СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка музейная педагогика 7 класс

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пояснительная записка музейная педагогика 7 класс соответствует требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка музейная педагогика 7 класс»

Пояснительная записка

Рабочая программа по внеурочному курсу «Музейная педагогика» для 7 класса составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО (приказ Минобрнауки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897), в соответствии с социально-нравственным направлением работы школы. Реалии современного общества побуждают педагогов включаться в социально-педагогическую деятельность, направленную на поиск возможностей модернизации образовательных систем. Такая ситуация предполагает создание педагогами различных образовательных технологий, максимально согласованных с целями развития образования и индивидуальными особенностями обучающихся.

Структура и содержание образовательных программ строятся таким образом, чтобы учитывать вариативную составляющую стандарта. Одно из возможных направлений педагогических инноваций  –  краеведческая и поисковая работа, связанная с деятельностью школьного музея и технологией «музейная педагогика».

Музейная педагогика дает возможность осуществлять нетрадиционный подход к образованию, основанный на интересе детей к исследовательской деятельности, раскрывать значимость и практический смысл изучаемого материала, пробовать собственные силы и самореализоваться каждому ребенку.

Уникальная   среда школьного музея позволяет интегрировать содержание, формы организации общего и дополнительного образования, формировать предметные, межпредметные и ключевые компетенции школьников,  развивать навыки межличностной коммуникации, расширить образовательное пространство школы через привлечение ресурсов окружающего социума.

Современному обществу нужен не просто грамотный исполнитель, а человек, способный к самообразованию, к самостоятельному приобретению информации, ориентированный на творческий подход к делу, обладающий высокой культурой мышления, умеющий принимать верные решения, стремящийся к совершенству.

Насущным требованием становится утверждение в сознании обучающихся необходимости гармонии личных и общественных отношений, воспитание гражданственности и патриотизма, уважения к духовно-культурным ценностям и традициям, причастности к общечеловеческим проблемам. Осмысление этих требований, анализ результатов учебно-воспитательного процесса позволяют определить цель школы и выбрать правильное направление в ее развитии, установить стратегический и технологический уровни развития школы, а также уровень личностных контактов с учетом требований  гуманизации образовательного процесса.

Одним из ярких явлений отечественной культуры и образования, эффективных средств  обучения и воспитания подрастающего поколения является школьный музей. Школьный музей – это, по сути, универсальный общественный институт, сочетающий в себе признаки и функции исследовательского учреждения, общественного объединения, детского клуба по интересам, творческой мастерской, обладает поистине неограниченным потенциалом воспитательного воздействия на разум и чувства ребенка.

Ключевой идеей является создание оптимальных условий для формирования гармонично развитой, социально активной, подготовленной к жизни в поликультурном обществе личности  через технологию «музейная педагогика». Школьный музей поможет оживить учебный процесс, приобщить детей к истории малой Родины, а значит и Отечества, обучить навыкам исследовательской работы, способствует сохранению, возрождению и развитию локальных  культурно-исторических традиций, учит навыкам участия в диалоге культур.

Данная программа направлена на приобщение детей к историческому прошлому и настоящему родного края, посёлка, школы, что имеет большое воспитательное значение. Сегодня как никогда ясно, что без воспитания патриотизма у подрастающего поколения ни в экономике, ни в культуре, ни в образовании мы не сможем уверенно двигаться вперёд. С раннего возраста человек начинает осознавать себя частицей своей семьи, своей нации, своей Родины.

Школьный музей своей программой вносит достойную лепту в воспитание патриотизма учащихся и поможет воспитать в детях чувство достоинства и гордости, ответственности и надежды, раскроет истинные ценности семьи, историю героического прошлого народов России.

Ребёнок, подросток, который будет знать историю своего города, быта своих предков, памятников архитектуры, никогда не совершит акта вандализма ни в отношении этого объекта, ни в отношении других. Школьный музей создаёт особые условия для воздействия на интеллектуально-волевые и эмоциональные процессы личности ребёнка, а каждая экспозиция представляет собой программу передачи через экспонаты знаний, навыков, суждений оценок и чувств.

Патриотическое воспитание подрастающего поколения является одним из приоритетных направлений политики государства. Идеи патриотизма, особенно в их высшем проявлении – готовности к защите Родины, во все времена занимали одно из ведущих мест в формировании подрастающего поколения.

Необходимость данной программы вызвана тем, что в последние годы падает уровень духовной культуры общества и подрастающего поколения, отсутствуют иерархии ценностей нравственно – ориентированные, проявляется непонимание значимости культурно – исторических памятников, низкая культура чувств, незначительный интерес к истории, непонимание её закономерностей, идёт процесс углубления противоречия между старшим и молодым поколениями.

Воспитание патриотизма – это воспитание любви к Отечеству, преданности к нему, гордости за его прошлое и настоящее. Задачи, воспитания в нашем обществе Патриота и Гражданина своего Отечества призван в первую очередь решать и школьный музей, так как он является хранителем бесценного фонда исторического наследия.

Цель: Формирование личности обучающегося как достойного гражданина России, хранителя и носителя духовных ценностей и традиций родного народа.

Задачи:

1.Вовлечение учащихся в организацию поисково-исследовательской работы.

2.Развитие умения работать с различными источниками информации: периодическими изданиями, научно-популярной, краеведческой, исторической, художественной литературой.

3. Формирование навыков работы с архивными документами.

4. Развитие навыка самостоятельного исследования материала, подготовки рефератов на предложенную тему.

5. Обучение методикам проведения экскурсий в школьном музее.

6. Развитие устной и письменной речи учащихся через умение строить диалог во время беседы, навык образного монологического рассказа, умение правильного оформления собранного материал.

В процессе обучения у учащихся происходит:

- Формирование представления об историческом времени и пространстве, об изменчивости и преемственности системы социально – нравственных ценностей;

- Формирование уважительного отношения к памятникам прошлого, потребности общаться с музейными ценностями;

- Воспитание музейной культуры, обучение музейному языку, музейной терминологии.

Актуальность курса заключается в необходимости обучения школьников основам музейного дела. Это связано: во-первых, с необходимостью знать и уважать своё прошлое, прошлое своей школы, района, области; во-вторых, с умениями распознавать и описывать музейные экспонаты, что развивает практические умения и навыки, которые могут пригодиться не только в хранении семейных архивов, но и в будущей профессии; в-третьих, навыки исследовательской работы позволят легче адаптироваться в получении дальнейшего образования; в-четвёртых, выступления перед аудиторией и опросы респондентов развивают коммуникативные навыки, что, бесспорно, помогает в скорейшей социализации личности.


Планируемые результаты освоения курса внеурочной деятельности

Обучающийся научится:

  • появится интерес к истории своего Отечества и родного края;

  • у учащихся школы появится уважительное отношение к ветеранам, к старшему поколению;

  • укрепится нравственный потенциал и потребность приумножать лучшие достижения прошлого в своей жизни;

  • обучающиеся получат знания по основам экскурсоводческой деятельности, навыки общения с аудиторией, навыки работы с историческими и литературными источниками.

Обучающийся получит возможность научиться:

  • осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;

  • ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;

  • наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;

  • проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;

  • определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к личностным результатам:

1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;

2. Формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;

3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;

4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;

2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к предметным результатам:

1. Знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, история, малая Родина, память, семья как основы культурных традиций многонационального народа России;

2. Знакомство с основами музейной работы, понимание значения музеев в обществе;

3. Формирование первоначальных представлений о музейной работе;

4. Осознание ценности сохранения истории через музеи в человеческой жизни.


Содержание курса внеурочной деятельности

Школьный музей, как центр обучения и воспитания в школе (8 ч.: занятия 1,2,10,11,18,25,33,34) История возникновения музейного дела. Социальные функции музея, типы и профили музея, принципы работы. Знакомство с положением о школьном музее. Предметность и наглядность в школьном музее. Знакомство с экспозициями школьного музея. Знакомство с организацией и содержанием туристско-краеведческой работы в школе. Основные направления деятельности школьного музея.

Фонды музея. Научная организация фондовой работы (4 ч.: занятия 3,12,19,26) Научная организация фондовой работы. Музейный предмет как источник научных знаний. Типы и группы музейных предметов. Музейные предметы и научно – вспомогательные материалы. Состав и структура фондов музея. Виды фондовой работы. Изучение фондов как основы всех направлений музейной деятельности. Научное определение, классификация и систематизация музейных предметов. Изучение законодательных и нормативных документов о музейном фонде, о порядке сбора, учёта и хранения музейных предметов. Знакомство с составом и структурой фондов школьного музея. Знакомство с приёмами определения, классификации и систематизации типовых предметов с использованием определителей музейных коллекций.

Поисково-исследовательская работа (8 ч.: занятия 4,5,13,14,20,21,27,28) Разработка поиска по теме «История пионерской организации в школе» Проведение поиска по конкретной теме: сбор экспонатов, связанных с историей пионерской организации в школе; сбор информации о последних пионерах школы обработка и систематизация собранных материалов организация научно-исследовательской работы.

Учёт и хранение фондов (3 ч.: занятия 6,31,32) Задачи учётно-хранительской работы. Инвентарная книга. Заполнение инвентарной книги. Шифровка. Оформление шифра экспонатов. Приём и выдача предметов. Вспомогательные картотеки: книга записи воспоминаний, книга фотографий, журнал приёма исторических памятников, журнал учёта газетных материалов. Научное определение и описание предметов. Организация хранения. Общие требования к обеспечению сохранности предметов в экспозиции и фондах. Проведение инвентаризации, шифровки и первичной научной обработки собранной в ходе поиска коллекции.

Экспозиционная работа (4 ч.: занятия 7,15,22,29) Знания о требованиях к экспозиции. Сбор материалов для экспозиций (поисковая работа): «История школы»; «Учителя и учащиеся нашей школы»; «Школа в годы Великой Отечественной войны». Подборка текстового материала к экспозициям. Оформление экспозиций. Составление текстов экскурсий по созданным экспозициям. Проведение экскурсий по заявкам классов.

Подготовка и проведение музейной экскурсии (7 ч.: занятия 8,9,16,17,23,24,30) Повторение основных принципов подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Экскурсия как одна из форм образовательной и культурно-просветительной работы. Экскурсия и лекция. Объекты экскурсии. Принципы экскурсионной методики. Типы и виды экскурсий. Разработка тематики экскурсий в соответствии со структурой экспозиции, задачами учебно-воспитательной и культурно-массовой работы. Учёт образовательных и возрастных особенностей экскурсоводов и экскурсантов. Пути использования и проведения экскурсий в учебной, воспитательной и культурно-просветительной работе школы. Порядок подготовки и проведения экскурсий в школьном музее. Тема и цель экскурсии. Тема и структура содержания. План экскурсии. Формулировка цели. Познавательные и воспитательные функции. Распределение нескольких экскурсионных тем и их прослушивание. Составление плана каждой экскурсии. Экскурсионные методы и приёмы. Взаимодействие методов во время экскурсии. Метод показа. Обязательное сочетание показа с рассказом. Приёмы сравнения и мысленной реконструкции. Метод рассказа. Требования к языку экскурсовода. Прием цитирования в рассказе. Метод беседы, его варианты и условия использо­вания. Отработка на экспозиции мето­дики проведения показа и анализа группы экспонатов, использования приёмов демонстрации сравнения экспонатов, констатации фактов, цитирования, мысленной реконструкции событий. Составление вопросника и проведение тематической бе­седы в ходе экскурсии. Проведение экскурсий разных типов: экскурсия-лекция «Школа в годы Великой Отечественной войны»; экскурсия «История школы в фотографиях»; экскурсия-практикум «Как учили математику в начальной школе?»; обзорная экскурсия «Наши выпускники».

Формы организации учебных занятий: комбинированное интегрированное занятие, практические занятия, экскурсии, семинары, диспуты, лекции, встречи с ветеранами, оформление выставок, обновление экспозиций, интеллектуальные конкурсы и викторины, обсуждения и др.

Виды деятельности: слушание учителя, обсуждение-размышление, создание мультимедийных презентаций, рассматривание иллюстраций, материальных предметов, чтение, заучивание наизусть, сочинение рассказов, исследовательские проекты и творческие работы, описание экспонатов, доклады и др.