СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока :

-выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста,

-выражать свою точку зрения на освещаемую тему,

-приводить аргументы;

-сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Просмотр содержимого документа
«Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3»

Урок - практикум по русскому языку в 9 классе  Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку. Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3»

Урок - практикум по русскому языку в 9 классе

Тема урока: «Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

Обучение написанию сочинения – рассуждения. 9.3»

 Жизнь наполнена смыслом только у того, кто преследует  великую цель.

Жизнь наполнена смыслом

только у того, кто преследует

великую цель.

Цели урока : -выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, -выражать свою точку зрения на освещаемую тему, -приводить аргументы; -сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

Цели урока :

-выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста,

-выражать свою точку зрения на освещаемую тему,

-приводить аргументы;

-сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально- этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.

 Синтаксический анализ.  каша из гречки –  дом из кирпича –  кусты сирени –  совет отца –  бессонная ночь –  полковое знамя –  шестилетний ребёнок-  без шума пробрался-  дорога к дому-

Синтаксический анализ.

каша из гречки –

дом из кирпича –

кусты сирени –

совет отца –

бессонная ночь –

полковое знамя –

шестилетний ребёнок-

без шума пробрался-

дорога к дому-

Устный терминологический диктант. 1) Преувеличение. 2) Употребление слова в переносном значении. 3) Яркое, красочное прилагательное.  4) Уподобление одного предмета или явления другому. 5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение. 6) Неживой предмет приобретает свойства живого.

Устный терминологический диктант.

1) Преувеличение.

2) Употребление слова в переносном значении.

3) Яркое, красочное прилагательное.

4) Уподобление одного предмета или явления другому.

5) Устойчивое по составу и структуре и целостное по значению выражение.

6) Неживой предмет приобретает свойства живого.

 Цифровой диктант 1. фразеология 2. эпитет 3. метафора 4. олицетворение 5. сравнение

Цифровой диктант

1. фразеология

2. эпитет

3. метафора

4. олицетворение

5. сравнение

4, 3, 1 , 1 , 3 , 5 , 5 , 4 , 2, 2.
  • 4, 3, 1 , 1 , 3 , 5 , 5 , 4 , 2, 2.

(1)Я хочу поведать вам историю, которая во многом определила моё отношение к миру.

2)Всякий раз, когда заходит разговор о людях, хороши они или плохи, я вспоминаю этот случай из детства.

(3)Мы жили в деревне. (4)Однажды отец взял меня в город. (5)Помню, мы искали обувь и зашли по дороге в книжный магазин. (6)Там я увидел книгу. (7)Я взял её в руки, на каждой странице книги были большие картинки. (8)Я очень хотел, чтобы отец купил мне эту книгу, но он посмотрел на цену и сказал: «В другой раз купим». (9)Книга была дорогой.

(10)Дома я целый вечер говорил только о книге. (11)И вот через две недели отец дал мне деньги.

(12)Когда мы шли к магазину, мне было страшно: а вдруг книга уже продана? (13)Нет, книга лежала на месте.

(14)Мы сели в вагон дачного поезда, и все, разумеется, сразу заметили, какую книгу я везу. (15)Многие пассажиры садились рядом, чтобы посмотреть картинки. (16)Весь вагон радовался моей покупке, и на полчаса я стал центром внимания.

(17)Когда поезд отошёл от очередной станции, я поставил книгу на открытое окно и стал смотреть на лес, на поля и луга, которые мелькали за окном. (18)И вдруг – о ужас! (19)Книга исчезла между двойными окнами вагона. (20)Ещё не понимая серьёзности положения, я замер и испуганно смотрел на отца, на соседа-лётчика, который пытался достать книгу. (21)Через минуту уже весь вагон помогал нам.

(22)А поезд бежал, и вот уже скоро наша станция. (23)Я плакал, не желая выходить из вагона, тогда лётчик обнял меня и сказал:

–  (24)Ничего, поезд ещё долго будет идти. (25)Мы обязательно достанем книгу и пришлём тебе. (26)Скажи мне, где ты живёшь?

(27)Я плакал и не мог говорить. (28)Отец дал лётчику адрес. (29)На другой день, когда отец вернулся с работы, он принёс книгу.

–  (30)Достал?

–  (31)Достал, – засмеялся отец.

(32)Это была та самая книга. (33)Я был на седьмом небе от счастья и засыпáл с книгой в руках.

(34)А через несколько дней пришёл почтальон и принёс нам большой пакет. (35)В пакете была книга и записка от лётчика: (36)«Я же говорил, что мы достанем её».

(37)А ещё через день опять пришёл почтальон и опять принёс пакет, а потом ещё два пакета, и ещё три: семь одинаковых книжек.

(38)С того времени прошло почти 30 лет. (39)Книжки в войну потерялись. (40)Но осталось самое главное – хорошая память о людях, которых я не знаю и даже не помню в лицо. (41)Осталась уверенность: бескорыстных и хороших людей больше, чем плохих, и жизнь движется вперёд не тем, что в человеке плохого, а тем, что есть в нём хорошего.

(По В. М. Пескову)

 Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу нежелание пользоваться чем-либо в ущерб, обиду или убыток другим; нежелание наград за добрые дела. (Из словаря Даля)

Бескорыстие - отсутствие корысти, жадности к имуществу нежелание пользоваться чем-либо в ущерб,

обиду или убыток другим;

нежелание наград за добрые дела.

(Из словаря Даля)

 Три вида сочинения: 9.1. Сочинение на лингвистическую тему 9.2. Сочинение-рассуждение 9.3. Сочинение- рассуждение

Три вида сочинения:

9.1. Сочинение на лингвистическую тему

9.2. Сочинение-рассуждение

9.3. Сочинение- рассуждение

Алгоритм сочинения 1. Вступление. Определение предложенного в задании слова. 2. Комментарий определения. 3. Первый пример – аргумент из текста 4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта 5. Заключение−вывод

Алгоритм сочинения

1. Вступление. Определение предложенного в задании слова.

2. Комментарий определения.

3. Первый пример – аргумент из текста

4. Второй пример - аргумент из вашего жизненного опыта

5. Заключение−вывод

Словарная работа. Подберите синонимы к слову «бескорыстный»

Словарная работа.

Подберите синонимы к слову «бескорыстный»

 Тезис –это утверждение, которое требуется доказать.   Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.    Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

Тезис –это утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы−это доказательства, факты, подтверждающие выдвинутый тезис.

Вывод− это заключение, итог проведенного рассуждения.

1 абзац - вступление (тезис)  Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)  Бескорыстие - это….  Речевые клише (на примере определения понятия «бескорыстие»)  Что такое бескорыстие? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.  Бескорыстие - это...(или)  По моему мнению бескорыстие - это...  Мне кажется, что бескорыстие - это...  Я думаю, что бескорыстие - это...  На мой взгляд, бескорыстие- это…

1 абзац - вступление (тезис)

Определение значения слова: предмет (что это такое?)+ его признак (какой он?)

Бескорыстие - это….

Речевые клише (на примере определения понятия «бескорыстие»)

Что такое бескорыстие? Попробуем над этим вопросом поразмышлять.

Бескорыстие - это...(или)

По моему мнению бескорыстие - это...

Мне кажется, что бескорыстие - это...

Я думаю, что бескорыстие - это...

На мой взгляд, бескорыстие- это…

2 абзац (комментарий) Комментарий определения  (как бескорыстие показано в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность) В тесте (ФИО) показано, что....   .  И действительно,...     . Мне кажется (я думаю, я считаю) , что бескорыстие проявили …..(ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения) Аргумент 1  Обратимся к тексту Пескова, в котором говорится о... В тексте Песков поднимает проблему...  В предложении № ... автор говорит о том, что... Давайте, ребята напишем первый аргумент – примеры из текста.  Аргумент 2 Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта... В жизни мы часто наблюдаем...  Однажды я был свидетелем события, которое... Как-то раз...

2 абзац (комментарий)

Комментарий определения  (как бескорыстие показано в тексте, как оно проявляется в жизни, его (положительные) и отрицательные стороны, актуальность)

В тесте (ФИО) показано, что....   . 

И действительно,...     .

Мне кажется (я думаю, я считаю) , что бескорыстие проявили …..(ответ на вопрос, сформулированный в теме сочинения)

Аргумент 1

Обратимся к тексту Пескова, в котором говорится о...

В тексте Песков поднимает проблему...

В предложении № ... автор говорит о том, что...

Давайте, ребята напишем первый аргумент – примеры из текста.

Аргумент 2 Свое мнение я могу подтвердить примерами из жизненного опыта...

В жизни мы часто наблюдаем...

Однажды я был свидетелем события, которое...

Как-то раз...

3 абзац. Первый пример-аргумент из текста Проиллюстрировать  это понятие можно на примере  предложения №....  Предложение №....  подтверждает мысль о том, что...... Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту. В тексте ФИО можно найти пример , подтверждающий правильность моего определения. (мысли или тезиса)

3 абзац. Первый пример-аргумент из текста

Проиллюстрировать  это понятие можно на примере  предложения №.... 

Предложение №....  подтверждает мысль о том, что......

Чтобы подтвердить сказанное, обратимся к тексту.

В тексте ФИО можно найти пример , подтверждающий правильность моего определения. (мысли или тезиса)

4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта или из художественного произведения. Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни… В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.) Этот пример из текста ярко демонстрирует названные понятия. Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль. В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества) проблему.

4 абзац. Второй пример аргумент из жизненного опыта или из художественного произведения.

Примеры (называем слово-понятие из задания) можно встретить и в жизни…

В подтверждение сказанному приведу пример из жизни (из художественной литературы, СМИ и т. д.)

Этот пример из текста ярко демонстрирует названные понятия.

Конечно, в окружающем мире можно найти немало примеров, подтверждающих высказанную мною мысль.

В своем тексте автор поднимает очень важную для нас (общества) проблему.

5 абзац. Вывод В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … (дублируем ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичным) Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения Итак, можно увидеть, что..... В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что… Подводя итог своим размышлениям, могу сказать… Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными…

5 абзац. Вывод

В результате рассуждения мы пришли к выводу о том, что … (дублируем ответ на вопрос, заданный в теме, синонимичным)

Таким образом, эти примеры стали убедительными доказательством моего определения

Итак, можно увидеть, что.....

В результате рассуждения мы приходим к выводу о том, что…

Подводя итог своим размышлениям, могу сказать…

Полагаю, мне удалось объяснить значение слова и мои аргументы были убедительными…

 Рефлексия Я понял, что… Я почувствовал, что… Урок дал мне для жизни… Мне захотелось… Я научился…

Рефлексия

Я понял, что…

Я почувствовал, что…

Урок дал мне для жизни…

Мне захотелось…

Я научился…

Марк Лисянский  БЕСКОРЫСТИЕ  Какое это счастье поделиться  Сокровищами собственной души,  Кто жизнью обделен,— воздать сторицей,  Друзьям отдать последние гроши.   Преподносить любимой незабудки,  Слать песни, словно вести в города,  И, не теряя ни одной минутки,  Спешить туда, где горе и беда.   Дороже бескорыстие на свете,  Чем золото, и сталь, и серебро...  Не жди добра, чтоб на добро ответить,  А сам неси во все концы добро.   Дарить и отдавать — какое счастье,  Жить, ничего от мира не тая,  Не думая о том, что соучастье  В чужой судьбе обязанность твоя.(Вместе)

Марк Лисянский БЕСКОРЫСТИЕ Какое это счастье поделиться Сокровищами собственной души, Кто жизнью обделен,— воздать сторицей, Друзьям отдать последние гроши. Преподносить любимой незабудки, Слать песни, словно вести в города, И, не теряя ни одной минутки, Спешить туда, где горе и беда. Дороже бескорыстие на свете, Чем золото, и сталь, и серебро... Не жди добра, чтоб на добро ответить, А сам неси во все концы добро. Дарить и отдавать — какое счастье, Жить, ничего от мира не тая, Не думая о том, что соучастье В чужой судьбе обязанность твоя.(Вместе)

 СПАСИБО!

СПАСИБО!