Просмотр содержимого документа
«Популярные, современные подходы для коррекции расстройства аутистического спектра и тяжелых и множественных нарушений развития.»
Популярные, современные подходы для коррекции аутизма и ТМНР
подготовила : Чайкина Дарья Владимировна,
учитель - дефектолог
КГКОУ ШИ 3
г. Хабаровск , 2017
Немного теории…
Аутизм
ТМНР
- Это комплексное нарушение развития, включающее проблемы с социальным взаимодействием, освоением языка и целым рядом эмоциональных, когнитивных и сенсорных способностей, а также отставание в развитии этих способностей.
- Совокупность различных психофизических нарушений, как правило, в следствии органического поражения центральной нервной системы;
- Высокая степень выраженности нарушений;
- Потребность в интенсивной помощи, превышающей размеры поддержки, оказываемой при каком-то определенном нарушении.
Структурированное обучение
— это стратегия обучения, разработанная Отделением ТЕАССН (Лечение и Образование Детей с Аутизмом и другими Расстройствами сферы Коммуникации)
Основные компоненты структурированного обучения
- Структурированное пространство
- Визуальное расписание
- Компоненты процесса обучения
ТЕАССН – это не метод или терапия, а комплексная программа содействия и помощи детям с аутизмом и ТМНР
ЦЕЛЬ: Детям с аутизмом, с ТМНР несмотря на тяжесть их расстройства, создавать необходимые условия для достижения максимальной степени самостоятельности и высокого качества жизни.
В ТЕАССН идет работа по 9-ти функциональным сферам и коррекции аномального поведения.
Функциональные сферы:
Крупная моторика
Мелкая моторика
Координация руки и глаза
Имитация
Восприятие
Познавательная деятельность
Речь
Самообслуживание
Социальные отношения
Ресурсный класс (АВА - класс)
– специально организованный класс для детей с особенностями в развитии .
Организация работы в АВА-классе
Педагогический состав:
- Учитель
- Тьюторы
- Супервизор
Первичная диагностика
В начале учебного года все дети ресурсного класса проходят оценку базовых умений и навыков по методике ABBLS-R
Визуальное расписание:
Продолжительность уроков в течение первого учебного месяца – 15 мин. Начиная с октября время увеличивается до 20 мин. Между уроками дается время на отдых – пятиминутная перемена.
Рабочее место
Детям, которые не различают устную речь, опора на визуальные символы облегчает понимание происходящего и позволяет лучше ориентироваться в учебных и домашних ситуациях.
ABA, или прикладной анализ поведения – это научная дисциплина, которая изучает поведение и использует ряд базовых принципов для изменения поведения в лучшую, социально приемлемую сторону.
Три основные направления АВА:
- Коррекция социально неприемлемого поведения;
- Структурированное обучение навыкам;
- Анализ и обучение вербальному поведению.
PECS
Что такое система - PECS?
Это научно-обоснованная система образования.
6 этап спонтанное комментирование
5 этап ответ на вопрос «Что ты хочешь?»
4 этап структура предложения «Я хочу...»
2 этап расстояние и настойчивость
3 этап различение символов и просьб
1 этап материальный обмен
Информационные источники
- Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Издательский центр «Академия», 2004.
- Справочник педагога-психолога. Школа. № 11 НОЯБРЬ 2015. Подготовка к школе детей с тяжелыми формами аутизма А.Д. Львова.
- Особые дети. Введение в прикладной анализ поведения (АВА): принципы коррекции проблемного поведения и стратегия обучения детей с расстройствами аутистического спектра и другими особенностями развития/ Мелешкевич О., Эрц Ю. Самара: Издательский дом «Бахрах - М», 2017.
- Система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS. Лори Фрост, Энди Бонди.
- http://autizmru.ru/?p=5355
Шаблон составлен из фигур программы PowerPoint
Автор фонов Ольга Бор http://www.olgabor.com/
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ