СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Почва –особый компонент природы

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме "Почва - особый компонент природы"

Просмотр содержимого документа
«Почва –особый компонент природы»

Почва –особый компонент природы

Цели урока:

1. Сформировать знания у учащихся о почве как особом природном теле, о её свойствах, механическом составе, структуре почвы, факторах почвообразования.

Показать вклад В.В.Докучаева в создание научного почвоведения.


2. Развитие умений самостоятельно получать информацию из различных источников. Уметь анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Готовить учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.


3.Формировать у учащихся научного типа мышления, эстетического, художественного восприятия мира.

4. Коррекция внимания, памяти, мышления, умения самостоятельно получать информацию из разных источников

Оборудование:

- презентация

- образцы 2 видов почв;

- дневник почвоведа

- пословицы о почве

- дидактический материал по теме в папках для работы в парах

- образцы почвенных горизонтов

- видеофрагмент «Почва – особое природное тело»



Ход урока:

  1. Оргмомент

  2. Тема урока. Постановка целей урока


Послушайте отрывок из книги Ильина «Чудесная кладовая»

«..Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками?

Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле…»

Вы уже догадались, о какой чудесной кладовой идёт речь?

Итак, тема урока! Почва –особый компонент природы

Попробуйте сформулировать цель урока.

По ходу урока идет презентация.

Главный вопрос урока Почему почва – особый компонент природы?

Итак, ответим на первый вопрос. Что такое почва? Что такое почвоведение?

Перефразируйте определение почвоведение и ответьте на вопрос Кто такие почвоведы?

Сегодня вы попробуете себя в роли почвоведов и будете вести дневник почвоведа.

Чем почва отличается от горной породы ?

В.В. Докучаев. Слайд 1 Вы получили на прошлом уроке домашнее задание ответить на вопрос «Какой вклад в науку внес В.В.Докучаев. Ответы учащихся

Правильный ответ Слайд 2

Основал науку почвоведение, создал учение о зональности почв, растений и животного мира – закон широтной зональности.

Почвообразующие факторы

Работа с дидактическим материалом

--Какой из этих факторов, по вашему мнению, будет важнейшим для образования различных типов почв?


2) Вспомним свойства почвы: плодородие, воздухопроницаемость, влагопроницаемость.

--Какое из этих свойств главное?

-- Что является признаком плодородия почвы?

--Что такое гумус?

--Гумус служит……

--Процесс образования гумуса длится….непрерывно


Давайте подведём итог: наличие гумуса присуще только почве


3) Переходим к следующему вопросу нашего урока Цвет почвы отражается в названии почв

Определение цвета образцов

Механический состав

Структура почвы

Почвенный горизонт

Видеофрагмент

Тест
Рефлексия

Дневник почвоведа

Почва –поверхностный тонкий слой суши, обладающий плодородием.

Почвоведение – наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия.

1.Чем почва отличается от горной породы? ________

2.В.В. Докучаев - _____________

3. Прочитайте текст. Найдите условия, которые необходимы для образования почвы9 почвообразующие факторы). Выпишите их в тетрадь._____________________________

«Взаимодействуют все страны и народы, трудом, преображая шар земной!

Вот также в глубине земли породы, куют веками благодатный слой!

Животный мир, растений мир богатый в формированье почвы вносят вклад,

Рельеф и климат, словно две награды процессы плодородия вершат!

У почв, как у людей свои задачи: рождать, растить, беречь и умножать,

Нести следы культур, цивилизаций, трудом, как люди землю украшать!


4. Из чего состоит почва? _____________________________

5.Определить цвет почвы по треугольнику Захарова

Образец 1 ___________________________

Образец 2 ___________________________

Какая почва на Ваш взгляд более плодородная? Почему?





6.Механический состав почвы это …_______________

Какие почвы выделяются по механическому составу?____________

Как определить механический состав почвы без специального оборудования?

______________________________________________________________

Какие почвы по механическому составу наилучшие для растений?______

  1. Структура почвы это …__________________

Типы структуры почвы _________________

Какая почва наилучшая по форме частичек?________________

8.Почвенный горизонт

Выпишите названия почвенных горизонтов.__________________



9.Почему почва – особый компонент природы?___________________


7) Подведём итог урока: вернёмся к теме «Почва – особый компонент природы». Почему?

Видеофрагмент

Тест

Начало формы

1. Чем почва отличается от горной породы?

А. Плодородием

Б. Цветом

В. Количеством влаги

2.Какие почвы различают по механическому составу в зависимости от соотношения в них песчаных и глинистых частиц?

А. Песчаные, супесчаные

Б Суглинистые, глинистые

В. Оба варианта верны

3. На содержание чего в почве влияет её структура?

А. Влаги

Б Воздуха

В. Оба ответа верны

4. Кто из учёных установил широтную закономерность в расположении почв?

А. Докучаев В.В

Б. Вернадский В.И.

В. Ломоносов М.В.

5. Главная причина зональности почв — ...

А. изменение климата

Б. изменение ветра

В. изменение рельефа


8) Домашнее задание9) Рефлексия.