Первичное усвоение новых знаний (9 мин.) | Учитель рассказывает: персональные данные представляют собой информацию о конкретном человеке. Это те данные, которые позволяют нам узнать человека в толпе, идентифицировать и определить как конкретную личность. Таких идентифицирующих данных огромное множество, к ним относятся: фамилия, имя, отчество, дата рождения, место рождения, место жительства, номер телефона, адрес электронной почты, фотография, возраст и пр. Так, если мы кому-то скажем, свои фамилию, имя, отчество и адрес места жительства, то нас вполне можно будет опознать как конкретное лицо. Но если мы исключим из этого набора данных фамилию или адрес места жительства, то понять, о каком конкретном человеке идет речь будет невозможно. Получается, что персональные данные - это не просто ваши фамилия или имя, персональные данные - это набор данных, их совокупность, которые позволяют идентифицировать вас. Учитель проводит опрос детей: какие еще примеры персональных данных вы знаете? Учитель принимает ответы детей: Все верно! Учитель рассказывает: таким образом, мы можем сделать вывод, что любые сведения, по которым можно узнать человека, относятся к персональными (или личными) данными. Сегодня реальность во многом заменяется виртуальным миром. Мы знакомимся, общаемся и играем в Интернете; у нас есть друзья, с которыми в настоящей жизни мы никогда не встречались, но доверяемся таким людям больше, чем своим близким. Мы создаем своего виртуального прототипа на страничках в социальных сетях, выкладывая информацию о себе. Используя электронное пространство, мы полагаем, что это безопасно, потому что мы делимся всего лишь информацией о себе, и к нашей обычной жизни вроде бы это не имеет никакого отношения. Однако в настоящее время информация о человеке, его персональные данные превратились в дорогой товар, который используется по-разному: кто-то использует эти данные для того, чтобы при помощи рекламы продать какую-то вещь; кому-то вы можете просто не нравиться, и в Интернете вас могут пытаться оскорбить, очернить, выставить вас в дурном свете, создать плохую репутацию и сделать изгоем в обществе; с помощью персональных данных мошенники, воры, могут украсть деньги, шантажировать и заставлять совершать какие-то действия; и многое другое. Учитель проводит опрос детей: сталкивался ли кто-то из вас с подобными ситуациями в Интернете и как вы поступили? Учитель принимает ответы детей: Совершенно верно! Вы правильно поступили! Ни в коем случае нельзя: - сообщать незнакомым людям свои личные данные; - проходить в Интернете по незнакомым ссылкам и тд. Учитель рассказывает: сегодня в социальных сетях недоброжелатели могут не только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где будет размещаться унизительный контент, распространяться обидные и непристойные сообщения. Поэтому защита личной информации может приравниваться к защите реальной личности. И важно в первую очередь научиться правильно, безопасно обращаться со своими персональными данными. Наибольший процент открытых профилей наблюдается у детей в возрасте от 9 до 12 лет, зарегистрировавшихся в социальных сетях, несмотря на возрастные ограничения (регистрация возможна с 14 лет). Каждый третий ребенок выкладывает информацию о себе в максимально полном объеме (ФИО, возраст, фото, № школы, № телефона, домашний адрес, интересы, хобби). Помимо того, что дети предоставляют открытый доступ к той или иной информации о себе, они нередко общаются в интернете с малознакомыми людьми и высылают информацию о себе. На первый взгляд может показаться, что сведения о наших увлечениях и интересах не будут являться персональными данными, поскольку только по этим сведениям нельзя идентифицировать конкретного человека. Однако если незнакомый человек захочет вступить с нами в контакт ему будет достаточно проанализировать наши страницы в социальных сетях, чтобы узнать увлечения и интересы и, используя полученную информацию начать разговор. Таким образом, возникает два главных вопроса: как правильно распоряжаться личной информацией? кому и в каком объеме можно ее предоставлять? Я не призываю вас придя сегодня домой удалить все свои аккаунты в социальных сетях или вообще перестать пользоваться Интернетом, а только хочу донести до вас простые советы, которые научат ответственнее относиться к своим личным данным и осознавать те риски, с которыми вы можете столкнуться в очередной раз блуждая по всемирной сети: В первую очередь необходимо ограничить объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких; Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни; Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает; Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете; Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов; Старайтесь периодически менять пароли; Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее); Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов; Делайте резервную копию важных данных. | Дети внимательно слушают учителя. Дети перечисляют примеры известных им категорий персональных данных (Например: № школы, данные свидетельства о рождении, место работы, паспортные данные, данные водительского удостоверения, пол, состояние здоровья и тд. Биометрические данные: отпечатки пальцев, цвет глаз, ДНК. Дети внимательно слушают учителя. Дети приводят личные примеры, делятся историями из своей жизни. Дети внимательно слушают учителя. |
Первичная проверка понимания (4 мин.) | Учитель предлагает школьникам проверить как они усвоили данную тему и задает вопросы: Относятся ли такие сведения о человеке, как: фамилия, имя, отчество, домашний адрес и номер телефона к его персональным данным? (да); Место работы ВАШИХ родителей будет ли являться ВАШИМИ персональными данными? (нет); Друг устраивает вечеринку в выходные, и все ваши друзья приглашены. Правильно ли будет разместить дату, время и место на сайте, потому что тогда у каждого будут детали этой встречи? (нет); После получения ответа от детей, учитель просит пояснить почему не стоит размещать такие сведения в общем доступе в сети Интернет? Учитель слушает мнения детей, подтверждает правильный ответ (к этим сведениям могут иметь доступ посторонние люди); Может ли человек контролировать размещение своих фотографий в сети Интернет, если он выложил их в социальные сети? (нет); После получения ответа от детей, учитель просит пояснить, почему нельзя контролировать дальнейшее распространение фотографий в сети Интернет? Учитель слушает мнения детей, подтверждает правильный ответ (они могли быть скопированы другим пользователем, до того как человек сам удалил их); Если незнакомый человек попросит вас в Интернете отправить ему ваши персональные данные, как вы поступите? (не стану отправлять, в случае сомнения посоветуюсь с родителями или учителем). | Дети внимательно слушают вопросы. Тот, кто знает правильный ответ поднимает руку и отвечает. Дети делятся своими рассуждениями. Дети делятся своими рассуждениями. Дети делятся своими рассуждениями. |
Первичное закрепление (7 мин.) | Учитель рассказывает: дети всегда были и есть самой уязвимой и незащищенной категорией граждан. В современном мире особенно хочется оградить детство, самый светлый и волшебный период жизни, от всего разрушающего: от равнодушия и жестокости, от войн и тяжелых болезней, от ненужной информации и раннего взросления. Только взрослые могут сделать детство ярким и беззаботным. Так, сотрудниками Роскомнадзора специально для детей был создан персональные данные.дети . Учитель поясняет как найти вышеуказанный ресурс в сети Интернет, используя проектор и проекционный экран, наглядно его демонстрирует, рассказывая о его содержании и возможностях (советы детям, тесты, игры, мультимедиа, информация о конкурсах). При отсутствии доступа к сети Интернет, учитель демонстрирует презентацию, содержащую скриншоты страниц портала. Учитель переходит в раздел портала мультимедиа по адресу: http://xn--80aalcbc2bocdadlpp9nfk.xn--d1acj3b/multimedia/videorolik_o_zawite_detskih_personalnyh_dannyh1 и предлагает детям посмотреть видеоролик, после чего совместно обсудить действия мальчика. Учитель спрашивает детей: - Почему подобные действия, которые совершил мальчик, могут привести к таким последствиям, которые мы увидели в видеоролике. (Правильный ответ: мальчик сфотографировал чемодан, добавил в социальную сеть фото с хэштегами, указав, что его семья уезжает на море на 2 недели, также отметил геолокацию. Злоумышленник воспользовался этими сведениями и ограбил квартиру). | Дети внимательно слушают учителя. Дети визуально знакомятся с порталом персональныеданные.дети (внимание детей направлено на проекционный экран) Дети внимательно смотрят видеоролик. Дети принимают участие в беседе, высказывают свое мнение. |