Жизнь в XXI веке ставит перед нами много новых проблем, среди которых самой актуальной на сегодняшний день является проблема сохранения здоровья детей. Особенно остро эта проблема стоит в образовательной области, где всякая практическая деятельность должна быть направлена на укрепление здоровья детей.
Важнейшей задачей дошкольного образования является охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия.
Одним из средств решения обозначенных задач становятся здоровьесберегающие технологии, без которых немыслим педагогический процесс современного детского сада.
«Здоровьесберегающая технология — это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития».
В своей работе я использую такую здоровьесберегающую технологию как песочная терапия.
«Песочная терапия как здоровьесберегающая технология в ДОУ»
Песок – загадочный материал, обладающий способностью завораживать человека - своей податливостью, способностью принимать любые формы: быть сухим, легким и ускользающим или влажным, плотным или пластичным. Песок состоит из мельчайших песчинок: в процессе взаимодействия с ним активизируются чувствительные точки на кончиках пальцев и нервные окончания на ладони, что положительным образом сказывается на работе всех внутренних систем человеческого организма. Занятия с песком имеют огромное значение для развития психики ребенка, стабилизирует его эмоциональное состояние.
Песочная терапия для детей дошкольного возраста является эффективным методом воздействия на поведение и эмоциональное состояние. Она основана на визуализации внутреннего мира ребенка и представляет собой несложные манипуляции. Проводится терапия с применением мелкого, очищенного песка и небольших предметов (фигурок, ракушек и др.). Методика позволяет ребенку выражать подсознательные обиды, страхи, раздражение и др. Терапия является эффективной, но при этом максимально безопасной и простой в реализации.
Цель песочной терапии – не менять и не переделывать ребенка, не учить его специальным поведенческим навыкам, а дать ребенку возможность быть самим собой.
Песочную терапию можно использовать в работе с детьми со следующим спектром проблем:
-проблемы развития речи;
-трудности во взаимоотношениях с родителями и сверстниками;
-психологические проблемы, тормозящие гармоничное развитие ребенка.
Песочная терапия помогает ребенку:
- выразить те мысли и переживания, которые сложно сформулировать словами;
-проигрывать реальные ситуации из жизни;
-выражать свои чувства в безобидной форме;
-строить конструктивное общение;
-выразить своё отношение к окружающему миру, найти то, что тревожит и беспокоит;
- рассыпать на мельчайшие песчинки образ, пугающий и травмирующий ребенка;
-помогает устранять сложности у ребенка связанные с изменениями в семейной и в социальной ситуациях.
Песочная терапия способствует:
- развитию познавательных и психических процессов: восприятия (формы, цвета, целостного восприятия), памяти, внимания, мышления, воображения, пространственных представлений;
-развитию эмоций у детей;
-развитию фантазии, мелкой моторики, тактильных ощущений, связной речи;
-коррекции страхов, тревожности, замкнутости, агрессии, гиперактивности.
-снижение психофизического напряжения.
Форма проведения песочной терапии:
• Индивидуальная. В этом случае в играх участвует только ребенок. Психолог наблюдает за ним, корректирует его действия и решает иные задачи
• Групповая. В таких занятиях участвует не только сам ребенок. Привлекаться к играм могут родители и другие дети. В этом случае проводится работа в области межличностных взаимоотношений. Ребенок может учиться коммуникации, лучше понимать других и раскрывать себя.
Константин Дмитриевич Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей — кучка песка».
Песочная терапия — это по сути игра. Игра, которая помогает ребёнку научиться строить отношения со — сверстниками и с внешним миром, выражать свои чувства и эмоции.
Игра является ведущим видом деятельности для дошкольника. Именно в этой деятельности активно формируются и перестраиваются психические процессы, начиная от простых и заканчивая самыми сложными. Так же развивается воображение как психологическая основа творчества, делающая субъект способным к созданию нового. В игре закладывается база для других видов деятельности.
Что нужно для игры в песок? А
нужно, в сущности, так мало:
Любовь, желанье, доброта, Чтоб
Вера в Детство не пропала.
Простейший ящик из стола
Покрасим голубою краской, Горсть
золотистого песка Туда вольется
дивной сказкой. Игрушек
маленьких набор Возьмем в игру...
Подобно Богу Мы создадим свой
Мир Чудес, Пройдя Познания Дорогу.
Оборудование для песочной терапии:
- световой стол с песком;
- ящик с песком;
-люди должны быть разного возраста и пола,в различных эмоциональных состояниях, должны быть представлены разные профессии, фантастические персонажи легенд и сказок;
-животные: жарких стран, домашние, дикие, птицы,рыбы,насекомые;
-символы социализации-дома , постройки, различные виды транспорта (машины, лодки, самолеты),заборы и другие виды ограничений. Различные детские наборы (Лего, киндер-сюрпризы и др.);
-растительный мир это фигурки деревьев, кустарников, цветов;
-символические предметы –бусины, пуговицы,кристаллы,ракушки , камешки;
-счетный материал.
При проведении песочной терапии, в том числе и на световом столе, выделяют 5 шагов организации игрового процесса:
Первый шаг — демонстрация песочницы или светового стола.
Второй шаг — демонстрация коллекции фигурок. Обычно я говорю детям следующее: «Посмотрите здесь много самых разнообразных фигурок. Вы можете их рассмотреть, подержать в руках. Здесь есть и деревья, и дома, и люди, и многое другое. Создавая свой мир, свою картину в песочнице, вы можете использовать разные фигурки».
Третий шаг — знакомство с правилами игр на песке. Игры с песком выдвигают значительное число ограничений, запретов. Чтобы избежать нравоучений рекомендуется познакомить детей с правилами в контексте некоего ритуала, постоянно повторяющегося действия, в котором эти правила проживаются и проигрываются. Например: "В нашей песочнице, живет властелин песка — Царь пустыни . Он очень веселый и знает много игр. Но раскрывать свои секреты он сможет только тем, кто готов соблюдать его законы.
Вредных нет детей в стране —
Ведь не место им в песке!
Здесь нельзя кусаться, драться
И в глаза песком кидаться!
Стран чужих не разорять!
Песок — мирная страна.
Можно строить и чудить,
Можно много сотворить:
Горы, реки и моря,
Чтобы жизнь вокруг была.
Дети, поняли меня?
Или надо повторить?!
Чтоб запомнить и дружить!
Четвертый шаг — формулирование темы занятия, инструкций к играм, основное содержание занятия. Этот шаг осуществляет сказочный герой. Он же ведет игровой процесс, контролирует его ход, резюмирует и анализирует результаты творческих работ, «коронует» и подбадривает каждого из ребят.
Пятый шаг — завершение занятия, ритуал выхода. Завершая работу в песочнице, ребятишки разбирают свои постройки, расставляют игрушки на полки стеллажа; разравнивают песок, кладут ладони на поверхность песка и произносят слова благодарности.
Основные приемы рисования песком используемые в песочной терапии:
Насыпание
Песок зажимается в кулаке и распределяется на столе. Насыпом изображаются линии. Они могут быть различными: прямыми, зигзагами, спиралями.
Кулак
Ребенок сжимает ладонь и тыльной стороной формирует пустое пространство – пятно. Таким образом можно создавать основу под фигуры животных или людей, лица, крупные предметы.
Ладонь
С помощью ладони разравнивается слой песка, стирается предыдущий рисунок, создаются крупные световые пятна. Можно и просто оставить след ладони и превратить его в забавную зверюшку.
Рисование пальцами
Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Обычно дети начинают с использования указательных – так привычнее. Но для развития мозговой деятельности важно задействовать все. Рисуя пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных точек, изображая огоньки, свет, звездочки. Пальцами так же рисуются параллельные детали – к примеру, крылья бабочки, листья цветка.
Отсечение лишнего
Когда рисунок уже готов, ребром ладони «отсекается» лишнее и сметается со световой доски.
Метод рисования песком на световом столе не имеет возрастных ограничений и может использоваться для работы, с детьми начиная с 2-3-летнего возраста. Для детей до 5 лет подобные занятия рекомендуется проводить в течение 10 минут, с детьми старше 5 лет продолжительность занятий составляет 20 минут. Такая работа методом песочной терапии осуществляется как в индивидуальной, так и в групповой форме (не более 3-4 детей в группе). Игровой сеанс проводится в затемненной комнате. В ходе сеанса допускается использование музыкального сопровождения.
Виды игр в песочной терапии.
• Обучающие игры помогают в овладении навыками чтения, письма, счёта, развивают фонематический слух, а также проводить коррекцию звукопроизношения, развивает тактильно-кинестетической чувствительность
• Познавательные игры дают возможность детям познать многогранность окружающего мира. Географические игры, фантастические игры, игры для ознакомления с окружающим.
• Проективные игры открывают потенциальные возможности ребёнка, развивают его творчество и фантазию. С помощью этих игр проводится психологическая диагностика, коррекция и развитие ребёнка.
Использование песочной терапии дает положительные результаты в работе с детьми. Можно сделать вывод, что песочная терапия имеет большое значение для поддержания психического здоровья ребёнка, развития его познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребёнка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.