Почва –особый компонент природы
Цели урока:
1. Сформировать знания у учащихся о почве как особом природном теле, о её свойствах, механическом составе, структуре почвы, факторах почвообразования.
Показать вклад В.В.Докучаева в создание научного почвоведения.
2. Развитие умений самостоятельно получать информацию из различных источников. Уметь анализировать, выдвигать гипотезы, делать выводы. Готовить учащихся к свободной и комфортной жизни в условиях информационного общества.
3.Формировать у учащихся научного типа мышления, эстетического, художественного восприятия мира.
4. Коррекция внимания, памяти, мышления, умения самостоятельно получать информацию из разных источников
Оборудование:
- презентация
- образцы 2 видов почв;
- дневник почвоведа
- пословицы о почве
- дидактический материал по теме в папках для работы в парах
- образцы почвенных горизонтов
- видеофрагмент «Почва – особое природное тело»
Ход урока:
Оргмомент
Тема урока. Постановка целей урока
Послушайте отрывок из книги Ильина «Чудесная кладовая»
«..Видел ли ты когда-нибудь семечко с двумя крылатками?
Дунешь на него – оно и полетело. А попадёт такое семечко в чудесную кладовую, полежит – глянешь, где было крылатое семечко, стоит ветвистое дерево, да такое большое, что его не охватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле…»
Вы уже догадались, о какой чудесной кладовой идёт речь?
Итак, тема урока! Почва –особый компонент природы
Попробуйте сформулировать цель урока.
По ходу урока идет презентация.
Главный вопрос урока Почему почва – особый компонент природы?
Итак, ответим на первый вопрос. Что такое почва? Что такое почвоведение?
Перефразируйте определение почвоведение и ответьте на вопрос Кто такие почвоведы?
Сегодня вы попробуете себя в роли почвоведов и будете вести дневник почвоведа.
Чем почва отличается от горной породы ?
В.В. Докучаев. Слайд 1 Вы получили на прошлом уроке домашнее задание ответить на вопрос «Какой вклад в науку внес В.В.Докучаев. Ответы учащихся
Правильный ответ Слайд 2
Основал науку почвоведение, создал учение о зональности почв, растений и животного мира – закон широтной зональности.
Почвообразующие факторы
Работа с дидактическим материалом
--Какой из этих факторов, по вашему мнению, будет важнейшим для образования различных типов почв?
2) Вспомним свойства почвы: плодородие, воздухопроницаемость, влагопроницаемость.
--Какое из этих свойств главное?
-- Что является признаком плодородия почвы?
--Что такое гумус?
--Гумус служит……
--Процесс образования гумуса длится….непрерывно
Давайте подведём итог: наличие гумуса присуще только почве
3) Переходим к следующему вопросу нашего урока Цвет почвы отражается в названии почв
Определение цвета образцов
Механический состав
Структура почвы
Почвенный горизонт
Видеофрагмент
Тест
Рефлексия
Дневник почвоведа
Почва –поверхностный тонкий слой суши, обладающий плодородием.
Почвоведение – наука о почве, законах ее образования и сохранения плодородия.
1.Чем почва отличается от горной породы? ________
2.В.В. Докучаев - _____________
3. Прочитайте текст. Найдите условия, которые необходимы для образования почвы9 почвообразующие факторы). Выпишите их в тетрадь._____________________________
«Взаимодействуют все страны и народы, трудом, преображая шар земной!
Вот также в глубине земли породы, куют веками благодатный слой!
Животный мир, растений мир богатый в формированье почвы вносят вклад,
Рельеф и климат, словно две награды процессы плодородия вершат!
У почв, как у людей свои задачи: рождать, растить, беречь и умножать,
Нести следы культур, цивилизаций, трудом, как люди землю украшать!
4. Из чего состоит почва? _____________________________
5.Определить цвет почвы по треугольнику Захарова
Образец 1 ___________________________
Образец 2 ___________________________
Какая почва на Ваш взгляд более плодородная? Почему?
6.Механический состав почвы это …_______________
Какие почвы выделяются по механическому составу?____________
Как определить механический состав почвы без специального оборудования?
______________________________________________________________
Какие почвы по механическому составу наилучшие для растений?______
Структура почвы это …__________________
Типы структуры почвы _________________
Какая почва наилучшая по форме частичек?________________
8.Почвенный горизонт
Выпишите названия почвенных горизонтов.__________________
9.Почему почва – особый компонент природы?___________________
7) Подведём итог урока: вернёмся к теме «Почва – особый компонент природы». Почему?
Видеофрагмент
Тест
Начало формы
1. Чем почва отличается от горной породы?
А. Плодородием
Б. Цветом
В. Количеством влаги
2.Какие почвы различают по механическому составу в зависимости от соотношения в них песчаных и глинистых частиц?
А. Песчаные, супесчаные
Б Суглинистые, глинистые
В. Оба варианта верны
3. На содержание чего в почве влияет её структура?
А. Влаги
Б Воздуха
В. Оба ответа верны
4. Кто из учёных установил широтную закономерность в расположении почв?
А. Докучаев В.В
Б. Вернадский В.И.
В. Ломоносов М.В.
5. Главная причина зональности почв — ...
А. изменение климата
Б. изменение ветра
В. изменение рельефа
8) Домашнее задание9) Рефлексия.