-Развивать творческую инициативу через умение самостоятельно сочетать элементы декоративной росписи, подбирая цветовую гамму;
-Развивать эмоциональные чувства при восприятии произведений народного творчества;
-Совершенствовать умение детей работать на жёлтом фоне, в соответствии подбирать краски для узора;
-Развивать сенсорные умения: координацию рук и глаза при рисовании хохломских узоров.
-Воспитывать желание познавать культуру своего народа, воспитывать чувство уважения к искусству своего народа и гордость за него.
-Развивать потребность в двигательной активности, мелкую моторику рук.
-Развивать эстетические и эмоциональные чувства при восприятии художественного слова;
№ | Деятельность воспитателя | Деятельность воспитанников | Ожидаемые результаты |
1 | -Ребята вы любите отгадывать загадки? За обедом суп едят, К вечеру «заговорят» Деревянные девчонки, Музыкальные сестрёнки. Поиграй и ты немножко На красивых ярких…. (Ложках) | Дети заходят в группу и слушают, отгадывают загадку. | Вызван у детей положительно эмоциональный настрой. |
2 | Для чего нам ещё нужны ложки? | Дети отвечают | Активизирована мыслительная деятельность |
3 | Предлагаю вам послушать стихотворение для чего нам ещё нужны ложки. | Дети слушают, а Ярослав читает стих: Я ложкой люблю, есть пироженное, Варенье, повидло, мороженное, Рассольник и кашу, Бульон и окрошку Вот сколько всего можно выхлебать ложкой. | Сформированы умения слушать товарища. |
4 | - Как вы думаете, ложка важный предмет в нашей жизни? Оказывается, ложка - очень важный предмет в нашей жизни, и без него невозможно обойтись. - Почему? - Когда вы берёте ложку в руки? Ложку мы берём в руки л, и не задумываемся, когда впервые появилась ложка и какой она была. - А вы, дети, хотели бы узнать что - то интересное о ложках? | Дети отвечают на вопросы. | Правильно отвечают на вопросы, рассуждают. |
5 | Я приглашаю вас отправиться в путешествие. - Хотите? В путешествие в «Историю ложек». (показ слайда №1). Посмотрите, что здесь изображено? - Как вы думаете, чем ели древние люди? (Давным - давно у людей не было ложек, и они ели руками,). - Но не могли древние люди есть всё время руками, что они тогда делали? Затем у них появились первые ложки, которые люди делали из глины (слайд №2), - какими были ложки? (ложки были непрочные, ломались, крошились). - Какие ещё ложки древние люди стали делать? (Люди стали делать каменные ложки , которые были тяжёлые, неудобные и тоже ломались.) (слайд№3) -Как вы думаете, где появились первые ложки? (Первые ложки похожие на современные наши ложки появились в Египте. Их украшали драгоценными камнями) (слайд№4). - Какие ложки были на Руси? - Какие ложки были у богатых и бедных людей? (У нас на Руси ложки у богатых были золотые и серебряные) (слайд №5). (А у бедных ложки были деревянные) (слайд №6). - Какими были эти ложки? (Ложки получались лёгкими, удобными, они не нагревались от горячей пищи.) (слайд№7) - Кто делал ложки? (Ложки изготавливали специальные мастера, их называли - ложкари, «ложечники») . - Из каких пород деревьев изготовляли ложки? (Делали ложки из разных пород деревьев: липы, берёзы, яблони.) Первый этап - раскалывание чурбана на баклуши - доверяли даже детям, а заключительный - ошкуривание и полировку - женщинам.(салйд№8) Отсюда пошло выражение «бить баклуши», которое означало: делать очень несложное дело, а позже приобрело иной смысл - бездельничать. - Недаром на Руси ели из деревянной посуды, деревянными столовыми приборами , как вы думаете почему? (были здоровы до самой старости.)(слайд №9) - Ребята, как вы думаете какими ложками ели каждый день, а какими по праздникам? (Неокрашенными ложками пользовались каждый день. А по праздникам и для подарков доставали расписные ложки. Особенно красивы и известны хохломские ложки) (слайд №10). | Дети слушают, отвечают на вопросы, рассматривают, рассуждают. | Сформированы понятия, как появилась первая ложка, какие были ложки у бедных и богатых. |
6. | - Ребята, а знаете, почему эти ложки называют «Хохломские»? «Ложкарная столица» России город Семёнов(слайд №11). Давным-давно на карте Руси появилось поселение Хохлома, где и жили мастера, которые именно таким образом расписывали посуду, поэтому и называется эта роспись - хохломская. | Дети рассказывают, отвечают на вопросы. | Уточнены знания детей о Хохломе. |
7. | Ребята, я предлагаю вам побывать сегодня, настоящими хохломскими мастерами. -Хотите? У нас есть заготовки ложек. Они не расписаны. Но вы знаете, что хохломские ложечки сделать непросто. Посмотрите, как красиво расписаны наши ложечки! (слайд №12) - Что требовалось от мастера, чтобы получились красивые ложки? (От мастера требуется много умения, таланта.) - Какие вы видите цвета на ложечках? - Что вы видете на ложках? - Какие узоры? (На них могут быть ягоды, листья, цветы и «кудрины» - от слова кудри (вьющиеся волосы). -Какие цвета будете использовать для рисования? -Где расположен узор на ложке? (в центре) - С чего начнёте роспись ложки? (с каймы) (слайд№13,14) - Как нужно рисовать травку и завитки? (Концом тонкой кисти). | Дети рассуждают, беседуют, отвечают на вопросы. | Сформированы умения правильно называть цвета росписи, элементы рисунка для росписи ложек |
8. | Молодцы, ребята, всё знаете! А чтобы ваши пальчики творили чудеса их надо подготовить. Проводиться пальчиковая игра: «Наши пальцы хороши!». Наши пальцы хороши Нарисуют завитки Завитки кручёные, Ложки золочёные А на ветке ягоды Спелые и вкусные Будут наши ложечки Самые искусные. | Показывают пальчики Рисуют в воздухе завитки. Показывают все пальчики. Показывают фонарики. Хлопают в ладоши. | Умеют выполнять действия в соответствии с текстом; развита мелкая моторика рук, тренируют дыхательные органы. |
9. | Ну что ж, ребята, теперь вы знаете, что от мастера требуется много усердия, умения, таланта. Присаживайтесь за свои рабочие места и приступайте к работе. Вспомните с какими элементами росписи вы уже знакомы? (листья, завитки, травка, капельки, осочка, ягоды) Завиток - главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы. - Что мы можем использовать для рисования ягод? (Кисть, тычок). Во время рисования детям оказывается необходимая индивидуальная помощь. | Дети расписывают ложки - заготовки, используя гуашь зелёного, красного и чёрного цвета, самостоятельно придумывая узор. | Сформированы навыки и умения по расписыванию хохломских ложек. |
10 | Вижу, закончили свою роспись хохломские мастера. Пока ваши ложки подсыхают, немного отдохнём. Все знают, что ложками можно не только кушать, их можно использовать, как музыкальный инструмент. Включает русскую народную мелодию «Барыня». | Дети слушают оркестр ложкарей | Проявляли положительные эмоции при исполнения оркестра. Эмоционально отзывчивы. |
11 | Воспитатель говорит: Ребята, давайте устроим выставку ваших работ. Они ничем не отличаются от работ мастеров. Вы настоящие мастера. | Дети, вывешивают свои работы на стенд анализируют, оценивают деятельность, делают выводы | Сформирована самооценка. |