Михнина Елена Анатольевна учитель математики
МБОУ «Гимназия № 1 им. Н.М. Пржевальского» г. Смоленска
«Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики».
Развитие читательской грамотности на уроках математики - путь повышения качества математического образования.
В основе чтения – текст. Следовательно, наиболее значимой для учителей-предметников становится проблема организации работы с текстом на уроке. Для учителя математики формирование математической грамотности возможно при условии повышения уровня читательской грамотности при работе с математическими текстами. Данная проблема вызвана следующим противоречием: с одной стороны есть запрос современного общества, требования ФГОС ООО, а с другой стороны - низкий уровень читательской грамотности, уменьшающий возможности формирования математической грамотности.
Математическая грамотность – это способность применять математику в разнообразных контекстах.
Читательская грамотность - способность человека заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
Таким образом, для учителя математики математическая грамотность – это цель, а читательская грамотность – средство.
Научить работать с текстом, сформировать у учащихся навыки смыслового чтения - задача очень важная.
Текст учебника математики отличается от других учебников тем, что он насыщен точными формулировками. Учащиеся порой с большим трудом запоминают формулировки правил, теорем и алгоритмов выполнения, они их не учат дословно, упускают важные слова или искажают смысл. Из-за этого у ученика возникает неверное ощущение, что он все выучил хорошо.
Как на уроке математики повысить читательскую грамотность?
Как формировать навыки смыслового чтения?
Первая трудность, с которой встречаются пятиклассники на уроках математики, — работа с объяснительным текстом учебника. Причина этого — недостаточная техника чтения у некоторых детей, малый словарный запас, а также и то, что в учебниках начальной школы такие объёмные тексты не встречались. На протяжении всего времени обучения учителю математики необходимо систематически развивать у детей умение читать, понимать текст, работать с ним.
Предтекстовые стратегии смыслового чтения.
В начале урока можно предложить приемы
- «Попробуй найти!»: учитель сообщает классу название главы или параграфа. Ученики должны быстро с помощью оглавления найти данный раздел учебника и зачитать несколько строк из него.
Тем самым развиваются внимательность, быстрота реакции.
- «Мозговой штурм», состоящий в том, что учитель записывает тему урока на доске, а учащиеся называют все ассоциации, возникающие у них. Учитель записывает все ассоциации, а после прочтения текста учащиеся обсуждают, что было названо правильно, а что нет.
При работе с текстом учебника используют приёмы:
- «Чтение с остановками»
- «Инсерт» ( маркировка),
- «Тонкие» и «толстые» вопросы»,
- «Вопросы к тексту учебника»,
- «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума»,
- «Составление краткой записи задачи»,
- «Составление вопросов к задаче».
-«Чтение с остановками».
Суть заключается в чтении отрывка текста и ответов на вопросы к нему до перехода к следующему отрывку.
Учитель работает с текстом до урока, разбивает его на смысловые фрагменты и готовит к ним вопросы. В зависимости от текста вопросы могут быть направлены на понимание текста, на прогноз содержания следующего отрывка или же и теми, и другими.
Прием способствует–осмыслению текста во время его чтения и при этом учитель управляет процессом .
-«Инсерт» ( маркировка)
1. Чтение индивидуальное.
Читая, ученик делает пометки в тексте:
V – уже знал;
+ – новое;
– – думал иначе;
? – не понял, есть вопросы.
2. Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.
Уже знал (V) | Узнал новое (+) | Думал иначе (–) | Есть вопросы (?) |
| | | |
Записи делают краткие, ключевые слова, фразы. Заполнив таблицу, учащиеся будут иметь мини-конспект. После заполнения учащимися таблицы обобщаем результаты работы в режиме беседы. Если у обучающихся возникли вопросы, то отвечаю на них, предварительно выяснив, не может ли кто-то из обучающихся ответить на возникший вопрос.
Этот приём способствует развитию умения классифицировать, систематизировать поступающую информацию, выделять новое
- «Тонкие» и «толстые» вопросы».
Учащимся предлагается задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа.
Этот прием позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия.
После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
- «Учимся задавать вопросы разных типов» – «Ромашка Блума».
Шесть лепестков – шесть типов вопросов.
Простые вопросы. Отвечая на них, нужно назвать какие-то факты, вспомнить, воспроизвести некую информацию.
Уточняющие вопросы. Обычно начинаются со слов: «То есть ты говоришь, что...?», «Если я правильно поняла, то...?», «Я могу ошибаться, но, по-моему, вы сказали о...?». Целью этих вопросов является предоставление обратной связи ученику относительно того, что он только что сказал.
Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова «Почему?». Данный тип вопроса «срабатывает» тогда, когда в ответе на него присутствует элемент самостоятельности.
Творческие вопросы. Когда в вопросе есть частица «бы», а в его формулировке есть элементы условности, предположения, фантазии прогноза. «Что бы изменилось в…, если бы…?», «Как вы думаете, как будет…?».
Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или фактов. «Чем … отличается от …?» и т.д.
Практические вопросы. Это вопросы, направленные на установление взаимосвязи между теорией и практикой. Например: «Где вы в обычной жизни вы могли наблюдать симметрию?».
Решение текстовых задач составляет немаловажную часть математической грамотности.
Смысловое чтение при решении текстовых задач.
Алгоритм работы над текстовой задачей:
- прочитать внимательно задачу;
- выделить (подчеркнуть) ключевые слова;
- по ключевым словам, пересказать текст задачи;
- составить краткую запись и решить задачу
- подставьте полученный результат в текст вопроса при проверке решения
- «Вопросы к тексту учебника»
позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах.
Тема: «Окружность и круг»
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом.
Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
При работе с текстовыми задачами полезен такой прием как
- «Составление вопросов к задаче».
При использовании этого приема осуществляется анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи.
Учащиеся формулируют вопросы к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся неиспользованные данные; нужны дополнительные данные.
Практико-ориентированные задачи вовлекают учащихся в процесс активной деятельности и поэтому являются эффективным средством формирования математической и читательской грамотности.
«Практико-ориентированная задача – это вид сюжетных задач, требующий в своем решении реализации всех этапов метода математического моделирования». Данное определение подчеркивает основные особенности этих задач: чтобы правильно решить задачу, нужно разобраться в «сюжете», а для этого необходимо осознанное чтение. И чем занимательнее сюжет и чем более он приближен к жизни учащихся, тем быстрее они ее решат.
Повышение качества математического образования через развитие читательской грамотности на уроках математики
является приоритетной задачей в работе учителя.
Список литературы и источников:
1. Куропятник И.В. Чтение как стратегически важная компетентность для молодых людей// Педагогическая мастерская. Все для учителя. – 2012. – № 6.
2.Ланцова Т. А. Стратегия смыслового чтения и работы с текстом на уроках математики на уровне основного общего образования // Молодой ученый. — 2015. — №10.1. — С. 26-28. — URL https://moluch.ru/archive/90/18673/
3. Сметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя / Н.Н. Сметанникова. – М.: Баласс, 2011. – 128 с. (Образовательная система «Школа 2100»).
4.Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] fgos.ru
5.http://festival.1september.ru (из опыта учителя математики Плотниковой Г.В