МОУ Радужненская СОШ Коломенского муниципального Московской области района
Презентацию подготовила:
учитель русского языка и литературы
высшей квалификационной категории
Привезенцева Елена Николаевна
Подготовка к ЕГЭ Задание 25 Проблема текста.
- Проблема текста – это предмет обсуждения, вопрос, над которым рассуждает автор.
- Выявление и формулирование проблемы – важнейший этап работы над сочинением, поскольку по всем остальным критериям вы будете работать только с этой проблемой: именно эту, заявленную вами, проблему вы должны будете прокомментировать, выразить отношение автора именно к этой проблеме, высказать своё мнение о позиции автора и аргументировать свою точку зрения.
Типы проблем
философские
Самые общие вопросы развития общества, природы, человека.
- Смысл жизни
- Познание и самопознание
- Свобода и ответственность
и история
и культура
Типы проблем
социальные
Устройство и жизнь общества
- Социальная справедливость/ несправедливость
- Создание правового государства
прав человека
и общество
и общество
Типы проблем
политические
Деятельность государственной власти
- Политика в жизни общества
- Гражданское общество
- Международные конфликты
- Разоружение
- Терроризм
- Национализм
- Шовинизм
Типы проблем
Нравственные
Духовная жизнь человека, взаимоотношения людей.
- Эгоизм и гуманизм
- Доброта и жестокость
- Духовность и бездуховность
- Честь и бесчестье
- Конфликт поколений (отцы и дети)
- Честь и бесчестье
- Интеллигентность и хамство
- Дружба и предательство
- Любовь и ревность
Типы проблем
Экологические
Взаимодействие человека и окружающей среды
- Взаимосвязь человека и природы
- Глобальная экологическая катастрофа
- Потребительское отношение к природе
- Экология культуры
- Экология языка
Типы проблем
Эстетические
Восприятие человеком прекрасного
- Восприятие искусства
- Воспитание эстетического вкуса
- Духовность в искусстве
- Чтение, роль книги в жизни человека
- Массовая культура. Телевидение. Интернет.
Способы выявления проблемы
Проанализируйте поступки, отношения, речь героя.
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях.
Определите, какие абстрактные существительные называют соответствующие качества ( долг, честь, совесть, благородство – равнодушие, черствость, эгоизм).
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Способы выявления проблемы
Выявите основную мысль текста
Запишите ее в виде законченного предложения.
Определите, на какой вопрос отвечает это предложение.
Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста.
Выбор одной проблем из нескольких.
- Обычно текст содержит 2 -3 проблемы, каждая из которых может стать основой сочинения. Какую же проблему выбрать из нескольких?
- Выбор должен определяться ответами на два вопроса:
- Какая проблема находится в центре внимания автора?
- К какой проблеме вам проще подобрать весомые аргументы ?
Как сформулировать проблему?
- Проблему можно сформулировать самостоятельно (своими словами )
В том случае, если проблему можно сформулировать кратко – одним словом или словосочетанием, - подойдет конструкция «проблема + существительное (словосочетание) в род. п.», например:
- Автор поднимает проблему совести.
- Автор предлагает нам задуматься над проблемой «отцов и детей»
- В центре внимания автора проблема духовного совершествования человека.
Как сформулировать проблему
2. Проблему можно процитировать.
В некоторых текстах можно найти авторскую формулировку проблемы. В таких случаях можно использовать цитату:
- «Почему телевизор вытесняет сейчас книгу?» - таким вопросом начинает свой текст Д.С.Лихачев.
Как сформулировать проблему
3. Проблему можно сформулировать, указав номера предложений из текста.
Если в текстах можно найти авторскую формулировку проблемы, то можно указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Внимание !
- Избегайте предложений с несколькими существительными в родительном падеже, например: В тексте поднимается проблема донесения смысла публичного выступления до слушателя. В таких случаях существительное следует заменить глаголом: Как донести смысл публичного выступления до слушателя?
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.
Проблема ( какая?)
- Сложная, важная, серьёзная, глубокая, актуальная, злободневная, острая, нерешённая и т.д.
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы .
Проблема (чего?)
- Воспитания, образования, патриотизма, героизма, благородства, интеллигентности, смысла жизни, отцов и детей, формирования личности, сохранения родного языка, влияния красоты природы на человека и т.д
Типовые конструкции (клише) для формулирования проблемы.
Типовые конструкции
- Автор размышляет над проблемой…
- Автор текста затрагивает проблему…
- В центре внимания автора проблема…
- Предложенный для анализа текст (имя и фамилия автора в род п.) посвящен проблеме…
- Текст ( имя и фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над сложной проблемой…
- Как (зачем, почему и т. д.) …..? Именно эта проблема привлекает внимание автора.
Советы пишущему.
- Выбирайте из списка предложенных конструкций те, которые наиболее точно передают вашу мысль или мысль автора исходного текста.
- Правильно включайте информацию исходного текста в готовые речевые формулы, при необходимости изменяйте их (не забывая о требованиях грамматики и культуры речи).
- Продумывайте логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
1. Непонимание проблемы .
Непонимание проблемы связано с неправильной интерпретацией текста. Довольно часто ученики, игнорируя информацию текста, пытаются «подогнать» его под известные им проблемы, рассмотренные на уроках , или же высматривают в тексте такие вопросы, которые отдаленно связаны с проблематикой текста, однако находятся за пределами внимания автора.
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
2. Неумение сформулировать проблему.
Часто связано с бедностью речи и узостью кругозора автора сочинения. Попытайтесь использовать приведенные выше алгоритмы выявления проблемы.
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
Неоправданное расширение или сужение проблемы.
Чтобы избежать этой ошибки, необходимо внимательно перечитать текст, обращая внимание на ключевые слова. Избегайте чересчур общих, «размытых» формулировок типа «проблема войны», «проблема труда», «проблема человеческих отношений» и т.п. Формулировка проблемы должна отражать тот аспект, который намечен автором.
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
4. Подмена проблемы авторской позицией.
Проблема – это вопрос, над которым размышляет автор, а позиция автора – это ответ на данный вопрос. Чтобы избежать подобных ошибок, используйте алгоритм формулирования проблемы от позиции автора. Часто в ошибочных формулировках используются конструкции «Проблема текста заключаетсч\я в том, что…», «Автор доказывает, что…»
Типичные ошибки при формулировании проблемы.
5. Замена формулировки проблемы пересказом.
Помните, что ни одна часть сочинения не предполагает простого пересказа исходного текста!