СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Персональные данные . Дети.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Примерный план проведения классных часов, посвященных защите персональных данных детей  в сети Интернет.

Просмотр содержимого документа
«Персональные данные . Дети.»

План-конспект занятия

Персональные данные и личная информация. Защита персональных данных в сети Интернет.


Тема занятия: Защита персональных данных и личной информации в сети Интернет»

Целевая аудитория: школьники в возрасте от 9 до 11 лет.

Цель занятия: ознакомление учащихся с понятием "персональные данные", формирование теоретических знаний и практических навыков безопасного поведения в сети Интернет.

Задачи занятия:

образовательные: формирование устойчивых знаний по теме «персональные данные».

развивающие: развитие коммуникационной компетенции, навыков индивидуальной практической деятельности.

воспитательные: формирование ответственного отношения к персональным данным и личной информации.

Тип занятия: изучение нового материала, обобщение и систематизация знаний.

Форма деятельности: фронтальная.

Методы обучения: словесно-визуальный.

Оборудование: проектор, проекционный экран, персональный компьютер.


Ход урока:

Организационный этап (1 мин.): приветствие обучающихся, концентрация внимания обучающихся, определение их собранности и готовности к уроку.

Объявление темы и целей урока

(5 мин.):

Актуализация знаний

Наш классный час хотелось бы начать с такого стихотворения, давайте прочитаем:


Как узнать про все на свете?

Ну конечно, в Интернете!

Там музеи, книги, игры,

Музыка, живые тигры!

Можно все, друзья, найти

В этой сказочной сети!


Бурное развитие компьютерных технологий и широкое распространение сети Интернет открывает перед людьми большие возможности для общения
и развития. Интернет – это безграничный мир информации. Здесь вы найдете много интересного и полезного для учёбы, в Интернете можно общаться со знакомыми и даже заводить друзей.

Сегодня количество пользователей российской сети Интернет составляет десятки миллионов людей, и немалая часть из них - дети, которые могут не знать об опасностях мировой паутины. Интернет - это не только кладезь возможностей, но и источник угроз.

Таким образом, кроме хорошего, в виртуальном мире есть и плохое. Неправильное поведение в Интернете может принести вред не только вам, но также вашим друзьям, родным и близким.

Сегодня по статистике 80 % школьников проводят почти три часа в день в Интернете, при этом большую часть времени проводя в социальных сетях, сообщая сведения от своих физических данных до сведений о семье и материальных возможностях.

Опрос детей, направленный на демонстрацию школьникам актуальности предложенной темы классного часа:

Поднимите руки те ребята, кто ежедневно пользуется Интернетом;

Поднимите руки те ребята, кто зарегистрирован в социальных сетях;

Поднимите руки те ребята, кто оставлял в Интернете информацию о себе, такую как фамилия, имя, отчество, дата рождения, номер телефона, фотографии и тд.

Давайте прочитаем еще одно стихотворение, и вы попробуете догадаться о чем же мы будем говорить сегодня:


Никогда не рассказывай о себе незнакомым людям: где ты живешь, учишься, свой номер телефона. Это должны знать только твои друзья и семья!

Чтобы вор к нам не пришёл,

И чужой нас не нашёл,

Телефон свой, адрес, фото

В Интернет не помещай

И другим не сообщай.


Может быть, кто-то  догадался, о чем мы будем сегодня беседовать? (Дети высказывают свои предположения).

Итак, сегодня тема нашего урока звучит так: "Персональные данные и их защита в сети Интернет" и для начала мы должны разобраться с Вами "а что же является персональными данными и у каждого ли человека они есть?".




Основная часть урока (24 мин.):


Этап

Действия учителя

Действия детей

Первичное усвоение новых знаний

(9 мин.)

Учитель рассказывает: персональные данные представляют собой информацию о конкретном человеке. Это те данные, которые позволяют нам узнать человека в толпе, идентифицировать и определить как конкретную личность.

Таких идентифицирующих данных огромное множество, к ним относятся:


фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст и пр.


Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком конкретном человеке идет речь будет невозможно.

Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас.


Учитель проводит опрос детей: какие еще примеры персональных данных вы знаете?
























Учитель принимает ответы детей: Все верно!

Учитель рассказывает: таким образом, мы можем сделать вывод, что любые сведения, по которым можно узнать человека, относятся к персональными (или личными) данными.

Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяемся таким людям больше, чем своим близким. Мы создаем своего виртуального прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе.

Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что мы делимся всего лишь информацией о себе, и к нашей обычной жизни вроде бы это не имеет никакого отношения. Однако в настоящее время информация о человеке, его персональные данные превратились в дорогой товар, который используется по-разному:

  • кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать какую-то вещь;

  • кому-то вы можете просто не нравиться, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе;

  • с помощью персональных данных мошенники, воры, могут украсть деньги, шантажировать и заставлять совершать какие-то действия;

  • и многое другое.


Учитель проводит опрос детей: сталкивался ли кто-то из вас с подобными ситуациями в Интернете и как вы поступили?




Учитель принимает ответы детей: Совершенно верно! Вы правильно поступили! Ни в коем случае нельзя:

- сообщать незнакомым людям свои личные данные;

- проходить в Интернете по незнакомым ссылкам и тд.


Учитель рассказывает: сегодня в социальных сетях недоброжелатели могут не только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где будет размещаться унизительный контент, распространяться обидные и непристойные сообщения.

Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными. 

Наибольший процент открытых профилей наблюдается у детей в возрасте от 9 до 12 лет, зарегистрировавшихся в социальных сетях, несмотря на возрастные ограничения (регистрация возможна с 14 лет).

Каждый третий ребенок выкладывает информацию о себе в максимально полном объеме (ФИО, возраст, фото, № школы, № телефона, домашний адрес, интересы, хобби).

Помимо того, что дети предоставляют открытый доступ к той или иной информации о себе, они нередко общаются в интернете с малознакомыми людьми и высылают информацию о себе.

На первый взгляд может показаться, что сведения о наших увлечениях и интересах не будут являться персональными данными, поскольку только по этим сведениям нельзя идентифицировать конкретного человека. Однако если незнакомый человек захочет вступить с нами в контакт ему будет достаточно проанализировать наши страницы в социальных сетях, чтобы узнать увлечения и интересы и, используя полученную информацию начать разговор.

Таким образом, возникает два главных вопроса:

  1. как правильно распоряжаться личной информацией?

  2. кому и в каком объеме можно ее предоставлять?

Я не призываю вас придя сегодня домой удалить все свои аккаунты в социальных сетях или вообще перестать пользоваться Интернетом, а только хочу донести до вас простые советы, которые научат ответственнее относиться к своим личным данным и осознавать те риски, с которыми вы можете столкнуться в очередной раз блуждая по всемирной сети:

  1. В первую очередь необходимо ограничить объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких;

  2. Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни;

  3. Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает;

  4. Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете;

  5. Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов;

  6. Старайтесь периодически менять пароли;

  7. Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее);

  8. Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов;

  9. Делайте резервную копию важных данных.

Дети внимательно слушают учителя.
























Дети перечисляют примеры известных им категорий персональных данных

(Например: № школы, данные свидетельства о рождении, место работы, паспортные данные, данные водительского удостоверения, пол, состояние здоровья и тд.

Биометрические данные: отпечатки пальцев, цвет глаз, ДНК.



Дети внимательно слушают учителя.
































Дети приводят личные примеры, делятся историями из своей жизни.



Дети внимательно слушают учителя.
























Первичная проверка понимания

(4 мин.)

Учитель предлагает школьникам проверить как они усвоили данную тему и задает вопросы:

  1. Относятся ли такие сведения о человеке, как: фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона к его персональным данным? (да);

  2. Место работы ВАШИХ родителей будет ли являться ВАШИМИ персональными данными? (нет);

  3. Друг устраивает вечеринку в выходные, и все ваши друзья приглашены. Правильно ли будет разместить дату, время и место на сайте, потому что тогда у каждого будут детали этой встречи? (нет);

После получения ответа от детей, учитель просит пояснить почему не стоит размещать такие сведения в общем доступе в сети Интернет?

Учитель слушает мнения детей, подтверждает правильный ответ (к этим сведениям могут иметь доступ посторонние люди);

  1. Может ли человек контролировать размещение своих фотографий в сети Интернет, если он выложил их в социальные сети? (нет);

После получения ответа от детей, учитель просит пояснить, почему нельзя контролировать дальнейшее распространение фотографий в сети Интернет?

Учитель слушает мнения детей, подтверждает правильный ответ (они могли быть скопированы другим пользователем, до того как человек сам удалил их);

  1. Если незнакомый человек попросит вас в Интернете отправить ему ваши персональные данные, как вы поступите?

(не стану отправлять, в случае сомнения посоветуюсь с родителями или учителем).

Дети внимательно слушают вопросы. Тот, кто знает правильный ответ поднимает руку и отвечает.









Дети делятся своими рассуждениями.








Дети делятся своими рассуждениями.






Дети делятся своими рассуждениями.


Первичное закрепление

(7 мин.)

Учитель рассказывает: дети всегда были и есть самой уязвимой и незащищенной категорией граждан. В современном мире особенно хочется оградить детство, самый светлый и волшебный период жизни, от всего разрушающего: от равнодушия и жестокости, от войн и тяжелых болезней, от ненужной информации и раннего взросления.

Только взрослые могут сделать детство ярким и беззаботным. Так, сотрудниками Роскомнадзора специально для детей был создан персональные данные.дети .

Учитель поясняет как найти вышеуказанный ресурс в сети Интернет, используя проектор и проекционный экран, наглядно его демонстрирует, рассказывая о его содержании и возможностях (советы детям, тесты, игры, мультимедиа, информация о конкурсах).

При отсутствии доступа к сети Интернет, учитель демонстрирует презентацию, содержащую скриншоты страниц портала.

Учитель переходит в раздел портала мультимедиа по адресу: http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/multimedia/videorolik_o_zawite_detskih_personalnyh_dannyh1 и предлагает детям посмотреть видеоролик, после чего совместно обсудить действия мальчика.

Учитель спрашивает детей:

- Почему подобные действия, которые совершил мальчик, могут привести к таким последствиям, которые мы увидели в видеоролике.

(Правильный ответ: мальчик сфотографировал чемодан, добавил в социальную сеть фото с хэштегами, указав, что его семья уезжает на море на 2 недели, также отметил геолокацию. Злоумышленник воспользовался этими сведениями и ограбил квартиру).

Дети внимательно слушают учителя.










Дети визуально знакомятся с порталом персональныеданные.дети

(внимание детей направлено на проекционный экран)




Дети внимательно смотрят видеоролик.



Дети принимают участие в беседе, высказывают свое мнение.

Рефлексия

(подведение итогов занятия)

(1 мин)

Учитель спрашивает детей:

- Ребята вам понравилось занятие?

- Как вы думаете, тема, о которой мы сегодня с вами беседовали, является полезной для вас?

Учитель: Все верно! Мы всегда должны помнить, что необходимо грамотно и ответственно распоряжаться своими личными данными как в сети Интернет, так и в реальном мире.

И если вы сомневаетесь, как правильно поступить в той или иной ситуации, когда кто-то попросил вас предоставить свои персональные данные всегда посоветуйтесь со взрослым человеком, которому доверяете.

Дети слушают вопросы учителя, все вместе дают ответы.










Ответы на вопросы

(3 мин)

Учитель предлагает детям задать вопросы по теме занятия.

Дети задают вопросы.