Практические достижения профессиональной деятельности учителя истории МАОУ СШ №8 г.Бор Новиковой Татьяны Валерьевны стаж работы 20 лет первая категория «Педагогика сотрудничества,которое помогает решать задачи обучения,добиваться результатов,постоянно повышает мотивацию учения»
Тема
Формирование компетентности исследовательской деятельности
на уроках истории
УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИЧНОГО ВКЛАДА ПЕДАГОГА В РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
- Научно-исследовательские условия
1. Познакомилась с трудами-Баулиной Н.А. Исследовательская работа учащихся — раскрытие творческого и интеллектуального потенциала юного гражданина, Крючковой Е.А. Основные подходы к исследовательской деятельности учащихся при изучении истории, . Селевко Г.К. Современные образовательные технологии
2.Разработка диагностических и учебных материалов
1.посещение уроков коллег
2.прохождение курсов повышения квалификации « Сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях реализации ФГОС,-2020г. «Педагог-руководитель индивидуального проекта»-2020г.,»Применение современных инофрмационн-коммуниктивных и цифровых технологий в условиях функционирования ЦОС»-2019
- Организационно-педагогические условия
1.участие в работе ШМО и РМО учителей истории
2.Выступление на педсоветах и родительских собраниях.
3.транслирование опыта в педагогическом сообществе
Актуальность личного вклада в развитие образования
требования
проблемы
Повысить обучение за счет новизны деятельности интереса работы с новыми источниками информации , ускорить процесс получения новых знаний. Формирование исследовательской компетентности.
Многие дети инфантильные , мало читают
Исследовательская деятельность входит во многие технологии
Требуются у меня анализировать , сравнивать , сопоставлять и т. д
Выпускников нужно подготовить в ЕГЭ .
Трудности в освоении учебного материала
Нужно освоить большой учебный материал
Теоретическое обоснование личного вклада педагога в развитие образования
Савенков Александр
Ильич
Исследовательскую деятельность следует рассматривать как особый вид интеллектуально-творческой деятельности…Она не исчерпывается наличием факта поисковой активности, она предполагает также анализ получаемых результатов , оценку на их основе развития ситуации ,прогнозирования ( построение гипотез)в соответствии с этим дальнейшего развития….»
Леонтович Александр
Владимирович
« Главное целью исследовательской работы школьника является достижение образовательного результата- развитие способностей учащихся анализировать полученные данные, планировать ход выполнения работы , исследовательскую позицию»
Цель и задачи педагогической деятельности
Цель: формирование компетентости исследовательской деятельости у учащихся на уроках истории
Задачи:
- Создать условия для формирования компетенций (подобрать задания , найти документы)
- Разработать сценарии уроков с использованием заданий на формирование компетенции исследовательской деятельности.
- Составить систему уроков
- Познакомить с литературой по теме
- Вовлечь обучающихся к исследовательскую деятельность в старших классах в урочное и внеурочное время .
- Мониторить результаты по достижению цели
Ведущая педагогическая идея
Формирование исследовательской компетенции является эффективным средством активизации познавательной деятельности учащихся, способом формирования исследовательского типа мышления.
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Этапы учебного исследования
Обоснование темы
Приемы , методы и формы
Дискуссия, игры в группах, «мозговой штурм» , интервьюирование
Формируемые исследовательские компетенции
Постановка цели и задач
Общее ознакомление с проблемой , учатся видеть , выявлять противоречия
Тема-вопрос, работа над понятием, упражнение «Задаем вопросы»
Выдвижение гипотезы исследования
Целеполагание , т.е учатся ставить цели и задачи, понимать главное .умение планировать
Использование различных методов исследования
Упражнение на высказывание предположений
Анализ ситуаций с различных точек зрения, наблюдение
Сбор материала, его анализ,обобщение
Работа с текстом ,упражнение «Составить рассказ»,работа с поэтическим текстом , работа с иллюстрацией , работа с документом
Виртуальная экскурсия
Умение находить нужную информацию, формирование мышления, умение описывать действительное , формирование правильной и красивой речи
Способность транслировать свой опыт, получение новых знаний, формирование культурных ценностей, умение обобщать
Деятельностный аспект личного вклада в развитие образования
Умение использовать мыслительные операции , анализ ,синтез , классификация
Работа с текстом
Выдвигать гипотезу, выявлять проблему и ставить цель исследования
Исследовательские компетенции
Работа с понятиями
Представление результатов исследования
Работа по алгоритму
Помощь в выборе темы исследования
Задание: С соседом по парте придумайте диалог между Петром I и царевичем Алексеем.
Задумайтесь , акое выражение лица у Петра? У Алексея? Приятный ли разговор?Какой цвет использует автор? Почему чувствуется напряжение?
Формирование и развитие умения
ставить цель и решать задачи
Тема-вопрос Применяя знания, полученные на уроках обществознания, вспомните,
как называется организация жизни общества, которая имеет следующие признаки:
1)правитель,
2)общие законы,
3)определенная территория,
4)наличие армии,
5)население,
6)единые налоги.
Как вы думаете о чем мы будем говорить?
На какие вопросы нам предстоит ответить?
Формирование и развитие умения ставить цель
и решать задачи
Работа над понятием
1. Дайте определения понятиям
2. Решите кроссворд
3. Выпишите из пункта параграфа новые понятия и дайте им определения
4. Запишите термин о котором идет речь:
Сложившееся в исторической литературе название круга лиц,
составлявших неформальное правительство при Иване IV
в конце 1540–1550-х гг.
и осуществивших целый ряд важных реформ,
направленных на укрепление русского государства.
Термин был впервые использован князем
А.М. Курбским в переписке с Иваном Грозным.
Как вы понимаете термин Избранная Рада?
Почему она Избранная?
Почему она называется Рада?
Развивать умения
рассматривать вопрос с разных точек зрения
Задание . Охарактеризовать взгляды западников и славянофил .Найдите силные и слабые их стороны.Приведите аргументы в защиту того мнения, которое вы считаете более убедительным .
Формировать и развивать умение наблюдать
Задание Высказать предположение
Рассмотрите работы русского художника С.В. Иванова. Предположите, как они называются. Какие виды войск представлены на каждой из них? Как они формировались? Какое оружие использовали?
Развивать умение выдвигать гипотезу
Рассмотрите репродукцию картины художника А. В. Моравова «Первопечатник», выполните задание и ответьте на вопросы. 1) Опишите иллюстрацию, используя текст учебника.
2) Кем должен был быть человек, занявшийся в XVI в. книгопечатанием? Достаточно ли для этого быть просто образованным человеком?
3) Иван Фёдоров наряду с издательским делом отливал пушки, изобрёл многоствольную мортиру. Почему этот вид деятельности первопечатника менее важен по сравнению с выпуском первой отечественной книги?
Формирование и развитие умения ставить цель и
решать задачи
Задание Рассмотрите иллюстрации и составьте 3 вопроса к каждой иллюстрации.
Запишите их. Задайте вопросы соседу по парте.
Крещение Владимира.
Миниатюра из летописи
Свержение языческих идолов в Киеве.
Художник М. Макарова
Формировать и развивать умение анализировать
Задание Работа с текстом. Найти ошибки
- Принятие Русью христианства летописный источник относит к 898 году. В этот год князь Владимир пошел походом на византийский город Константинополь, взял его и заставил византийских императоров отдать их сестру принцессу Ольгу замуж за себя.
- По возвращении из похода в Киев князь заставил креститься всех жителей столицы, которые по свидетельствам летописца не хотели этого делать и всячески сопротивлялись. Однако по приказу князя их насильно загоняли в Волхов и крестили.
Формировать и развивать умение сравнивать
Задание Работа с поэтическим текстом.
О каких событиях идет речь в следующих стихах? Какие события изображены? Что связывает эти избражения?(местность,время…)
- Но в трепет гордой Византии 2. Из мертвой главы гробовая змия
И в память всем векам Шипя между тем выползала
Прибил свой щит с гербом России Как черная лента, вкруг ног обвилась:
К Царьградским воротам. И вскрикнул внезапно ужаленный князь.
К. Ф. Рылеев А. С. Пушкин
Формировать и развивать умение собирать материал,
его анализировать и обобщать
В качестве экскурсовода вам предстоит провести экскурсию в археологическом музее.
Составьте описание к двум иллюстрациям археологических находок.
Продумайте план экскурсии с использованием этих экспонатов
. (Для чего предназначались данные предметы?
Как вы думаете для чего их использовали? Из каког материала они изготовлены?...)
Задание Обобщить материал. Виртуальная экскурсия
Височные кольца славян
Амулеты и талисманы древних славян
Диапазон личного вклада в развитие образования и степень его новизны
Особенности педагогического труда
Создан банк приемов формирующих компетенции исследовательской деятельности;
Разработан комплект алгоритмов для учащихся, которые позволяют развивать исследовательские умения учащихся на уроках истории.
Система уроков
(5-11 класс)
Новизна
Мой опыт формировался на базе школы №8,которая имеет свои традиции , контингент учащихся и родителей, свои методические традиции,своя краеведческая история
Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые эффекты
Стартовая диагностика исследовательских навыков учащихся 8а,8б,8в классов
(октябрь 2018)
Контрольная диагностика исследовательских навыков учащихся 10а класса(сентябрь 2020)
Транслируемость практических достижений
- Заседание школьного методического совета.
- выступления на педагогическом совете.
- Участие в семинаре по вопросам введения ФГОС
- есть своя страничка - https://www.prodlenka.org/profile/413320
- Участие в конкурсе «Учитель года»
Трудности и риски:
низкий уровень самостоятельности обучающихся, отсутствие опыта переноса информации из одной области знаний в другую, сложность в оценке конечного продукта – иногда процесс бывает важнее результата; определение области исследования, интересующей учащихся; вовлечение их в данную деятельность .
Литература
- 1. Баулина Н.А. Исследовательская работа учащихся — раскрытие творческого и интеллектуального потенциала юного гражданина/Преподавание истории в школе. 2013. №6
- 2. Блохин В.В. Исследовательская деятельность учащихся: от проблемного обучения к исследовательской работе/Преподавание истории в школе. 2017. №3
- 3. Демиденко Р.И. Реализация личностно-ориентированного подхода в исследовательской деятельности учащихся 9-классов на уроках истории/Преподавание истории в школе. 2014. №3
- 4. Дорожкина Н.И. Современный урок истории. 5-11 классы.-М.: ВАКО, 2017
- 5. Исследовательская и проектная работа школьников 5-11 классы/Под ред. А.В. Леонтовича М.: ВАКО, 2016
- 6. Калина Е.Г., Новикова Н.А. Понятия и методы исследовательской деятельности/Практика административной работы в школе. 2013. №7
- 7. Крючкова Е.А. Основные подходы к исследовательской деятельности учащихся при изучении истории/Преподавание истории в школе. 2017. №3
- 8. Мусихина Е.И. Учебно-исследовательская деятельность старшеклассников в обучении истории как условие реализации ФГОС/Преподавание истории в школе. 2014. №5 М.,2014
- 9. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии М., 1998
- 10. Шарманова Т.В. Научно-исследовательская деятельность по истории как способ формирования ключевых компетенций в соответствии с ФГОС/Преподавание истории в школе. 2016.№1 М-во образования и науки РФ, Межрегион. обществ. орг. "Объединение преподавателей истории"