СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Поурочный план на тему глагол

Нажмите, чтобы узнать подробности

Планирование на тему урок -путешествие в 4 классе 

Просмотр содержимого документа
«Поурочный план на тему глагол»

Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Глагол»

Цель: организация деятельности учащихся, направленная на обобщение и систематизацию знаний по теме « Глагол».

Задачи личностного развития учащихся:

  • создать условия для закрепления знаний учащихся о глаголе как части речи, его грамматических признаках, о его роли в предложении;

  • содействовать развитию у учащихся умений сравнивать, анализировать, находить общее и различное в наблюдаемых языковых явлениях, делать выводы;

  • способствовать развитию умения осуществлять самоконтроль и самооценку учебной деятельности;

  • способствовать воспитанию самостоятельности, творческой активности, взаимопомощи; любви к родному языку



Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний
Форма урока: урок-путешествие

Оборудование: оценочные листы, карта путешествия (для каждого ученика), карточки для индивидуальной работы, слайды, мультимедийная установка.



Ход урока

  1. Организационный момент. Психологический настрой

Дие ц1акъ бокьун буго,лъимал, нуж гьимизе,

Нилъер х1алт1удаса ц1акъ рази хут1изе.

Биччанте гьаб дарсидаса нуж

Разиго рак1алгун къват1ир лъугьине


Доскаялда буго халкъияб кици :

Слайд 2 (срабатывает по щелчку)


Рек1елъ ц1унараб цо х1арп

лъик1аб


кагътида


ц1унараб

цо

раг1иялдаса

(Халкъияб кици)



- Лъимал,берцинго балагье доскаялде Щиб нужеда бихьулеб бугеб?(Раг1и,предложение яги

  1. Гьеб кици бук1ине буго нилъер девизлъун жакъасеб дарсил

Чистописание

Слайд 3

Жакъа дихъе бач1ана цо г1ажаибаб конверт. Гьелда жаниб буго бич1ч1улареб карта ва кумек гьариялъул кагъат. (Учитель зачитывает учащимся содержание записки.)

Хехго!Кумек гьабе!Хъачагъаз рикъун руго хазинадул гъамасал.Гьарула ,ралагьизеги ралагьун щвезаре гьел к1алг1аялде.

Х1урматияв……

- Гьаб кагътида т1ад гьеч1о,лъимал,ц1ар.Лъалеб гьеч1о лъица бит1арабали ,гьелъ хъвалел х1арпал нилъеца хъвазе ккола берцинго ва бич1ч1уледухъ.Рач1ахъа данде гьарилин гьел х1арпал.Цинги лъала нилъеда лъица кумек гьарулеб бугебали. ( Учащиеся прописывают сочетания букв в тетрадь чередуя их до конца строки) гл лаг гол

  1. Постановка темы урока и цели урока Слайд 4 (срабатывает по щелчку)

- Лъанищ нилъеда лъица кумек гьарулеб бук1ин ?К1везе бугищ нилъеда гьев Глагол абулев ханасе кумек гьабизе?

Т1аде къо ккараб заманаялъ кидаго кумек лъик1 ц1алулел ,х1алт1и гьабун бажарулел чияздаса гьарула .Нилъер лъай г1еладай кумек гьабизе Глаголалъе?Рач1ахъа къват1ир рахъине ва бажарарас бажарараб кумек гьабун хазинадул сандук1ал нахъе рахъизин хъачагъазухъа ва Глагол-ханасухъе щвезарилин Предлагаю сейчас каждому из вас оценить те знания, которые понадобятся нам в нашем путешествии. (На оценочном листке у учащихся таблица, в ней перечислены умения, которыми ученики должны обладать по теме «Глагол». Колонка « Я умею» подогнута вниз.)

Умения и навыки

Считаю, что умею

Я умею

1. Выделять глаголы среди других частей речи.



2. Писать глаголы с частицей НЕ.



3. Определять число глаголов.



4. Определять время глаголов.



5. Изменять глаголы прошлого времени по родам.











- Сапаралъ рахъунаго нилъеда рак1алда рук1ине ккола кидаго нух бахъиялъул правилаби.Лъалел ругищни нужей кумек гьабила сигнальный карточкабаз. (Карта вывешивается на доске)



Ц1акъ лъик1 буго!Дида кинабго лъала ва бажарула цогидазе кумек гьабун.Нух рагьун буго!



Гьеб лъик1! Дун Ц1акъ ц1одорго вук1ине ккола1.

Иш квеш буго.Гьарила цогияздаса яги муг1алимасдаса кумек.

- У кого из вас, ребята, зажглись только зеленые огоньки? Эти ребята уверены в своих силах и станут нашими проводниками.

- У кого есть желтые огоньки? Будьте внимательны на данном маршруте.

- А у кого из вас, ребята, есть красные огоньки? Не бойтесь попросить помощи у своих друзей. Помните наш девиз: Не стыдно не знать, стыдно не учиться.

4. Обобщение и систематизация знаний по теме Слайд 5

- Итак, мы можем отправляться с вами в путь. Только посмотрите, сколько разных дорог идет от замка. Давайте определим для себя порядок нашего движения. (На карте расставляются цифры, подсказкой для учащихся может стать лист самооценки.)

- Отправляясь в дальнюю дорогу, мы должны быть уверены в том, что действительно хорошо знаем нашего главного героя. Разбойники так напугали Глагол, что он решил спрятаться среди других частей речи.

Карточка 1

Задание: прочитать слова, выписать глаголы.

Солнце, приятный, определить, дорога, хмурый, ласковый, находить, сокровище, знания, сравнивать, веселый, приятный, сундук, думать, ребята, путешествие, рассуждать.

Один ученик работает на доске, выбирая глаголы из предложенного ряда (слова записаны на карточках)

- Ребята, а могут ли эти глаголы стать нашими помощниками в поисках похищенных сокровищ? Почему?

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном листе.

- Отогните на своих оценочных листах, спрятанную половинку. Используя цвета нашего светофора, оцените свою работу. (Карта вывешивается на доске)

выполнил задание без ошибок

допущены 1-2 ошибки

3 и более ошибки

У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Как же нам удалось найти глагол среди других частей речи? (по вопросам, обозначают действие – помещаем на карту). Глагол приглашает нас к действию, а значит, мы можем двигаться в путь.

  • Маршрут «Не с глаголами» Слайд 6 (правило появляется по щелчку)

- Вы молодцы, ребята, хорошо справились с предыдущим заданием. А если кто-то и допустил ошибки, то давайте еще раз вспомним девиз нашего урока.

Письмо по памяти (запись на доске спрятана)

Запишите его себе в тетрадь, подчеркните глаголы вместе с частицей не.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на доске), самооценка этапа на оценочном листе.

- Какое правило вам пришлось вспомнить, чтобы записать пословицу правильно? Молодцы! Мы нашли первый сундучок с сокровищами Короля Глагола. ( заполняется карта) Продолжим наши поиски дальше. Слайд 7

  • Маршрут « Изменение глаголов по числам»

- Ребята, посмотрите, нам удалось перехватить записку от главаря к его шайке . Давайте прочитаем ее. (каждый ученик сам читает текст)

Слайд 8

Карточка 2.

Я (находить) хорошее место и надёжно (спрятать) там сокровища. Дети их (искать). Они много (знать). Я (бояться), что ребята легко (определить) место и (находить) сокровища.

- Понятно ли вам содержание этой записки? А я совсем не понимаю, что здесь написано. Давайте попробуем сообща ее расшифровать, поставив глаголы в предложениях в нужную форму. (Работа в группах. Глаголы дописывают на карточках.)

- Прочитайте, что же у нас получилось. Место, где спрятан еще один сундук, мы нашли, а теперь нужно его открыть и проверить, не пуст ли он. А для этого нужно определить, в каком числе употребляются глаголы в разбойничьей записке. ( Каждый учащийся работает индивидуально со своей карточкой, сверка с эталоном на слайде) Слайд 9

- Найдите глаголы, которые употребляются в тексте и в единственном, и во множественном числе. Какой вывод мы можем сделать? (Глаголы изменяются по числам. Вносим в карту. Слайд 10)

Самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

- Вот и найден еще один сундучок. Предлагаю устроить небольшой привал.

Физкультминутка1 ( Вариант 2: физминутка выполняется под песенку разбойников из мультфильма «Бременские музыканты»)

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Ручками похлопали:

Раз, два, три!

Ножками потопали:

Раз, два, три!

Вправо ниже наклоняйся

Влево тоже наклоняйся.

Покрутились, повертелись

И на место все уселись.

Глазки вместе закрываем,

Дружно до пяти считаем:

Один, два, три, четыре, пять.

Открываем, поморгаем

И работать начинаем.



  • Маршрут « Определение времени глагола»

- Мы знаем, что важно ценить каждую минутку урока. Не теряя времени, отправляемся дальше. Мы уже знаем, что глаголы изменяются по числам. А как еще изменяются глаголы? Какие формы времени глаголов вы знаете? Как определить время глагола? ( Вносим в карту Слайд 11 -12, переход к слайду 12 щелчком (управляющая кнопка ведет на слайд 13) возвращение на слайд 11 по управляющей кнопке)

Давайте определим время глаголов, которые использовали разбойники в своей записке.

1 ряд – выписать из записки глаголы прошедшего времени;

2 ряд – выписать глаголы настоящего времени;

3 ряд – выписать глаголы прошедшего времени.

Проверка, самопроверка (сверяют с эталоном на слайде; переход к следующему слайду по управляющей кнопке.), самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

  • Маршрут « Изменение глаголов прошедшего времени по родам»

- Как вы считаете, из кого состоит шайка разбойников? А среди этой шайки девчонки есть? Как вам кажется, а кто главарь этой шайки – мальчишка или девчонка? Почему вы так думаете? А как могла бы звучать записка, если бы главарем шайки была девчонка? Давайте изменим записку, представив, что ее написала разбойница. Слайды 13 - 14

- Какие глаголы изменили свою форму? (написал – написала, спрятал – спрятала)

- Запишите эти глаголы парами в тетрадь. Почему только эти глаголы изменились?

(прошедшее время, ед. число)

- Изменяются ли по родам глаголы настоящего и будущего времени; глаголы, стоящие во множественном числе? ( Вносим в карту, слайд 15 )

Самооценка этапа на оценочном листе.

- У кого прогноз и результат совпал? Кто выполнил задание лучше, чем предполагал? Чей результат оказался хуже, чем прогнозировал в начале?

-Вот и найден последний сундук с сокровищами. И это значит, что мы можем обрадовать Короля, отправив ему сообщение. (У детей набор карточек со словами : Мы, нашли, ваши, сокровища, и, везем, во, дворец.) Слайд 16

- Составьте из предложенных слов предложение. Подчеркните грамматическую основу предложения. Какими частями речи выражены главные члены предложения?

- Попробуйте выбросить глаголы из предложения? Как вы считаете, поймет Король, что мы хотели ему сказать? Почему? Слайд 17

- Какой вывод можем сделать? ( Вносим в карту, слайд 18)


6. Итог урока. Рефлексия

- Мы сегодня большие молодцы. Здорово потрудились, вернули Королю Глаголу все украденные сокровища. А значит, наш труд может быть вознагражден. Предлагаю сейчас каждому из вас оценить результаты вашей работы. Для этого переведем наши цветные кружки в баллы.

2 балла

1 балл

0 баллов



Комментирование оценок.

7. Домашнее задание: ( в зависимости от количества набранных баллов и допущенных в ходе урока ошибок, учащиеся получат дифференцированное домашнее задание)

Творческое задание: 9 – 10 баллов ( все кружки зеленого цвета, допущена 1 ошибка): написать разбойникам письмо о том, как себя нельзя вести.

Остальные задания могут быть предложены учителем или выбраны индивидуально детьми в зависимости от возникающих затруднений. (Приложение 1)

Прием «Вопрос-ответ»


  • Сумели ли мы решить поставленные перед нами задачи?

  • Что нам в этом помогло?

  • Что показалось вам сегодня трудным? Что оказалось самым интересным?

  • Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

  • Чья работа на уроке понравилась больше всего?

  • За что ты можешь себя похвалить?



Слайд 19

Ребята, закрасьте ту часть круга, которая соответствует вашему впечатлению от урока:





















А теперь давайте улыбнёмся и тем самым поблагодарим друг друга за урок.





Приложение 1

Дифференцированное домашнее задание

Карточки распечатываются на цветных листах.

К -1

Прочитайте слова. Подчеркните глаголы двумя линиями, определите время глагола.

н.вр.

О б р а з е ц : звенит.

======


Звон, нарисует, рисунок, запела, бежал, облако, радость, закричит, приехала, молчание, светят.


К-2


Образуйте от имён существительных глаголы в форме прошедшего, настоящего и будущего времени.



пр.вр.

наст.вр.

буд.вр.

Подарок




Гудок




Молчание





К- 3


Спишите. Подчерните глаголы. Определите число и время глагола.

В траве трещат кузнечики. В доме жил колючий ёжик. Вьюга засыпает лисьи и волчьи следы. От сильного ветра качались деревья. Над цветами летает бабочка. Птицы выведут птенцов.


К-4

Распредели глаголы на три группы по временам: 1) прошедшее, 2) настоящее,

3) будущее. Составь два предложения с любым из глаголов.


Пришла, приходит, придет; согревает, согрело, согреет; проснется, проснулось, просыпаются; оживает, оживёт, ожила.


К - 5

Поставь глаголы, стоящие в скобках, в нужной форме. Подчеркни глаголы как члены предложения. Обозначь их число, время, род (если это возможно).

(Отцветать) белая черёмуха, (осыпаться) на траву её лепестки. Зато (зацветать) земляника. Ландыши тоже (раскрывать) свои бутоны. На поле солдатиками (взойти) овёс. В болотах (подняться) зелёная осока. По чёрной воде (вертеться) разные жуки, (полететь) голубые стрекозы.

К -6

Спиши пословицы, раскрывая скобки. Обозначь число глаголов .

(Не) спеши языком, торопись делом.
Правда в огне (не) горит и в воде (не) тонет.
(Не) сиди сложа руки, (не) будет скуки.
Ссора до добра ( не) доведёт.

Не беда ошибиться, беда (не) исправиться.

Лихо помнится, а добро век (не) забудется.

(Не) бросай товарища в несчастье.

К доброму плохое (не) пристанет.