Поурочные разработки по Физике 8 класс к УМК А.В. Перышкина - 2017 год
Тепловые явления. Решение задач - ТЕПЛОВЫЕ ЯВЛЕНИЯ
Тип урока: урок рефлексии и развивающего контроля.
Используемые технологии: здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, уровневой дифференциации, игрового обучения, развития критического мышления.
Цель: закрепить знания учащихся по теме “Тепловые явления”.
Формируемые УУД: предметные: научиться объяснять понятия внутренняя энергия, количество теплоты, удельная теплоемкость, удельная теплота сгорания; решать задачи; метапредметные: выполнять действия по образцу, оценивать и корректировать их; создавать, анализировать и перерабатывать информацию, представленную в виде таблиц, набора символов; искать, информацию; применять полученные знания для решения задач; овладеть навыками организации учебной деятельности, самоконтроля и оценки результатов; личностные: формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики; развитие интеллектуальных способностей учащихся.
Приборы и материалы: справочные таблицы “Удельная теплоемкость”, “Удельная теплота сгорания”.
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель и ученики приветствуют друг друга, выявляются отсутствующие.)
II. Актуализация знаний. Проверка домашнего задания
(Учитель проводит опрос-беседу по вопросам и заданиям учебника, задает дополнительные вопросы.)
Дополнительные вопросы
— Какие способы изменения внутренней энергии вы знаете? Приведите примеры.
— Что такое количество теплоты? В каких единицах оно измеряется?
— Что показывает удельная теплоемкость вещества?
— От каких величин зависит количество теплоты, выделенное телом при остывании?
— Что называют “уравнением теплового баланса”?
— Как рассчитать энергию, выделяющуюся при сгорании топлива?
III. Решение задач
(Учитель разбирает несколько типичных задач, затем ученики решают задачи самостоятельно.)
Типичные задачи
1. Определите, какое количество теплоты потребуется для нагревания смеси из 300 г воды и 50 г спирта от 20 до 70 °С.
Ответ: 69 250 Дж.
2. Воду какой массы можно нагреть от 30 °С до кипения, израсходовав 2 кг дров? Потерями тепла пренебречь.
Ответ: 88,4 кг.
Задачи для самостоятельного решения
3. Каким количеством теплоты можно нагреть 0,3 кг железа от 12 °С до 20 °С?
4. Слиток серебра массой 120 г при остывании от 66 °С до 16 °С передал окружающей среде 1,5 кДж теплоты. Как велика удельная теплоемкость серебра?
5. Кусок льда был нагрет от —40 °С до —10 °С. При этом было затрачено 21 кДж тепла. Определите массу льда.
6. На сколько градусов Цельсия нагреются 3 кг воды, если вся теплота, выделившаяся при полном сгорании 10 г спирта, пошла на ее нагревание?
IV. Подведение итогов
(В конце урока первые пять учеников, правильно решивших все задачи, получают отметку “5”.)
V. Рефлексия
(Ученики оценивают свою работу на уроке и качество усвоения материала, записав свое мнение об уроке.)
Каждый ученик записывает свое мнение об уроке, его материале, форме, своих успехах, настроении (в любой форме) и кладет записку в мешочек. Затем учитель зачитывает несколько записок. Учитель и ученики их комментируют, подводят общий итог урока.
Домашнее задание
1. Подготовиться к контрольной работе по теме “Тепловые явления”.
2. Сборник задач В.И. Лукашика, Е.В. Ивановой: № 1004, 1011, 1015, 1050.