СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Плюсы и минусы технологии педагогической поддержки

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Буклет позволит определить плюсы и минусы технологии

Просмотр содержимого документа
«Плюсы и минусы технологии педагогической поддержки»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»



Эмпирические методы исследования для младших школьников


Выполнила:

cтудентка Ш-31 группы

Татаринцева Лариса

Преподаватель: Великановская Людмила Анатольевна







Ейск, 2020г.


Содержание

Введение

1.Наблюдение

2.Анкетирование

3. Беседа

4. Изучение продуктов деятельности

5. Педагогическое тестирование

6. Педагогический эксперимент

Заключение

Использованная литература













Введение

В исследовании младших школьников большое значение имеют эмпирические методы. Данная группа методов исследования имеет высокую результативность и активно применяется многими педагогами. К эмпирическим методам относятся наблюдение, беседа, анкетирование, педагогическое тестирование, изучение школьной документации, изучение продуктов деятельности. Их общее свойство – направленность на непосредственное изучение управляемого объекта, сбор и систематизацию фактического материала о процессе и результатах работы образовательной системы. Эмпирический характер познания, присущий методам этой группы является важной предпосылкой достоверности выявленных фактов.  Правильность применения метода подразумевает два аспекта:

- владение данным методом;



- умение исследователя выбрать наиболее эффективный метод исходя из существующих условий исследования, конкретной исследовательской задачи.

При выборе методов педагогического исследования необходимо руководствоваться следующими принципами:

·    совокупность методов (для решения любой научной проблемы используется не один, а комплекс взаимодополняющих методов исследования);

·   адекватность методов существу изучаемого явления, предполагаемым результатам, возможностям исследователя;

·   ненанесение вреда (запрет использования исследовательских методов, противоречащих нравственным нормам, способных навредить испытуемым, педагогическому процессу).




1.Наблюдение

Наблюдение является наиболее распространенным эмпирическим методом, с помощью которого объект изучается в различных условиях без вмешательства в его существование. Наблюдение широко применяется и на бытовом уровне, обеспечивая информацией стихийно протекающий процесс познания. Однако при стихийном наблюдении в силу особенностей человеческого внимания многие детали от наблюдателя ускользают, а другие детали быстро забываются, не образуя целостной системы знаний об объекте. Наблюдение как метод педагогического исследования имеет целенаправленный характер, оно осуществляется по определённому плану, его результаты фиксируются, а в конце наблюдения собранные данные обобщаются.

 

К достоинствам наблюдения относятся его доступность и возможность самому исследователю


непосредственно ознакомиться с изучаемым предметом.

 

Недостатки наблюдения в педагогическом исследовании состоят в том, что...

- на достоверность результатов сильно влияют личностные особенности наблюдателя, его интересы, убеждения и стереотипы;

- достоверность полученных результатов прямо пропорциональна длительности наблюдения (чем дольше проводилось наблюдение, тем статистически достоверней данные, полученные с его помощью);

- личным наблюдением физически невозможно охватить все моменты исследуемого процесса, а это значит, что многие факты всё равно останутся неустановленными.

Примерная программа педагогического наблюдения

Дата



Время

Урок (мероприятие):

Количество учащихся

Цель:

Задачи: 

Объект:

№ п/п

Учащийся (имя и начальная буква фамилии)

Волевые качества. Оценка силы признаков волевых

качеств по пятибалльной системе: 5 —очень сильно развито,

4 — сильно развито, 3 — достаточно развито,

2 — слабо развито, 1 — отсутствует у учащегося

Дисциплинированность

Самостоятельность

Организованность

осознанное выполнение установленного в данной деятельности порядка

добровольное выполнение правил, установленных коллективом

недопущение проступков

соблюдение правил

поведения при

изменении обстановки

выполнение учебных задач, поставленных учителем без помощи и постоянного контроля со стороны (без напоминаний и подсказок выполнить учебное, трудовое задание и т. п.)

умение организовать свою деятельность (приступить к подготовке уроков, обслужить себя, найти способ отдохнуть и т. д.)

умение отстоять свое мнение, не проявляя при этом упрямства, если не прав

умение соблюдать выработанные привычки самостоятельного поведения в новых условиях деятельности

соблюдение определенного порядка, способствующего успеху в деятельности (держать в порядке книги, рабочее место, предметы труда и развлечений и т. п.)

планирование своих действий и разумное их чередование; рациональное расходование времени с учетом обстановки

умение вносить в свою деятельность определенную организацию при изменении обстановки

1






4

3

3

2

2

4

4

2






4

5

5

4

5

5

5

3






5

4

5

4

5

5

5

4






5

5

5

4

5

5

5

5






4

5

4

4

5

5

5

6






4

4

5

5

5

5

5

Средний балл





4,41

4,62

4,58

4,41

4,83

4,8

4,83

Дополнительные наблюденияи выводы:



 











2. Анкетирование – метод сбора информации с помощью анкет – специально разработанных вопросников, на которые требуется дать письменные ответы.

 

Основные виды анкет:

- открытые (опрашиваемые должны сформулировать ответ самостоятельно);

- закрытые (опрашиваемым надо выбрать наиболее подходящий ответ из нескольких готовых вариантов);

- смешанные (комбинированные), предусматривающие возможность как выбора из готовых вариантов, так и самостоятельной формулировки ответа.

 

Анкетирование наиболее эффективно, если требуется выявить коллективное мнение по каким-либо вопросам и потребности значительного количества людей. В зависимости от цели анкетированию могут подвергаться педагоги, учащиеся, их родители, представители ближайшего социального окружения. Применяя этот метод, следует помнить, что результаты анкетирования, даже полученные на больших выборках, отражают мнения, установки, стереотипы мышления и восприятия респондентов, особенности данной социальной группы, а поэтому они могут значительно расходиться с установленными научными фактами.

 

С помощью анкетирования можно за относительно малый отрезок времени охватить опросом большое количество людей, а стандартные формулировки вопросов в анкетах позволяют сравнительно легко обрабатывать полученные данные. Однако при анкетировании исключается возможность корректирования формулировок вопросов. Поэтому важным условием эффективности этого метода является достаточное качество используемого вопросника (ясность для опрашиваемого сути вопросов, возможность дать на них однозначные ответы или выбрать приемлемый вариант ответа из предложенных альтернатив, а также избегание вопросов, провоцирующих заведомо лживые ответы). При проведении массовых анкетирований фактором, снижающим правдивость ответов, становится мнение других людей (например, заполняя анкету одновременно с другими людьми, человек может списать ответ у соседа, чтобы «не выделяться», или наоборот: ответить по-другому из желания отличиться, а вовсе не потому, что он действительно считает иначе).

Пример: АНКЕТА

Выявление представлений младшего школьника

о взаимоотношениях в семье


Дорогой друг!


Твои ответы на вопросы анкеты очень важны для нас, взрослых. Здесь нет правильных и неправильных ответов. Это только твое мнение. Поэтому постарайся ответить очень правдиво.


Фамилия, имя________________________________________

Школа__________________Класс_______________________



1.Считаешь ли ты, что семья важна для каждого человека?

а) да

б) нет

в) не знаю

2. Нравится ли тебе общение с собственными родителями?

а) да

б) нет

в) не очень

3. Считаешь ли ты свою семью дружной?

а) да

б) нет

в) не очень

4.По поводу чего чаще ссорятся родители?

а) из-за меня

б) бабушки/дедушки

в) из-за бытовых проблем

г) нехватки денег

д) родители не ссорятся никогда

е) другое_________________________________________________________

5.На твой взгляд, какие отношения у вас между членами семьи?

а) очень хорошие

б) хорошие

в) не очень хорошие

г) плохие

6. Как к тебе относятся родители?

а) постоянно заботятся, уделяют мне много внимания

б) мало заботятся, редко уделяют внимание

в) совсем не заботятся, им до меня дела нет

г) не знаю

7. Какие обязанности по дому ты выполняешь?

а) поливаю цветы

б) мою посуду (полы)

в) выношу мусор

г) выгуливаю собаку

д) убираю свою комнату

е) у меня нет четких обязанностей в семье

ж) другое____________________________________________________

8. Как ты относишься к критике и похвале родителей в твой адрес?

а) спокойно, потому что и критика, и похвала справедливы

б) обижаюсь, так как меня чаще критикуют

в) злюсь, потому что меня вообще не критикуют и не хвалят

г) радуюсь, потому что меня чаще хвалят

9.Как родители проявляют интерес к твоей жизни?

а) каждый день спрашивают, с кем общался, как прошел день в школе

б) не интересуются мной

в) проявляют только интерес к тому, поел ли я и тепло ли одет

г) приглашают моих друзей к нам домой

д) узнают обо мне только через учителей

10. Как родители тебя наказывают?

а) применяют физическое наказание

б) запугивают, угрожают

в) лишают развлечений (компьютер, прогулка с друзьями и др.)

г) не разговаривают со мной

д) заставляют делать работу по дому

е) меня не наказывают

11. Много ли времени ты проводишь с родителями?

а) да, все свое свободное время

б) нет, с друзьями мне лучше

в) избегаю общения с ними

г) стараюсь успевать общаться с родителями и играть с друзьями

12. Какие у вас есть семейные традиции?

а) собираем фотографии о нашей семье в общий альбом

б) по выходным вместе ходим в гости или просто на прогулку

в) собираемся по вечерам, чтобы обсудить проблемы дня и просто поделиться впечатлениями

г) поздравляем друг друга с праздниками

д) вместе выбираем подарки

е) у нас нет никаких семейных традиций

ж) другое______________________________________________________

13. Как ты понимаешь известную фразу: «Мой дом -моя крепость»?

а) «Мой дом – это место, где я могу делать все, что захочу»

б) «Мой дом – это место, где я полностью защищен»

в) «Мой дом – это место, где мне хорошо и уютно»

г) «Мой дом - это место, где меня держат, как в заточении: кроме школы никуда не разрешают выходить»

д) «Мой дом – это место, где все время что-то запрещают»

е) не знаю

14.Когда ты вырастешь, какую семью ты хотел бы создать сам?

а) такую, как у моих родителей

б) где родители уважают своего ребенка

в) дружную и крепкую

г) в которой родители - строгие и требовательные

д) пока не знаю


Спасибо за участие!



3. Беседа (диагностическая беседа) – метод, при котором получение информации происходит в режиме индивидуализированного диалога. Как и любой метод, беседа преследует определённую цель, а её результаты анализируются. Как и анкетирование, она проводится на основе предварительно разработанных вопросов, однако формулировки и последовательность вопросов задаются не жёстко, они могут варьироваться. К условиям успешности беседы относятся её индивидуальный характер («с глазу на глаз»), сосредоточенность исследователя на собеседнике, создание доверительной обстановки, умение исследователя стимулировать речевую активность опрашиваемого, не отвлекаясь при этом от поставленной исследовательской цели.

 

Беседа как метод исследования, по сравнению с анкетированием, имеет ряд преимуществ, обусловленных наличием непосредственного контакта с опрашиваемым человеком. К ним относятся возможности:

- управлять влиянием на ответы опрашиваемого внешних раздражающих факторов (избежать присутствия третьих лиц; выбрать наиболее подходящие обстановку, освещение, время; изменять интонацию при формулировании вопросов и т.д.);

- менять формулировку вопросов по ходу опроса, делая их более «удобными» для отвечающего;

- задавать уточняющие вопросы, добиваясь более конкретных ответов;

- использовать невербальные каналы общения для создания установки на искренние ответы;

- отслеживать информацию, которая транслируется опрашиваемым по невербальным каналам общения (например, по характерным жестам, взгляду, позе человека в ходе беседы можно выявить его эмоциональное состояние, распознать неискренние ответы);

- ситуативно расширять или сужать круг вопросов, в зависимости от характера и объёма информации, которой владеет опрашиваемый и которой он готов в данный момент поделиться.

 

Недостатки диагностической беседы связаны с индивидуальным характером осуществляемого с её помощью опроса. В отличие от анкетирования, беседа не подходит для массовых опросов. Для проведения беседы необходим определённый психологический настрой, что предполагает специальный выбор места и времени, а также нежелательность открытого фиксирования получаемых ответов. Кроме того, успех этого метода зависит от уровня коммуникативных умений обоих участников беседы. Наконец, значительная вариативность формулировок вопросов и ответов затрудняет обработку результатов беседы.

Пример: беседа (с родителями)

Тема: Расскажите о своем ребенке

Диагностические возможности.

Беседы позволят получить первое представление о ребенке.

Материал: протокол с перечнем вопросов, ручка.

Ход беседы

Психолог в индивидуальной беседе с родителями будущего первоклассника решает задачу комплексного и подробного (детального) ознакомления с той атмосферой, в которой пребывал ребенок, с особенностями его развития и уровнем предшкольной подготовки.

По результатам беседы оформляется протокол с достаточно полными, содержательными, существенными ответами родителей на вопросы психолога.

Опросник

Ф. И. О. ____________

Дата рождения ________

Пол_____

Дата обследования_______

Место проведения диагностики

1. Назовите фамилию, имя и отчество вашего ребенка.

2. Каков состав вашей семьи? Есть ли у ребенка старшие братья или сестры, которые учатся в школе?

3. Кто в основном занимается воспитанием ребенка?

4. Посещал ли ребенок детский сад (если «да», то с какого возраста, охотно ли ходил туда)?

5. Нет ли расхождений во взглядах членов семьи на воспитание?

6. Какие методы воспитания (поощрения и наказания) применяются в семье и как на них реагирует ребенок?

7. Какие игры он предпочитает – подвижные или настольные (типа конструирования), индивидуальные или коллективные, с участием других детей или взрослых?

8. Насколько он самостоятелен – умеет занять себя или постоянно требует внимания взрослых?

9. Выполняет ли какие-либо обязанности по дому?

10. Как ребенок общается со сверстниками – есть ли у него друзья и приходят ли они к нему в гости?

11. Проявляет ли он инициативу в общении или ждет, когда с ним заговорят, а может быть, и вообще уклоняется от общения?

12. Охотно ли дети принимают его в игру, часты ли конфликты?

13. Как ребенок общается со взрослыми – с членами семьи и с малознакомыми людьми?

14. Есть ли у ребенка стремление идти в школу, торопит ли он
с покупкой школьных принадлежностей или не вспоминает об этом?

15. Просит ли ребенок показать ему буквы или вообще научить чему-либо, что связано с обучением в школе?

16. Как родители готовили ребенка к школе?

17. Знает ли он буквы (все или некоторые)?

18. Умеет ли он читать, считать (в каких пределах), складывать, вычитать?

19. Есть ли у ребенка стремление идти в школу?

20. Расскажите о ребенке то, что сами считаете важным, характерным для него.



4. Изучение продуктов деятельности – метод, при котором предметом изучения являются сочинения, рисунки, стенгазеты, поделки и другие ученические работы, а также продукты деятельности взрослых участников образовательного процесса. Так, помимо разнообразных ученических работ предметами изучения могут быть: элементы эстетического оформления класса-кабинета, изготовленные учителем лично или при его участии, под его руководством; продукты деятельности, отражающие увлечения педагогов, увлечения родителей и семейные увлечения, а также различного рода достижения и т.д.

 

Продукты деятельности материальны, их наличие и количество легко проверить, в отличие от их зафиксированных документальных отражений, в которых описания предметов вполне могут не отражать некоторые важные в данный момент параметры, а количественные показатели могут быть случайно или

намеренно искажены. Необходимость этого метода в педагогическом исследовании определяется ещё и тем, что с его помощью можно не только установить наличие и количество продуктов деятельности, но и выявить специфические свойства, характеризующие личность субъекта, создавшего тот или иной продукт.

Пример: изучение детского рисунка семьи

Наиболее популярная тема – рисунок собственной семьи. Опытному психологу он может сказать многое, но и обычные мамы и папы могут почерпнуть из рисунка массу полезной информации. Прежде всего обратите внимание на тревожные признаки.

Расположение фигур на рисунке

Расположение членов семьи на картинке очень точно указывает на их взаимоотношения. Часто дети «удаляют» нежелательный персонаж из своего произведения, объясняя это тем, что «папа на работе», а сестра «в соседней комнате». Это не значит, что отношения разрушены окончательно, зачастую брат или сестра отправляются на рисунке «в другую комнату» после бурной ссоры.

И наоборот, любимые родственники могут появиться на картинке, даже если они живут далеко, так часто бывает с дедушками и бабушками.

Самого близкого и любимого родственника ребенок изображает рядом с собой. Если кто-то из персонажей оказывается отделен от других, то, скорее всего, и из семейного круга ребенок его мысленно исключает. Это может быть работающий папа, брат или сестра, которые значительно старше по возрасту.

” Плохой признак – если этим «изгоем» оказывается сам ребенок, это действительно тревожная ситуация!

 


 

5.Педагогическое тестирование – метод, в процессе применения которого испытуемые выполняют определенные действия по заданию проверяющего. В настоящее время для школы разработано множество тестовых методик, позволяющих выявить уровень обученности по различным предметам, уровень личностного развития учащихся и педагогов, изучить и оценить способности, интересы и потребности участников образовательного процесса. Всё более широкое распространение получает компьютерное тестирование, позволяющее существенно облегчить и ускорить проверку и первичную обработку результатов.

Методика "Простые аналогии"



Цель: исследование логичности и гибкости мышления. Оборудование: бланк, в котором напечатаны два ряда слов по образцу.



Порядок исследования. Ученик изучает пару слов, размещенных слева, уста­навливая между ними логическую связь, а затем по аналогии строит пару справа, выбирая из предложенных нужное понятие. Если ученик не может понять, как это делается, одну пару слов можно разобрать вместе с ним.

Обработка и анализ результатов. О высоком уровне логики мышления сви­детельствуют восемь-десять правильных ответов, о хорошем - 6-7 ответов, о дос­таточном - 4-5, о низком - менее чем 5.

1. Бежать

стоять

2. Паровоз

вагоны

3. Нога

сапог

4. Коровы

стадо

5. Малина

ягода

6. Рожь

поле

7. Театр

зритель

8. Пароход

пристань

9. Смородина

ягода

10. Болезнь

лечить

11. Дом

этажи


Кричать________________________________

а) молчать, б) ползать, в) шуметь, г) звать,

д) конюшня

Конь__________________________________

а) конюх, б) лошадь, в) овес, г) телега,

д) конюшня

Глаза__________________________________

а) голова, б) очки, в) слезы, г) зрение, д) нос

Деревья________________________________

а) лес, б) овцы, в) охотник, г) стая, д) хищ­ник

Математика____________________________

а) книга, б) стол, в) парта, г) тетради, д) мел

Яблоня________________________________

а) садовник, б) забор, в) яблоки, г) сад,

д) листья

Библиотека_____________________________

а) полки, б) книги, в) читатель, г) библио­-

текарь, д) сторож

Поезд_________________________________

а) рельсы, б) вокзал, в) земля, г) пассажир,

д) шпалы

Кастрюля______________________________

а) плита, б) суп, в) ложка, г) посуда, д) повар

Телевизор______________________________

а) включить, б) ставить, в) ремонтировать,

г) квартира, д) мастер

Лестница_______________________________

а) жители, б) ступеньки, в) каменный,

г) большой, д) подъем








 

6.Педагогический эксперимент – особый метод эмпирического исследования, состоящий в том, что исследователь вмешивается в педагогический процесс с целью создания наилучших условий для изучения педагогических явлений. Выделяется два вида педагогического эксперимента: констатирующий и формирующий (преобразующий). При констатирующем эксперименте специально созданные условия позволяют выявить новые факты. При формирующем – изменить ход и результат педагогического процесса.









Заключение

Важнейшая и необходимая предпосылка, лежащая в основе методологии эмпирического исследования состоит в том, что оно обеспечивает возможность своего воспроизведения и подтверждения/опровержения. Эмпирическая совокупность сведений дает первичную информацию о новых знаниях и многих свойствах исследуемых объектов и таким образом служит исходной базой для научною исследования. Эмпирические методы основаны, как правило, на использовании способов и приемов опытного исследования, позволяющих получить фактическую информацию об объекте. Особое место среди них занимают базовые методы, которые сравнительно часто используются в практической исследовательской деятельности.




Использованная литература

Учебные пособия:

1. Педагогика.

Сластенин В.А. и др. Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; Под ред. В.А. Сластенина. –

М.: Издательский центр "Академия", 2002 - 576 с.

Интернет ресурсы:

1. http://seminarium.ru/answers/3161

2. https://infourok.ru/test-na-proverku-urovnya-gotovnosti-rebyonka-k-obucheniyu-v-shkole-1023478.html

3. https://shkolazhizni.ru/family/articles/10766/