ПЛАН
проведения занятия по тактической подготовке.
Тема: Действия солдата в бою.
Занятие: Способы передвижения солдата в бою.
Цель:
- научить учащихся правильному и безопасному передвижению на поле боя
- воспитывать стремление преодолевать трудности.
Время: 2 часа.
Место: тактическое поле.
Метод: Практическое занятие ,показ , тренировка.
Материальное обеспечение: учебные автоматы, МСЛ, противогазы на каждого, средства имитации, сигнальные и иммитационые флажки.
Организация и ход занятия.
На территории учебного городка производится построение учащихся и проверяется готовность их к занятию, объявляется тема и цели занятия. Командиром взвода учащимся ставится боевая задача на выдвижение к месту отработки учебных вопросов. В ходе передвижения на тактическое поле отрабатываются вопросы по действиям учащихся по вводным при применении противником ОМП.
На тактическом поле размечается участок , на котором отрабатываются способы передвижения в боевых условиях. Вначале производится показ одного из способов передвижения на поле боя и производится его тренировка. В конце производится тренировка в передвижении на поле боя в целом различными способами.
Организационно-методические указания .
(выписка из БУСВ часть 3)
Передвижение солдат в бою при действиях в пешем порядке. Существуют следующие способы и приемы передвижения солдата в бою при действиях в пешем порядке:
- ускоренным шагом, бегом в полный рост или пригнувшись;
- перебежками;
- переползанием.
При действии в пешем порядке участки местности, скрытые от наблюдения противника и не простреливаемые огнем, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. Этим же способом солдат передвигается в ходе атаки. При этом оружие он держит в положении для немедленного открытия огня, навскидку, или прижатым к боку прикладом.
Для скрытого сближения с противником на открытой местности применяются перебежки. Перед началом передвижения оружие, ставится на предохранитель. Перебежка производится по команде «Такому-то перебежать туда-то — ВПЕРЕД!».
Для перебежки из положения лежа по предварительной команде солдату необходимо сначала наметить путь движения и укрытие, места остановок для передышки, а по исполнительной команде быстро подняться, как при выполнении команды «ВСТАТЬ!», и стремительно перебежать в намеченное место, с разбегу лечь на землю и быстро отползти (перекатиться) в сторону. Длина перебежки может быть от 20 до 40 шагов. Достигнув намеченного или указанного командиром рубежа, солдат занимает место для наблюдения и, изготовившись к стрельбе, прикрывает огнем перебежки других солдат. Положение оружия при перебежке — по выбору перебегающего.
На поле боя, если противник ведет сильный прицельный огонь, или, например, в разведке, когда необходимо приблизиться к противнику незамеченным и внезапно напасть на него, передвигаются переползанием. В зависимости от рельефа местности и растительного покрова переползать можно по-пластунски на получетвереньках или на боку по команде «Такому-то переползти туда-то — ВПЕРЕД!». По предварительной команде солдату необходимо сначала наметить путь движения и укрытие, места остановок или передышки, а по исполнительной команде переползать одним из указанных способов.
Для переползания по-пластунски надо лечь плотно на землю, правой рукой взять оружие за ремень у верхней антабки и положить его на предплечье правой руки. Поднять правую (левую) ногу и одновременно вытянуть левую (правую) руку как можно дальше, затем, отталкиваясь согнутой ногой, передвинуть тело вперед и поднять другую ногу, вытянуть другую руку и таким образом продолжать движение. При переползании голову высоко не поднимать.
Для переползания на получетвереньках солдат должен встать на колени и опереться на предплечья (на кисти рук), затем поднять согнутую правую (левую) ногу под грудь, одновременно левую (правую) руку вытянуть вперед, передвинуть тело вперед до полного выпрямления правой (левой) ноги, одновременно подбивая под себя другую согнутую ногу, и, вытягивая вперед другую руку, продолжать движение. При этом оружие следует держать так же, как при переползании по-пластунски (при опоре на кисти рук — в правой руке).
Для переползания на боку надо лечь на левый бок, затем, вытянув вперед левую ногу, согнутую в колене, опереться на предплечье левой руки, правой ногой опереться каблуком в землю как можно ближе к себе; разгибая правую ногу, передвинуть тело вперед, не изменяя положения левой ноги, после чего продолжать движение таким же способом. При переползании на боку оружие следует держать правой рукой, положив его на бедро левой ноги. Этот способ чаще всего применяется для переноски боеприпасов и грузов на поле боя.
При переползании солдат должен непрерывно наблюдать за полем боя и быть постоянным к открытию огня из оружия.
2. Основная часть .
а)передвижение ускоренным шагом и бегом.
Руководитель на местности указывает учащимся условное нахождение противника и объясняет порядок передвижения к рубежу перехода в атаку. Учащимся доводится, что участки местности, скрытые от наблюдения противника, и не простреливаемые огнем противника, преодолеваются ускоренным шагом или бегом. В зависимости от глубины укрытия солдат может передвигаться в полный рост или пригнувшись. После показа порядка отработки данного учебного вопроса, руководителем подается команда, например: «Учащийся Петров на рубеж…такой-то ускоренным шагом(бегом) марш». Отработка учебного вопроса производится поточным методом. В ходе данного занятия руководитель следит за ходом тренировки, правильностью действий учащихся, обращая внимание на положение оружия.
б) передвижение перебежками.
После объяснения и показа порядка отработки учебного вопроса, руководитель подает команду учащимся, например: «Учащийся ..Петров на рубеж такой-то перебежками, вперед». Данный уч.вопрос отрабатывается поточным методом. Руководитель следит за правильность действий учащихся, при необходимости указывает на ошибки и дает рекомендации на их устранение. Особое внимание обращается на длину перебежек, необходимость перекатывания в конце каждой перебежки и положение оружия.
в) передвижение переползанием.
Руководитель объясняет различные способы передвижения переползанием и показывает , как правильно их выполнять на намеченном заранее участки с использованием защитных свойств местности. Затем руководитель ставит задачу учащимся на начало тренировки. Тренировка осуществляется поточным методом. В ходе отработки учебного вопроса особое внимание обращается на технику выполнения передвижения, использование защитных свойств местности, положение оружия в ходе передвижения.
г) передвижение солдата в бою различными способами.
Руководитель на заранее намеченном участке ставит учащимся задачу на передвижение к рубежу перехода в атаку, используя различные способы передвижения на определенных участках. В ходе данного уч.вопроса отрабатываются все способы передвижения, умение правильно использовать защитные свойства местности для маскировки передвижения, отрабатываются временные нормативы по данному учебному вопросу в целом.
3.Заключительная часть.
- разбор действий учащихся руководителем ( указать недостатки, выявленные при отработке учебных вопросов и способы их устранения), сообщаются оценки учащимся, полученные ими в ходе занятия.
- постановка задачи на выдвижение в уч.лагерь
- передвижение к месторасположению лагеря.
- проверка материального обеспечения и обслуживание его.
Руководитель занятия ________________________