КОУ ОО «Троснянская общеобразовательная школа-интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Педагогический проект:
«ВСЁ НАЧИНАЕТСЯ
С СЕМЬИ»
Тема: « Все начинается с семьи!»
Будет день счастливый и чудесный самый,
Если рядом будут папа и мама.
Буду я весёлой, буду очень рада,
Если будут рядом сестрёнка с братом.
А ещё я буду бесконечно рада,
Если рядом дедушка и бабушка рядом.
Ну а больше всех буду рада я,
Если будет рядом вся семья,
Вся моя семья.
Вид проекта: Информационно-практико-ориентированный;
Состав участников: учитель-логопед, учитель-дефектолог, социальный педагог, психолог, учащиеся 1-9 классов.
Продолжительность: краткосрочный (15.01.2024- 22.03.2024)
Актуальность проекта:
Современное общество нуждается в восстановлении традиционных семейных ценностей. Не все дети знают о своей семье; плохо ориентируются в родственных связях. Не знают и путают, кто кому кем приходится, кто старший в семье, кто младший. Укреплению родственных связей способствует занятие и совместное творчество, результаты которого можно продемонстрировать в школе, поделиться опытом с другими участниками образовательного процесса и что-то взять себе на вооружение.
Цель проекта: формировать у детей понятие «семья», воспитывать любовь и уважение к семье, как к людям, которые живут вместе, любят друг друга и заботятся о родных и близких.
Задачи проекта:
Формировать у детей представления о семье, профессии родителей.
Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учить проявлять заботу о родных людях.
Развивать коммуникативные навыки детей.
Дать представление о понятиях: “род”, “родители”, “родословная”, “семья”, “родные”, “близкие”.
Уточнить и расширить представления ребёнка о самом себе (он член семьи; имеет внешнее сходство с родителями и другими родственниками; цвет волос, глаз; у него есть обязанности по дому; он должен хорошо знать свою фамилию, имя, отчество, свой день рождения, домашний адрес и т. д.) .
Дать понятие о семейных традициях, о распределении семейных обязанностей.
Продолжать развивать познавательные способности у детей, активно включать их в творческо-поисковую деятельность.
Расширять кругозор и обогащать словарный запас детей терминами родственных отношений, развивать связную речь.
Способствовать повышению общей культуры общения членов семьи и их сближению.
Предварительный этап. /15.01.2024-31.01.2024/
1. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала.
2. Разработка конспектов, составление перспективного плана, создание развивающей среды по данному проекту.
3. Подбор литературного материала: книги о семье, фотографии.
4. Подбор информации для реализации проекта через ИКТ: песни, стихи, картинки.
5. Пополнение развивающей среды: плакаты, картинки.
6. Работа с родителями “консультация” «С чего начинается Родина».
Основной этап. /1.02.2024- 15.03.2024/
Схема реализации проекта:
Блок: информационно-познавательный:
«Моя семья», «Моя любимая мамочка», «Бабушки есть у всех», «Чем можно порадовать маму?», «У меня есть папа», «У меня есть брат/сестра», «Взрослые и дети», «Что такое семья?», «Для чего человеку семья?» «Самые мои дорогие люди», «Где я живу?», «Имена, отчества, фамилии и их значение»
Беседа «Дом в котором я живу»
Беседа на тему «Улица, на которой ты живешь».
Беседа «Что хорошего можно сделать для друзей».
Ситуативный разговор «Как я люблю свою маму».
Беседа «Профессия моей мамы»
Беседа о празднике «23 февраля» и «8 марта»
Беседа: «Мой любимый домашний питомец».
Беседа на тему: «Моя семья».
Беседа «Расскажи свой адрес».
Ситуативный разговор «Расскажи о своей семье»
Беседа «Мои бабушка и дедушка»
« Моя бабушка» С. Капутикян
«Мой дедушка» Р. Газматов
«Мама» Ю. Яковлев
«Заплатка», «И я помогаю маме» Н. Носов
«Грипп», «Прививка» А.Барто
«О мальчиках и девочках» С. Маршак
«Сыновья», «Обыкновенная старушка» В. Осеева
«Мамина работа» С. Баруздин
«Вместе тесно, врозь скучно» К. Ушинский
«Живая шляпа» Н. Носова
«Цветик - семицветик» В. Катаева
«Четыре желания» К. Ушинский
Заучивание пословиц, поговорок о семье.
Прослушивание песен о семье.
Составление описательных рассказов «Наша дружная семья».
Просмотр мультфильмов:
«Встречайте бабушку» /1984/
«Мама для мамонтенка» /1981/
«Осторожно, обезьянки!» /1984/
«Моя семья» /1989/
«Трое из Простоквашино» /1978/
Блок: игровой:
Пальчиковые игры: «Моя семья», «Мамины помощники», «Помоем мы посуду», «Дяди, тети, бабушки, дедушки», «Кто приехал?»
Дидактические игры: «Узнай, где я нахожусь?», «Собери картинку», «Кто это?», «Вертушки», «Разложи по росту», «Мое имя», «Моя семья», «Кто что делает», «Назови ласково», «Путешествие».
Коммуникативные игры: «Я расту…», «Назови ласково», «С днем рождения», «Как я люблю свою семью», «Скажи какая твоя семья», «У меня есть братик и сестренка».
Сюжетно – ролевые игры: «Дом», «Мы всей семьей отправляемся в путешествие», «Профессия моих родителей», «День рождения», «Семья», «Библиотека», «Парикмахерская», «Магазин».
Блок: продуктивный.
Рисование на тему: «Вот мой дом», «Мои папа и мама-…» (профессия). «Моя любимая мамочка», «Бабушка моя», «Мой папа самый сильный», «Портрет Моей семьи» , «Папа и мама гуляют со мной»
Раскрашивание раскрасок по теме «Семья»;
Аппликация: открытка папе, дедушке, брату к 23 февраля; открытка маме, бабушке, сестре к 8 марта.
Блок: Работа с родителями
« Что такое семья»
«С чего начинается Родина.»
«Чем заняться дома с детьми на каникулах»
Заключительный этап. /16.03.2024-22.03.2024/
В ходе реализации проекта мы пришли к выводу, что подобные занятия, игры, продуктивная деятельность объединяют детей общими впечатлениями, переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
За время проекта повысился рост познавательной активности у детей.
Этот проект помог детям почувствовать любовь и привязанность к родному дому, семье, испытать гордость и уважение к взрослым, гордиться достижениями родителей.
Создание ЛЭПБУКА «СЕМЬЯ»
Презентация проектной деятельности.