«ПОРТФОЛИО УЧИТЕЛЯ КАК ОСНОВА САМОАНАЛИЗА ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»
Проблема становления и развития профессионализма – проблема, которой отводится одно из первых мест при реализации приоритетного национального проекта “Образование”. В школе должен работать “мобильный” учитель, обладающий не только совокупностью знаний, умений и навыков, а иметь основанную на них личную, социальную и профессиональная компетентность – умение самостоятельно добывать, анализировать и эффективно использовать информацию, умение рационально и эффективно жить и работать в быстро изменяющемся мире.
Современная педагогика уходит от “знаниевого” подхода, крен делается в сторону развития и получения навыков самообразования. Сегодня существует много подходов к формированию навыков рефлексии (самооценки) у учителя. Учителя школ ведут постоянную работу по обновлению содержания образования, совершенствованию учебной и воспитательной работы, работают над методической темой, результаты этой работы обобщаются на заседаниях методических объединений.
У учителя появляется некое "досье", в котором отражается всё интересное и достойное из того, что происходит в его жизни. Таким досье может стать сайт учителя или портфолио учителя.
Портфолио учителя - это один из способов фиксирования, накопления материалов, которые демонстрируют уровень роста профессионализма учителя и умение решать задачи своей практической деятельности. Портфолио учителя отмечает уровень подготовленности педагога а также уровень активности в учебных и внеучебных видах деятельности.
Цель создания портфолио учителя
Портфолио — помогает проанализировать и представить значимые и яркие профессиональные результаты, обеспечивает мониторинг индивидуального роста учителя. Позволяет фиксировать результаты, которых достиг учитель в различных видах деятельности — воспитательной, обучающей, самообразовательной, творческой. В портфолио идет накопление информации, необходимой:
• для подтверждения квалификационной или повышения категории преподавателя, а также объявления ему поощрений и вынесения решений для представления его к наградам и денежным премиям по итогам прошедшего учебного года;
• для своевременного фиксирования существенных изменений и роста мастерства педагога.
Главное назначение портфолио — продемонстрировать наиболее значимые результаты практической деятельности для оценки своей профессиональной компетенции, такие как:
• реализованные проекты;
• участия в олимпиадах и конкурсах;
• проведённые педагогом исследования.
Портфолио позволяет педагогу проанализировать, обобщить и систематизировать результаты своей работы, объективно оценить свои возможности и спланировать действия по преодолению трудностей и достижению более высоких результатов. Второе важное предназначение портфолио учителя — это альтернативная форма оценки профессионализма и результативности работы педагога при проведении экспертизы на соответствие заявленной квалификационной категории.
Среди учителей портфолио завоёвывает всё большую популярность, и становится необходимым для педагогов повышающих свой профессиональный уровень.
Функции портфолио:
Накопительная | Модельная |
• достижения учителя (грамоты, дипломы, удостоверения, сертификаты и т.п.); • набор рабочих материалов (конспекты открытых уроков, опорные конспекты, тесты, практические и лабораторные работы и т.п.) | • отражает динамику развития учителя; • показывает результаты самообразования; • демонстрирует стиль преподавания; • позволяет проводить рефлексию; • помогает спланировать деятельность |
Практическая значимость
Для учителя - | Для администрации |
• повышение профессионального мастерства (качество); • реальное представление о результатах деятельности и резервах; • основание для аттестации; • основа для участия в конкурсных и грантовых программах • предъявление результатов социуму через систематизацию наработок. | • лицензирование, аттестация, аккредитация ОУ; • расширение методического диапазона ОУ; • основание для назначения стимулирующих выплат и денежного вознаграждения; • мониторинг эффективности работы учителя; • объективность системы оценивания успешности учителя; • интеграция количественной и качественной оценок |
Требования к оформлению портфолио и принцип работы
Системность и регулятивность самомониторинга
Достоверность
Объективность
Нацеленность автора на самосовершенствование.
Структуризация материалов, логичность и лаконичность всех письменных пояснений
Аккуратность и эстетичность оформления
Целостность, тематическая завершенность представленных материалов
Наглядность результатов работы
Технологичность
Структура портфолио:
Титульный лист.
Раздел 1. Общие сведения о педагоге
- фамилия, имя, отчество, год рождения;
- образование, наименование образовательного учреждения, год окончания,
полученная специальность и квалификация по диплому;
- общий трудовой и педагогический стаж, педагогический стаж в данном
образовательном учреждении;
- информация о наградах, званиях, ученых степенях, грамотах, благодарственных
письмах;
- квалификационная категория;
- повышение квалификации (название структур, в которых прослушаны курсы: год,
месяц, проблематика курсов);
- личная подпись педагога.
Раздел 2 . "Официальные документы"
В этом разделе помещаются копии всех имеющихся у педагога сертифицированных
документов: дипломов, удостоверений о прохождении курсовой подготовки, документов,
подтверждающих наличие почетных званий, ученых степеней; копии дипломов
различных конкурсов, копия аттестационного листа; справки, заверенные руководителем
о наличии (отсутствии) травм во время образовательного процесса, об отсутствии
жалоб со стороны участников образовательного процесса.
Раздел 3. Работа педагога по обобщению и распространению собственного
педагогического опыта
1. Наличие собственных методических разработок (дать полный перечень и приложить
некоторые из них)
2. Наличие публикаций по проблемам развития, воспитания, образования детей,
обобщению опыта (дать полный перечень и приложить самые интересные работы)
3. Проведение открытых занятий, уроков, мастер-классов, участие в проведении круглых
столов, семинаров, конференций, руководство методическим объединением, рабочими
группами
4. Участие в инновационной деятельности (разработка и реализация авторских концепций,
программ, проектов; участие в реализации образовательных программ ресурсных
центров, экспериментальных площадок районного, городского и федерального уровня,
пилотирование, участие в конкурсе инновационных продуктов)
Раздел 4. Участие в районных, региональных и всероссийских профессиональных
конкурсах (с указанием сроков и результатов)
Раздел 5. Использование современных образовательных технологий, в том числе
информационно-коммуникационных, в процессе обучения и в воспитательной
работе
Раздел 6 . Результаты педагогической деятельности в межаттестационный период (Результаты внутришкольных мониторинговых исследований, наличие высоких
достижений детей- копии дипломов, грамот, сертификатов об участии в олимпиадах,
конкурсах, соревнованиях.
Раздел 7. Отзывы о результатах педагогической деятельности аттестуемого.
В данном разделе могут быть представлены отзывы руководителей разных уровней о
педагогическом работнике, отзывы ведущих специалистов, являющихся экспертами в
данной области, отзывы коллег, родителей, выпускников.
Раздел 8 . Приложения.
В него могут быть помещены методические разработки, грамоты, благодарности,
публикации в СМИ о педагогической деятельности аттестуемого, научно-педагогические
статьи аттестуемого в профессиональных изданиях, фотографии мероприятий, адрес со
ссылкой на страницу сайта и т.д.
Таким образом, портфолио учителя может стать мотивационной основой деятельности педагога и помочь формированию его личности. “Портфель” обеспечит его возможностью индивидуальной самореализации, а основой для этого является план самообразования. Самообразование любого человека всегда возникает в ответ на потребность в знаниях. План обеспечивает повышение уровня мотивации к самообразованию, к совершенствованию профессиональной подготовки. Создание портфолио учителя позволит перейти от административной системы учёта результативности педагогической деятельности к более объективной системе оценивания успешности учителя как в урочной, так и во внеурочной работе. Портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и помогает решать важные задачи: поддерживать высокий уровень мотивации; поощрять активность и самостоятельность педагогов; расширять возможности обучения и самообучения; развивать навыки рефлексивной и оценочной деятельности и т.д.
Портфолио позволяет
реально представить результаты своего труда;
увидеть свои резервы;
иметь стимул к непрерывному самосовершенствованию.