Волонтёрство как популяризация здорового образа жизни
Каймакчи Мария Сергеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Школа №67 г.о. Самара
Популяризация здорового образа жизни, профилактика негативных явлений, важная роль практики и просветительской деятельности.
Ключевые слова: волонтёр, зож, профилактика, акции, мероприятия.
Волонтёрство — это объединение людей, помогающих тем, кто нуждается, добровольно и безвозмездно. Говоря о России, следует отметить, что волонтерская деятельность начала набирать популярность только в последние несколько лет, так как распространению начали активно содействовать государство и президент страны в частности. В две тысячи двадцать первом году как никогда легко влиться в движение, получив за короткий срок всю необходимую информацию и обучение.
Здоровье детей отнесено к приоритетным направлениям политики в области образования, в соответствии со ст. 51 ФЗ «Об образовании». А также, в послании Дмитрия Медведева к Федеральному собранию РФ подчеркивается: «Школьный период формирует здоровье человека на всю последующую жизнь. К каждому ученику должен быть применён индивидуальный подход, минимизирующий риски для здоровья в процессе обучения».
В России сегодня действует много молодежных волонтерских объединений, которые занимаются пропагандой здорового образа жизни. Волонтерское движение сейчас развивается довольно бурно. И одна из основных причин этого - добровольность и свобода выбора.
Активные, инициативные, неравнодушные к социальным проблемам, они работают во многих профилактических программах: от помощи пожилым людям, детям-инвалидам, до профилактики наркомании [2. С 101].
Основными целями общеобразовательной школы должно быть сохранение здоровья обучающихся и восстановление адаптационных возможностей организма ребёнка, полноценное физическое и психологическое развитие учащихся в соответствии с возрастом, обучение основам здорового образа жизни, формирование здоровьесберегающей среды. В последнее время проблема сохранения здоровья детей занимает значительное место в жизни общества, становится приоритетной национальной проблемой. Результаты социологических исследований показывают, что в системе ценностей российских школьников здоровье не поднимается выше девятого места.
Таким образом, одной из приоритетных задач образовательных учреждений становится задача воспитания у детей здорового образа жизни. задача педагогов – обучить ребёнка сохранению своего здоровья, используя в
своей педагогической деятельности правдивую, научно обоснованную и полезную информацию.
Согласно официальной статистике, здоровье зависит па 20 % от окружающей среды, на 20 % - от наследственных факторов, на 10 % - от медицинского обслуживания, на 50 % - от образа жизни [3, С. 35]. Здоровый образ жизни включает в себя формы человеческой активности, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма. Они обеспечивают полноценное функционирование организма и выполнение человеком физических и профессиональных функций па наивысшем уровне.
В настоящее время существует множество программ и проектов, направленных па привлечение молодежи в ряды волонтерских движений. Их организация и реализация в основном сосредоточены в городах [1. С. 53].
Волонтеры должны овладеть необходимыми знаниями в области социальной психологии, навыками пропаганды здорового образа жизни, научиться проводить пропагандирующие ЗОЖ акции и общаться с общественностью, привлекать новых добровольцев, а также правильно анализировать результаты волонтерской деятельности [4, С. 16-17].
Деятельность волонтёров по пропаганде здорового образа жизни в нашей школе осуществляется в следующих направлениях:
Информационное (Акции, направленные на информирование обучающихся о вреде курения, наркотических средств, о личной гигиене и здоровье);
Обучение безопасному поведению при критических ситуациях (как действовать, если кто-то предложить сделать что-то, что может навредить твоему организму);
Физкультурно-оздоровительное (спортивные акции);
Работа с детьми начальной школы (зарядки, конкурсы рисунков);
Работа со средним звеном (выступают в качестве организаторов акций для начальной школы);
Работа со старшими классами (проведение круглых столов, консилиумов, обсуждений и т.д.).
Волонтёры участвуют в конкурсах по профилактике вредных привычек, рассказывают о полезных навыках, проводят игры, участвуют в классных часах. Ребятам постарше рассказывают о страшных последствиях употребления табака, алкоголя; своим сверстникам – о наркомании, ВИЧ- инфекции, совместно вырабатывают приемы выхода их опасных ситуаций, учатся говорить «нет» на провокационные предложения.
Практика волонтёрской работы показывает, что эффективность мероприятий, проводимых нашими волонтёрами, оказывается высокой. Подросткам легче и проще найти язык со сверстниками. К тому же, информация, полученная от сверстника, вызывает больше доверия. Волонтеры, которые проводят акции, показывают высокий уровень владения темами профилактики здорового образа жизни. Например, 1 декабря ежегодно проводится акция «Красная ленточка», во время которой, младшим
школьникам старшие рассказывают о ВИЧ-инфекции, таким образом, старшие ищут информацию, чтобы донести её доступно до младших, а младшие с интересом готовы выслушать других школьников. Последняя акция показала высокий уровень владения информацией, дети развеяли многие мифы и дали действительно важную информацию по профилактике.
Физкультурно-оздоровительное направление реализуется очень активно. Ребята учувствуют в организации и проведении всех спортивных мероприятий школы. Это дни здоровья и соревнования, посвященные Дню Защитника Отечества; соревнования по дартсу, футболу, волейболу.
В заключение хочется отметить, что положительный опыт работы волонтёров в нашем учебном заведении состоит в том, что в центр внимания ставится воспитание самостоятельной личности, которая может высказать свое мнение, убедить в своей позиции и популяризировать ЗОЖ. Безусловно, в нашем современном обществе очень важное качество – это коммуникабельность. Мы считаем, что умение правильно говорить, выражать свои мысли, строить дискуссии, все это формируется в раннем возрасте. Ребенок должен уметь общаться, слушать и слышать других детей. Самое главное в нашей работе – это воспитать целостную личность. А личность – это здоровый ребенок, и физически, и психологически, и духовно. Считаю, что именно это три составляющих должны ложиться в основу деятельности всего педагогического коллектива.
Список литературы:
Лузина Д. В. «Особенности волонтерских движений» 2015. С.53
Мокиевская, Н. Е. Педагогическая поддержка студентов организаций высшего образования в период адаптации/ Мокиевская Н.Е., Богатова М.Ю.// Вопросы образования и науки: теоретический и методический аспекты. Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции. - Тамбов,- 2015. С.101
Платонов Ю.П. «Психолого-социальная работа в современном обществе: проблемы и решения: сборник материалов международных научно-практических конференций» 2012. С. 35.
Попова А.В., Шнейдер О.С. Здоровый образ жизни студентов: учеб, пособие. Хабаровск: ДВГУПС. 2012. С. 16-17.