятся к I основной группе по физическому развитию. Учебный процесс, построенный по технологии В.Ф. Базарного, ведёт к снижению заболеваемости детей, улучшению психологического климата.
Вижу новые образовательные задачи в своей профессиональной деятельности, уделяю внимание самообразованию. Выступаю на семинарах и заседаниях МО