СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Песни - рожденные войной»

Категория: Музыка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

Просмотр содержимого документа
««Песни - рожденные войной»»

Дата: 09.04.2021г.

Предмет: Музыка

Класс: 4Б

Учитель: Павлова Л.И..

Студент: Кошевая Елизавета

Технологическая карта урока.

Тема урока

«Песни - рожденные войной»

Тип урока

Урок обобщения и систематизация знаний

Цель урока

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего

поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему

поколению через музыку, написанную в годы войны.

– воспитывать патриотические чувства у подрастающего

поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему

поколению через музыку, написанную в годы войны.

Cпособствовать формированию музыкальной культуры личности, развитию и углублению интереса к музыке и музыкальной деятельности (слушание музыки, пение).

Задачи

Воспитывать патриотические чувства у подрастающего поколения, любовь к своей Родине, уважение к старшему поколению через музыку, написанную в годы войны

Планируемые образовательные результаты (предметные)

Научиться слушать и анализировать песенные музыкальные произведения В.И.Лебедева- Кумача, Алексея Суркова-«В землянке»

Личностные результаты

Оценивать результаты деятельности.

Универсальные учебные действия (метапредметные)

-познавательные: внимательно слушать, формулировать ответы на вопросы, для получения необходимой информации, пользоваться справочной литературой, анализировать и делать выводы, строить рассуждения;

-коммуникативные: осваивать диалоговую форму общения;

-регулятивные: организовывать свою деятельность, принимать ее цели и задачи, выбирать средства реализации этих целей и применять их на практике.


и товарищей


*Регулятивные: умение определять и сохранять цель;

принимать установленные правила в планировании и

контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить

разные способы решения учебной задачи.

*Коммуникативные: умение работать в парах, вести

диалог.


Музыкальный репертуар

 В.И. Лебедев-Кумач «Священная война», К.Я.Листов «В землянке»

Основные понятия

Песня, военное время.

Используемые оборудования

Проектор, презентация, компьютер.

Межпредметные связи

История.

Организация пространства

Фронтальная работа.

Форма работы


Словесный, наглядный, практический






Сценарий урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Мотивация к учебной деятельности.

-Прозвенел и смолк звонок. Начинается урок. Тихо девочки за парту сели, Тихо мальчики за парту сели, На меня все посмотрели. - Здравствуйте, ребята. Меня зовут Елизавета Игоревна, сегодня урок музыки проведу у вас я. Все ли у вас готово к уроку?




Приветствие учителя; подготовка к уроку.

- Здравствуйте!

Проверка рабочего места.

2.Актуализация и пробное учебное действие.

-Сейчас я вам включу аудиозапись, а вы должны определить тему сегодняшнего урока.

(звучит голос Левитана «О начале войны»)


-Итак, вот мы прослушали аудиозапись ,что вы можете о ней сказать?

-Все верно, это было объявление когда началась Великая Отечественная война.

-О чем же, сегодня мы будем с вами говорить?


-Все верно!

-Сегодняшняя тема нашего урока будет «Песни- рожденные войной»

Слушают аудиозапись с радио «О начале войны»

-Объявление о войне.

-О военном времени.


3.Выявление места и причины затруднения.

- Что вы знаете о войне?

затронуло бы это событие. За словом «война» стоят страх, слезы, боль, смерть. Но есть то,

что придавало надежду, помогало идти бойцам вперед.

Каждую весну многие люди планеты живут в преддверии самого светлого праздника – праздника Победы. Тяжело, очень тяжело далась она нашим людям. Не было семьи, которую не затронула бы война.

В Великую Отечественную войну гремели пушки, строчили пулеметы и автоматы, рвались фугасные бомбы, мины и гранаты... Вступали в бой танки самолеты, военные корабли... Это были действительно испепеленные войной годы.

- Как вы думаете, что помогало бойцам на войне?

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на

борьбу с фашистами. Их оружием были: стихи, рассказы, песни, строки военной

корреспонденции.

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.

С первых дней войны советские писатели и поэты вместе со всем народом встали на

борьбу с фашистами. Их оружием были: стихи, рассказы, песни, строки военной

корреспонденции.

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.

Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях, товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было спасти.

В минуты отдыха песня позволяла расслабиться, сделать передышку, а в решительные минуты помогала мобилизоваться, собрать все силы, уберечься от слабости и паники.

Потому у многих бойцов и командиров в карманах гимнастерок, у самого сердца, вместе с солдатской книжкой и фотографиями родных хранились блокноты с записями фронтовых песен. Говорилось, что фронтовая песня – это вторая винтовка, что враг боится песни больше, чем огнестрельного оружия, потому что боец-песенник будет сражаться до последнего, не сдаваясь, не отступая.


Много замечательных песен было написано в суровые дни Великой Отечественной войны 1941 - 1945 годов

Песня быстрее всех других музыкальных жанров вошла в будни войны, стала частью жизни фронта и тыла. 

Познакомимся с историей создания некоторых песен военных лет.








Песни играли во время войны огромнейшую роль. Они помогали в бою, поднимали

командный дух, дарили надежду на мирное время, напоминали о семьях, друзьях-

товарищах, говорили о Родине, ради которой надо было выжить, которую надо было

спасти.




Отвечают на вопросы учителя.





-Музыка.




4.Построение проекта выхода из затруднения.

В один из июльских дней 1941 года на Белорусском вокзале в Москве эшелоны с бойцами готовились к отправке на фронт. Провожавшие их артисты Краснознаменного ансамбля красноармейской песни и пляски СССР запели новую песню.

Ее чеканная мелодия, суровость, мужественная сдержанность так захватили всех присутствующих, что песню пришлось повторить пять раз. Это была «Священная война», написанная композитором А.В.Александровым на стихи поэта В.И.Лебедева- Кумача. ( портреты на экране)

Отсюда она начала свой боевой путь и прошла его вместе с советскими воинами через все испытания к победе.

22 июня он дописал последние строки. А 24 июня 1941 года стихотворение «Священная война» было опубликовано в газетах «Известия» и «Красная звезда».

На четвертый день войны композитор Александров написал на эти стихи музыку. Песню срочно разучил Краснознаменный ансамбль. Она звучала по радио. В те грозные дни песня была просто необходима! Быстроте ее появления удивлялись и до сих пор удивляются. Она стреляла как пушка, стоявшая в засаде.

Песня «В землянке».

Истории возникновения песен различны. Вот одна из них. Поэт Алексей Сурков, участник войны, находясь на Западном фронте, выходил из окружения и попал на минное поле. Вот где «до смерти четыре шага». После этого он написал жене письмо в стихотворной форме. Текст стал известен бойцам. Многие солдаты переписывали его, и солдатские жены, невесты получали это стихотворное послание. В начале 1942 года композитор Константин Листов написал мелодию к тексту. Так была создана песня «Землянка». Авторы песни Алексей Александрович Сурков и Константин Яковлевич Листов не мечтали о такой популярности. Хоть в ней и говорилось о белоснежных полях под Москвой, но все считали песню своей и пели ее по всему фронту – в окопах и на привалах, хором и под гармонь. В годы войны песню исполняли Леонид Утесов и Людмила Русланова – знаменитые певцы прошлых лет. И сейчас эта песня остается одной из самых дорогих и любимых



Ответы детей.

Внимательно слушают учителя.

















5.Реализация построенного проекта.

Слушание песни «Священная война» -

Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

Скажите, могла ли такая песня поднимать бойцов в бой?

Охарактеризуйте музыку и ритм песни ( мужественная, суровая, ритм чеканный) ,Чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей...

Слушание песни «В Землянке»

Что вы почувствовали, слушая эту музыку?

- Как вы охарактеризуете эту песню?

Скажите, могла ли такая песня поднимать бойцов в бой?

Охарактеризуйте музыку и ритм песни.

Слушают.


Отвечают на вопросы учителя.

Физкультминутка.

— Мы немножко отдохнем,

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед,

На опушке зайка ждет.

Зайка прыгал под кустом,

Приглашая нас в свой дом.

Руки вниз, на пояс, вверх,

Убегаем мы от всех.

Побежим скорее в класс.

Там послушаем рассказ.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

-Сейчас мы будем с вами , разучивать песню «Священная война»

- Я читаю первую фразу, а вы повторяете за мной (и так с каждой фразой)

Вставай, страна огромная,
Вставай на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой!

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!

Как два различных полюса,
Во всем враждебны мы:
За свет и мир мы боремся,
Они — за царство тьмы.

Дадим отпор душителям
Всех пламенных идей,
Насильникам, грабителям,
Мучителям людей!

Не смеют крылья черные
Над Родиной летать,
Поля ее просторные
Не смеет враг топтать!

Гнилой фашистской нечисти
Загоним пулю в лоб,
Отребью человечества
Сколотим крепкий гроб!

Встает страна огромная,
Встает на смертный бой
С фашистской силой темною,
С проклятою ордой.

Пусть ярость благородная
Вскипает, как волна, —
Идет война народная,
Священная война!


Слушают.


Разучивают песню.

8.Включение в систему знаний и повторений.

- Итак, на этом наш урок завершается.

- Что нового узнали?

-Что значила музыка в военное время?

- Какую песню мы с вами сегодня разучивали?



- Отвечают.


9.Рефлексия учебной деятельности на уроке.

- Ребята, у вас на столах лежат смайлики, зелёный смайлик – мне было всё понятно, всё получалось; жёлтый смайлик – у меня не всё получалось, не всё было понятно; красный смайлик – я ничего не понял и у меня ничего не получалось. Подними смайлики. - На этом урок наш окончен. Не забудьте привести в порядок ваши рабочие места. Поднимают определённый смайлик.

Урок закончен. До свидания!


Оценивают свою работу на уроке.


-До свидания.


Кандауров В.Н./________________ Павлова Л.И../__________________