Программы общеобразовательных учреждений. Литература. 5-11 кл., В.Я. Коровина, В.П. Журавлёв, В.И. Коровин, И.С. Збарский, В.П. Полухина, М., Просвещение, 2014 г. Допущено Министерством образования и науки РФ.
Литература: Учебник для 6 кл. общеобразоват. учреждений. В 2 ч./ авт.-сост. В.П. Полухина и др.; под ред. В.Я. Коровиной. – 14-е изд. – М.: Просвещение, 2014.
№ урока | Дата | Тема урока | Домашнее задание |
1. | | Художественное произведение. Содержание и форма. Автор и герои. Выражение авторской позиции. Выявление уровня литературного развития учащихся. | с. 3-5, сообщение «Обряд. Фолькл. Ставроп. кр.», с. 6-10, зад. 6,7 |
2. | | Устное народное творчество. Обрядовый фольклор. Обрядовые песни. Р.к. №1. Обрядовый фольклор Ставропольского края. | выуч. определения, с. 11-14, вопросы и задания |
3. | | Пословицы, поговорки и загадки как малый жанр фольклора. Их народная мудрость и афористичность | с. 15, зад. 3,5, выуч. опредения |
4. | | Русские летописи. «Повесть временных лет». «Сказание о белгородском киселе». Исторические события и вымысел. Отражение народных идеалов в летописях. | с. 24, зад. 1,2, жанр басни, с. 25-29, с. 30, вопросы и задания |
5. | | Русские басни. И.И. Дмитриев. Слово о баснописце. «Муха». Осуждение безделья, лени, хвастовства. Аллегория и мораль в басне. Особенности языка XVIII столетия. | с. 30-34, с.37-43, выр. чт. басен, с. 43, зад. 1, 3-5 |
6. | | И.А. Крылов. Слово о баснописце. «Листы и корни», «Осёл и соловей», «Ларчик». Роль власти и народа в достижении общественного блага. Критика мнимого «механики мудреца» и неумелого хвастуна. Комическое изображение «знатока», не понимающего истинного искусства. Развитие понятия об аллегории. | с. 43, зад. 1, 3, выуч. басню наиз., с. 34-37 |
7. | | Классное сочинение «Что осуждается в русских баснях?» | рассказ о Пушкине, с. 45-51, 54-55, «Пушкин и Кавказ» |
8. | | А.С. Пушкин. Слово о поэте. Стихотворение «Узник» как выражение вольнолюбивых устремлений поэта. «Зимнее утро». Тема и поэтическая идея стихотворения. Роль композиции в понимании смысла стихотворения. Р.к. №3. Пушкин и Кавказ. | с. 55-57, вопросы и задания, выр. чт. стих. наиз., с. 310-312 |
9. | | А.С. Пушкин. Тема дружбы в стихотворении «И.И. Пущину». Жанр стихотворного послания. «Зимняя дорога». Тема жизненного пути. Эпитет, метафора как средства создания худож. образов в лирике | выр. чт. стих. «Зимняя дорога», анализ стих. |
10. | | А.С. Пушкин. Цикл «Повести Белкина». «Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Роль антитезы в композиции. Пародия на романтические темы и мотивы в повести. | роль случая в композиции |
11. | | А.С. Пушкин. «Барышня-крестьянка». «Лицо и маска» героев повести. Роль случая в композиции произведения. | с. 151, прочит. пов. «Выстрел», с. 152, зад. 1, 2, 8 |
12. | | А.С. Пушкин. «Выстрел». Мастерство композиции повести. Три выстрела и три рассказа о них. | с. 59-64, вопросы и задания, с. 64-74 |
13. | | А.С. Пушкин. «Дубровский». Картины жизни русского барства. | с. 74-84 |
14. | | Конфликт Андрея Дубровского и Кириллы Троекурова. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. | с. 84-96, с. 96-107 |
15. | | Контрольное изложение по эпизоду «Пожар в Кистенёвке» | с. 107-145 |
16. | | Романтическая история любви Владимира Дубровского и Маши Троекуровой. Авторское отношение к героям. Развитие понятия о композиции художественного произведения. | с. 146-150, определ. романа, сюжета, подготов. к сочинению |
17. | | Подготовка к домашнему сочинению «Защита человеческой личности в повести А.С. Пушкина «Дубровский». | написать сочинение рассказ о Лермонтове, с. 153-159, вопросы и задания |
18. | | М.Ю. Лермонтов. Слово о поэте. «Тучи». Основное настроение и композиция стихотворения. Особенности поэтических интонаций. | |
19. | | Внеклассное чтение №2. М.Ю. Лермонтов «Воздушный корабль», «Русалка». | с. 163-166, вопросы и задания, выр. чт. стих. |
20. | | Антитеза как основной композиционный приём в стих-ях М.Ю. Лермонтова «Листок», «Утёс», «На севере диком…», «Три пальмы». Особенности выражения темы одиночества. Разрушение красоты и гармонии человека с миром.Обучение анализу одного стихотворения. | с. 159-162, вопросы и задания, выр. чт. стих. наиз. |
21. | | Классное сочинение «Моё любимое стих-ние Лермонтова». | сообщ. И. Кашпуров |
22. | | Р.к. №4. И. Кашпуров. Сборник «Дыхание осени». | подготовить рассказ о Гоголе |
23. | | Н.В. Гоголь. «Старосветские помещики». | рассказ о Тургеневе, с. 167-170, вопросы и задания |
24. | | И.С. Тургенев. Слово о писателе. Цикл рассказов «Записки охотника» и их гуманистический пафос. «Бежин луг». Духовный мир крестьянских детей. Народные верования и предания. Юмор автора. | с. 171-197 |
25. | | Ф.И. Тютчев. Слово о поэте. Особенности изображения природы в лирике Ф.И. Тютчева. «Неохотно и несмело…». «С поляны коршун поднялся…». Судьба человека и судьба коршуна. Роль антитезы в стихотворении. | с. 204-206, вопросы и задания, стих. наиз., с. 312-314 |
26. | | Ф.И. Тютчев. «Листья». Обучение анализу одного стихотворения. Внеклассное чтение №4. Ф.И. Тютчев «Сон на море», «Весна», «Как весел грохот летних бурь» | с. 207-210, выр. чт. стих. |
27. | | А.А. Фет. Слово о поэте. «Ель рукавом мне тропинку завесила…», «Ещё майская ночь», «Учись у них – у дуба, берёзы…».. Природа как воплощение прекрасного, как мир истины и красоты, как мерило человеческой нравственности. Эстетизация конкретной детали. | с. 210-214, выр. чт. стих. наиз. |
28. | | Н.А. Некрасов. Слово о поэте. «Железная дорога». Картины подневольного труда. Величие народа-созидателя. | с. 224-225, зад. и вопр., с. 314-315 |
29. | | Н.А. Некрасов. историческая поэма «Дедушка». Декабристская тема в творчестве Н.А. Некрасова. | подготов. к конт. раб., с. 242-244, повт. размеры стиха |
30. | | Р.к. №5. Декабристы-литераторы на Северном Кавказе. | с. 245-292, рассказ о Лескове |
31. | | Внеклассное чтение №5. Ф.М. Достоевский «Мальчик у Христа на ёлке» | |
32. | | Н.С. Лесков. Слово о писателе. «Левша». Понятие о сказе. Трудолюбие, талант, патриотизм русского человека из народа. Изображение представителей царской власти в сказе Лескова «Левша». Бесправие народа. | с. 292-295, вопросы и задания, авторское отношение к героям повести |
33. | | Внеклассное чтение №6. Н.С. Лесков. «Человек на часах». | рассказ о Чехове, с. 296-300, вопросы и задания, рассказы |
34. | | А.П. Чехов. Слово о писателе. «Пересолил», «Лошадиная фамилия», «Толстый и тонкий». Разоблачение лицемерия в рассказе. Речь героев и художественная деталь как источник юмора. | с. 300-302, вопросы и задания |
35. | | Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Я.П. Полонский. «По горам две хмурых тучи…», «Посмотри – какая мгла…». А.К. Толстой. «Где гнутся над омутом лозы…». Художественные средства, передающие состояния природы и человека в пейзажной лирике. | с. 307-308, вопросы и задания |
36. | | Р.к. №6. А.Е. Екимцев: жизнь и творчество. Лирическая книга «Светло в России от берёз». | с. 29-38, вопросы и задания |
37. | | А.П. Платонов. Слово о писателе. «Неизвестный цветок». Прекрасное – вокруг нас. «Ни на кого не похожие» герои А.П. Платонова. | прочит. рассказ «Ни на кого не похожие» |
38. | | А.С. Грин. Рассказ о писателе. «Алые паруса». Победа романтической мечты над реальностью жизни. Душевная чистота главных героев книги А.С. Грина «Алые паруса». Авторская позиция в произведении. | характеристика главн. героев, авторская позиция |
39. | | М.М. Пришвин. Слово о писателе. «Кладовая солнца». Нравственная суть взаимоотношений Митраши и Насти. Образ природы в сказке-были М.М. Пришвина «Кладовая солнца». | картины природы в сказке-были, с. 72-74, вопр. и зад. перечит. эпизод о ели и сосне |
40. | | Классное сочинение «Человек и природа в сказке-были М. Пришвина «Кладовая солнца». | с. 75-83 |
41. | | Стихи рус. поэтов о ВОВ. Слово о поэтах-фронтовиках. К.И. Симонов. «Ты помнишь, Алёша…». Д.С. Самойлов. «Сороковые». Патриотические чувства авторов и их мысли о Родине и о войне. | поэма Екимцева, стих. Кашпурова |
42. | | Внеклассное чтение №8. А.А. Лиханов. «Последние холода». Дети и война. | рассказ об Астафьеве, с. 84-106, жизнь и быт сиб. деревни |
43. | | В.П. Астафьев. Слово о писателе. «Конь с розовой гривой». Картины жизни и быта сибирск. деревни в послевоен. годы. Юмор в рассказе. | хар-ки героев, нравств. проблемы с. 106-107, понятия эпизода и фабулы |
44. | | Внеклассное чтение №9. В.П. Астафьев «Деревья растут для всех» | |
45. | | В.Г. Распутин. Слово о писателе. «Уроки французского». Нравственные проблемы рассказа В.Г. Распутина «Уроки французского». | с. 147-149, вопросы и задания |
46. | | Герой рассказа и его сверстники. Отражение в повести трудностей военного времени. | подготовить письм. ответ на вопрос (8-10 предл) |
47. | | Р.р. Нравственный выбор моего ровесника в произведениях В.П. Астафьева и В.Г. Распутина. | рассказ о Слядневой, произв. о детстве, юности |
48. | | Р.к. №8. В. Сляднева. Циклы стихотворений и рассказы о детстве и юности. | с. 191-192, с 193, вопросы и задания |
49. | | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице». Тема Родины в поэзии Рубцова. Человек и природа в его «тихой» лирике. | рассказ о Ходареве, тема Родины в его творчестве |
50. | | Р.к. №9. Тема родины в творчестве В. Ходарева. | с. 165-184, рассказ о Ф. Искандере |
51. | | Ф. Искандер. Слово о писателе. «Тринадцатый подвиг Геракла». Влияние учителя на формирование детского характера. Юмор и его роль в рассказе Ф. Искандера «Тринадцатый подвиг Геракла». | с. 184-185, вопросы и задания, рассказ о Блоке, чит. Стих. |
52. | | Родная природа в рус. поэзии XX века. А.А. Блок. Слово о поэте. «Летний вечер», «О, как безумно за окном…». Поэтизация родной природы. Средства создания поэтических образов. | с. 188-190, рассказ о Есенине, выр. чт. стих. |
53. | | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Мелколесье. Степь и дали…», «Пороша». Чувство любви к родной природе и Родине. Способы выражения чувств в лирике С.А. Есенина. Обучение выразительному чтению. | с. 190-191, рассказ об Ахматовой, выр. чт. стих., с. 193-194 |
54. | | А.А. Ахматова. Слово о поэте. «Перед весной бывают дни такие…». Обучение анализу одного стихотворения. Подготовка к домашнему сочинению по анализу лирики. | с. 150-164, с. 165, вопросы и задания, сочинение |
55. | | В.М. Шукшин. Слово о писателе. Рассказ «Срезал». Особенности героев Шукшина. Рассказ «Критики». Образ «странного» героя в творчестве Шукшина. | прочит. рассказ «Критики» |
56. | | К. Кулиев. Слово о поэте. «Когда на меня навалилась беда…», «Каким бы ни был малым мой народ…». Тема Родины и народа. Язык, поэзия, обычаи как основа бессмертия нации. | с. 195-198, отв. на вопросы |
57. | | Г. Тукай. Слово о поэте. «Родная деревня», «Книга». Любовь к малой родине, верность традициям народа. Великая роль книги в жизни человека. | роль ставроп. гимназии в развитии просветит. мысли |
58. | | Мифы Древней Греции. Понятие о мифе. Подвиги Геракла: «Скотный двор царя Авдия», «Яблоки Гесперид». Внеклассное чтение №10. Мифы, сказания, легенды народов мира. | с. 212-214, определения, вопросы и задания |
59. | | Геродот. Слово о писателе и историке. «Легенда об Арионе». Отличие мифа от сказки. | с. 215-248, отв. на вопросы |
60. | | Гомер. Слово о Гомере. «Илиада» и «Одиссея» как героические эпические поэмы. Хитроумный Одиссей: характер и поступки. Понятие о героическом эпосе. | с. 249-252, отв. на вопросы |
61. | | М. Сервантес Сааведра. Слово о писателе. «Дон Кихот». Проблема истинных и ложных идеалов. Герой, живущий в воображаемом мире. | выборочн. чт. понравивш. эпизодов, анализ |
62. | | «Дон Кихот» как пародия на рыцарские романы. Народное понимание правды жизни как нравственная ценность. Образ Санчо Пансы. | с. 252-258, отв. на вопросы, выр. чт. баллады |
63. | | Ф. Шиллер. Слово о поэте. Баллада «Перчатка». Проблема благородства, достоинства и чести. | с. 258-279, отв. на вопросы |
64. | | П. Мериме. Новелла «Маттео Фальконе». Конфликт естественной жизни и цивилизованного общества. Романтизм и реализм в произведении. | рассказ о творчестве М. Твена |
65. | | М. Твен. «Приключения Гекльберри Финна». Дружба Тома и Гека. Их поведение в критических ситуациях. Том и Гек: общность и различие. Средства создания комического. Юмор в произведении. | сравнит. хар-ка героев, средства создания комич. |
66. | | А. де Сент-Экзюпери. слово о писателе. «Маленький принц» как философская сказка-притча. | с. 299, вопросы и задания |
67. | | Контрольное сочинение «Что изменило во мне изучение литературы в 6 классе?» | подготовиться к празднику |
68. | | Подготовка к контрольному тестирование за год |
69. | | Контрольное тестирование за год | читать произв. по программе 7 класса |
70. |
И.А. Крылов. Лист и корни. Ларчик. Осел и Соловей (на выбор)
А.С. Пушкин. Узник. И.И. Пущину. Зимнее утро (на выбор)
М.Ю. Лермонтов. Тучи. Листок. «На севере диком…». Утес. Три пальмы (на выбор)
Н.А. Некрасов. Железная дорога (фрагменты на выбор)
А.А. Фет. «Ель рукавом мне тропинку завесила…»
Е.А. Баратынский. «Весна! Весна! Как воздух чист!..» (на выбор)
А.А. Блок. Летний вечер.
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие…»
По теме «Великая Отечественная война»: 1-2 стихотворения по выбору учащихся (К.М. Симонов, Н.М. Рыленков, Д.С. Самойлов).