Неделя русского языка
Расписание
08 октября - 12 октября
Сроки проведения | Мероприятия |
1 день | Понедельник
8 октября | 1.Открытие недели русского языка «Приключения Феди в стране русского языка». (1-4 классы) 2. Изготовление коллажей по выбору ( Загадки, ребусы, высказывание Великих о русском языке) (2-4 классы) 3. Составить рассказ на одну букву. (2-4 классы) |
2 день | Вторник
9 октября | Викторина 1-2 классы « Веселая грамматика» Конкурс рисунков «Живая буква» (1 класс) На переменах 1 перемена - Разгадать кроссворд 2 перемена - «Исправь ошибки» |
3 день | Среда 10 октября | Турнир по русскому языку (3-4 классы) На переменах 1 перемена - Разгадать ребусы 2 перемена - Конкурс – соревнование « Кто больше». 2 – 4 классы индивидуальное участие: составьте как можно больше слов, отвечающих на вопрос Кто? или Что? из слов: |
4 день | Четверг
11 октября | Выставка коллажей На переменах 1перемена Разгадать 2 перемена - Мастер- класс по изготовлению закладок-подсказок для учебника «Русский язык»
|
5 день | Пятница октября | КВН по русскому языку Закрытие недели русского языка. Подведение итогов. |
Праздник открытия НЕДЕЛИ РУССКОГО ЯЗЫКА в начальной школе
Цель: нацеливание на Неделю русского языка, повышение эффективности изучения русского языка.
Задачи: развивать интерес к предмету, творческую активность обучающихся; формировать коммуникативные УУД.
Форма проведения: праздник открытия Недели русского языка.
У1: Добрый день, дорогие ребята и уважаемые учителя!
У2:Приветствуем также гостей нашего мероприятия!
Хором: С праздником Вас всех!
У1: Сегодня в нашей школе необычный день!
У2: Сегодня мы отправляемся в увлекательное и трудное путешествие - путешествие в Страну Русского Языка!
Ученик: А что это за страна такая?
У1: Этой страны вы не найдёте ни на одном глобусе или карте. Эту страну предстоит открыть вам, ребята, с помощью учителей.
Чтец 1.
Судьба свела нас с величайшим в мире
С красивым, умным, русским языком.
Пусть разливается по свету он всё шире
И будет, словно в море маяком.
Его нам завещали предки,
И им владеем мы сейчас,
Поэтому должны и взрослые и дети
Приумножать его богатство много раз.
Чтец 2.
Язык наш прекрасный – богатый и звучный.
То мощный и страстный, то нежно-певучий.
В нём есть и усмешка, и меткость и ласка.
Написаны им и рассказы, и сказки –
Страницы волшебных чарующих книг!
Люби и храни наш великий язык!
Чтец 3.
Воздушно лёгок, сочен, вкусен,
Суров и нежен, многолик,
Во всех мелодиях искусен
Наш удивительный язык.
У1: - Да, ребята, чудеса действительно случаются. Наверное, все помнят случай из одной известной сказки, когда от запятой зависела жизнь человека.
Инсценировка. (На сцену выходят Придворный и Королева Пунктуация)
Придворный: Ваше величество, королева Пунктуация! В королевство пришел чужестранец! Нечёсаный, лохматый! И главное, нас, знаки препинания, не признает, вперёд идет напролом.
Королева: Ничего, мы проучим его, мы научим с нами считаться.
(Входит Федя)
Федя: Какое-то здесь всё странное. Куда я попал? А это кто ещё мешает мне пройти? Вот чудо гороховое!
(Обращается к королеве) Эй ты, каракатица, что у тебя на голове?
Королева: (Поправляет корону)
- Как смеешь говорить ты со мною, с королевою самою, да не с простою королевой, а с королевой Пунктуации! За это ты будешь наказан. Как звать тебя, дерзкий?
Федя: Федя.
Королева: Так вот, Федя, если ты такой дерзкий, то, может, и умом отличаешься? Сейчас судьбу твою решим. Вот тебе предложение. Правильно запятую поставишь - жив будешь, неправильно - умрешь.
Федя: Давайте ваше предложение и запятую. (предложение написано на доске)
Королева: Задание. Поставь запятую на нужное место.
Федя: (запятую ставит после слова )
Королева: Прочитай, что у тебя получилось.
Федя: Казнить, нельзя помиловать.
Королева: Слуги, казнить его. Он решил свою судьбу. (выбегают слуги и оттаскивают его в сторону)
Федя: Ой, подождите, подумать-то дайте. Учителя в школе и то разрешают подумать. А в игре «Что? Где? Когда?» так и говорят: «Минута на размышление». А тут жизнь решается.
Королева: Ладно, думай. Но смотри, ошибешься, домой не попадешь.
Федя: Ну, куда же ляпнуть-то ее. Думай, Федя, думай. О! Догадался: Казнить нельзя, помиловать! Теперь ты, слово казнить, от слова нельзя не убежишь, запятая тебе путь преграждает.
Королева: Ну что ж, Федя, молодец. Слуги, угощение чужестранцу!
Федя: Не надо. Мне домой, если можно.
Королева: Так надо или не надо, и что не надо? В нашем королевстве точность любят. Куда запятые поставишь в предложении:
Не надо мне домой если можно . , , (предложение написано на доске)
Федя (ставит запятые): Не надо, мне домой, если можно.
Королева: Ну, теперь ясно. Беги, Федя. Ты справился с заданием. И никогда больше не будь таким дерзким.
Королева: Вот какую роль сыграла такая маленькая запятая. И такую же большую роль в предложениях играют и другие знаки препинания, которые сегодня пришли со мной.
- Прошу Вас! Проходите! Представьтесь, пожалуйста!
(На сцену входят знаки препинания в чёрных костюмах и с табличками на груди)
1 уч-cя (?): Разные вопросы задаю я всем: -Как? -Откуда? -Сколько? -Почему? -Зачем? -Где? -Куда? -Какая? -Отчего??
-О чём? Вот какой я мастак, Вопросительный знак! | 2 уч-ся (!): -Обычно в предложении Стою я для того, Чтоб выделить волнение, Тревогу, восхищение, победу, торжество… Мне право от рождения В грамматике дано: Где я, то предложение С особым выражением Произнестись должно! |
3 уч-ся (.): У меня особый пост В самой малой строчке.. Меня надо уважать. Меня слушать надо.. А в конце повествования Поставьте этот знак препинания | 4 уч-ся (…): Обо мне сложены такие строчки: Стоят три кумушки рядком, Ведут беседу, но тайком, Какими-то далёкими Туманными намёками… 5 уч-ся (:): - Я - двоеточие. Обо мне говорят так: Оно глазастое Ходит, знаниями хвастая: Так и хочется ему Разъяснить нам, Что к чему... |
6 уч-ся (-): - Я Лягу палочкой на строчку: - Проходите по мосточку. | :7 уч-ся - Мы Словам раскрываем объятия: - Ждём в гости вас, Милые братья! |
У1 - Вот и все наши гости. Прошу садиться.
Федя (шумно вбегает на сцену):
- Да что же это такое?! Разве все знаки препинания на сцене? Еще один знак препинания не представился, а Вы говорите: «Вот и все наши гости. Вот так всегда! Ведь многие ребята о нем забывают в своих сочинениях, диктантах.
У1 - Кого же мы забыли? Кого не пригласили?
11 маска (выглядывает из-за кулис):
- А, это вы не пригласили ту, о которой говорят: «Выйдет на дорожку, Всем подставит ножку».
Федя: - Ребята, вы догадались, о ком это идёт речь?
Дети: - Запятая!
Федя: - Правильно, ведь она помогает людям читать. Там, где она стоит, нужно сделать небольшую паузу. Многие вежливые слова любят стоять с нею рядом: пожалуйста, спасибо, здравствуйте, до свидания. А меня как она выручила. Вы же сами в этом убедились только что. Так, ребята?
У- Спасибо Федя, что напомнил о нашей важной гостье, которая тебя спасла от смерти. Проходите и садитесь, гости дорогие.
- А наш праздник продолжается.
У - В современном русском языке много разделов:какие?
Морфология, Синтаксис, Пунктуация, Словообразование, Фонетика, Орфография, Графика (показать на таблички)
Ведущий. Да, сложные названия разделов. Но ещё сложнее эти разделы выучить.
У.Ребята, не надо бояться трудностей. Ведь на это у вас ещё впереди много лет! И не нужно лениться их все изучать. Но бывают такие случаи, когда дети ленятся познавать новые знания. И вот какие истории получаются.
- Послушайте, что думал мальчик из стихотворения Граубина, которое называлось «Ленительный падеж».
Чтец
Спросили Лежебокину:
- А ну-ка, расскажи,
За что так ненавидишь ты,
Не любишь падежи?
Давным-давно все школьники
Их знают назубок.
И за два года выучить
Лишь ты один не смог.
Ответил он рассерженно:
- В том не моя вина.
Пусть им, сперва, ученые
Изменят имена.
Ведь я падеж творительный
Нарочно не учу:
Трудиться, А тем более
Творить Я не хочу.
Такой падеж, как Дательный,
Я с детства не терплю.
Давать, делиться чем-нибудь
С друзьями не люблю.
Предложный ненавижу я:
Чтоб не учить урок,
Приходится выдумывать
Какой-нибудь предлог.
А на падеж Винительный
И вовсе я сердит.
Отец во всякой шалости
Всегда меня винит.
- Да, переделка, кажется,
Серьезная нужна.
А ты смогла бы новые
Придумать имена?
- Давно придумала:
Взятельный,
Грязнительный,
Лежательный,
Грубительный,
Ленительный
И, наконец, Простительный!
У:- И все-таки я, ребята, верю в то, что таких Лежебокиных у нас в стране немного.
Игра с залом «Летит по небу шар»
Летит, летит по небу шар,
По небу шар летит.
И знаем мы, что этот шар
До неба долетит.
Текст повторяется вместе с залом. Слова летит, шар, небо и мы замените движением рук:
сначала заменяется слово «шар», потом слова «небо», «летит», «мы»:
- «шар»- круг руками в воздухе,
- «небо»- палец вверх,
- «летит»- руки в стороны,
- «мы»- ладонью показывают на себя, прижав её к груди.
Ведущий 1. - Ребята, освоить русский язык – трудное дело. Надеюсь, что вы не боитесь трудностей на пути к знаниям. С сегодняшнего дня у нас в школе будет царить «Неделя русского языка», которая поможет продемонстрировать и показать все свои знания и умения в области русского языка, а также свою эрудицию, богатый словарный запас, умение грамотно говорить и писать на русском языке.
Ведущий 2:
И пусть сильней кипит борьба, острей соревнование,
Успех решает не судьба, а только наши знания!
(Звучит торжественная музыка).
Ведущий 1. Всю эту неделю вас, ребята, ждут интересные конкурсы и викторины, занимательные игры и приключения.
Ведущий 2. Поэтому по школе издан указ, который сейчас мы и огласим.
Вместе. Слушайте все! (Ведущие достают свитки и читают)
Ведущий 1. Пункт первый. Всем! Всем! Всем! Чтобы не заблудиться в Стране Русского языка, каждому классу выдать «маршрутный лист», в котором указано, в каком направлении нужно двигаться каждый день.
Ведущий 2. Пункт второй. Каждый ученик может принять участие во всех проводимых конкурсах.
Вам, ребята, предстоит попробовать свои силы в самых разных областях русского языка .
Ведущий 1. Пункт третий. Каждый день подводить итог проделанной работы и оценивать знания школьников, выбирать самых находчивых и любознательных.
Ведущий 2. Пункт четвёртый. В конце недели провести линейку, на которой дипломами и грамотами наградить лучших из лучших.
Ведущий 1. К исполнению Указа приступить немедленно!
У.Пусть девиз «Недели Русского Языка» будет такой: ««Мал язык, да всем телом владеет»
(Повторяют все хором).
В добрый путь, дорогие друзья, в Страну Русского языка! Пусть ваше путешествие будет полезным и увлекательным!