СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Правовое воспитание детей младшего школьного возраста.

Категория: Право

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность темы исследования: данная тема актуально в настоящее время, потому что знание своих прав и обязанностей необходимо в любом возрасте. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Просмотр содержимого документа
«Правовое воспитание детей младшего школьного возраста.»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«средняя общеобразовательная школа №9 г.Буйнакска»






Исследовательская работа

на тему:



















2022 г.







Содержание



Введение………………………………………………………………...3

Глава 1. Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

1.1 Характеристика правового воспитания…………………………...4

1.2 Методы и формы правового воспитания………………………….6

Глава 2. Организация работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста

2.1 Представление детей младшего школьного возраста о правовых отношениях………………………………………………………………8

2.2 Формирование правового воспитания детей

младшего школьного возраста………………………………………….9

Заключение……………………………………………………………….9

Литература………………………………………………………………..10

Приложения……………………………………………………………….11




























Введение

Становлению демократического государства, преодолению кризисных процессов в России, ее развитию на основе традиций отечественной духовности, нравственности, государственности, приобщению к содружеству цивилизованных государств способствует правильно организованное гражданско-правовое образование, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве. От его успешности во многом зависит построение правового государства и гражданского общества.

Воспитание правового сознания в органической связи с началами нравственности, демократического сознания всех граждан представляет процесс повышения культуры общества, человека, обретения им достоинства, свободы и справедливости. В духовной жизни нашего общества за последние годы возросло неприятие идей социально-утопического сознания. Однако актуальными являются вопросы соотношения законности и свободы личности, прав человека и его гражданской ответственности, развития демократии. Очевидно, что демократия, законность, права человека несовместимы с анархией, вседозволенностью, произволом. Свобода человека в ее нравственных и правовых формах означает такой вариант поведения лица, в котором реализация его здоровых, разумных и благородных интересов сочеталась бы с уважением интересов других лиц, общества, государства. [19, c.368]

Актуальность темы исследования: данная тема актуально в настоящее время, потому что знание своих прав и обязанностей необходимо в любом возрасте. Сегодня в нашей стране идет активная работа по формированию правового государства. Правовое государство - это не только цель, но и средство решения по существу всех задач, стоящих перед нашим обществом, а главное - создание условий правовой защищенности каждого гражданина России.

Ни одно правовое отношение не реализуется на практике, если оно не имеет соответствующей социально-психологической основы в сознании индивидов. Правосознание - один из важнейших факторов, определяющих перспективы политического развития общества, и формирования правового государства и уверенной в защищенности и своих гражданских прав личности.

Проблема исследования: поиск эффективных форм и методов работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста для того, чтобы поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан.

Цель исследования: апробировать программу правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Объект исследованияпроцесс правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: методы и формы правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Задачи исследования:

1.Проанализировать теоретические основы правового воспитания и выделить методы и формы правового воспитания детей младшего школьного возраста.

2.Выявить содержание правового воспитания у учащихся младших классов.

Методология исследования: личностно-ориентированный подход.

Методы исследования: анкетирование, эксперимент (формирующий, констатирующий), анализ полученных результатов.

Структура данной работы включает в себя введение, в котором раскрывается актуальность темы и основные категории исследования, раскрывается экспериментальная работа, состоящая из диагностики и методики организации занятий, заключение, в котором представлены выводы по теоретической и практической работе, список литературы , и одно приложение, в который представлена анкета.



Глава 1. Правовое воспитание детей младшего школьного возраста

1.1Характеристика правового воспитания

Правовое и политическое воспитание призваны стать содержанием организационной сферы жизнедеятельности учащейся молодежи. Школа и другие типы учебных заведений могут и должны стать первым опытом участия молодежи в общественной жизни, целенаправленно включать своих воспитанников в систему общественных отношений, формируя у них чувство гражданственности, потребность иметь свою жизненную позицию, умение и желание ее выражать, заботясь не только о собственном благополучии, но и о процветании своего Отечества. [14,c.415]

Правовое просвещение начинается с раннего возраста: игровые ситуации с элементами правовых знаний, практические мероприятия, направленные на знакомство с деятельностью правоохранительных и судебных органов, органов социальной защиты; игры, профилактические беседы на правовые темы для детей, разбор проблемных ситуаций, в которые могут попасть дети, совместная выработка правил поведения в школе.

С целью повышения правовой культуры учащихся, прав личности ребенка в школе могут быть созданы традиционные правовые уроки, викторины, встречи с представителями правоохранительных органов. Детские арбитражи, юридические консультации, деловые игры с правовым содержанием, активные формы пропаганды юридических знаний- все это действительные формы повышения правовой культуры детей.[3,c.230]

Под правовым воспитанием принято понимать целенаправленную систематическую деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.[7,c.61]

Правовое обучение и правовое воспитание органически связаны между собой. Воспитывающее обучение предполагает непрерывную взаимосвязь процессов целенаправленного формирования сознания личности законопослушного гражданина и юриста-профессионала, включая правовоззрение, нравственные идеалы, правовые установки и ценностные ориентации, специальные, профессионально необходимые характеристики. Крайне важно сформировать соответствующую мотивацию - положительное отношение к познаваемому содержанию и потребность к постоянному расширению и углублению правовых знаний. По образному выражению известного отечественного психолога Л.И. Божович, потребность такого рода должна характеризоваться своей «ненасыщаемостью», прежде всего для юристов-профессионалов, других государственных служащих, служащих органов местного самоуправления, а также граждан. Лишь в этом случае можно считать, что человек будет не только декларировать значение теоретических знаний для практической деятельности, но и найдет возможность для овладения этими знаниями и их правильного применения в юридически значимых ситуациях. Правовое обучение и воспитание является частью всего процесса духовного формирования личности, без которого нельзя обойтись, реализуя идею построения в России правового государства.

Главный объект воздействия при правовом обучении и воспитании - правовое сознание, устойчиво положительно ориентированное, развитое, должного уровня. Имеется в виду правовое сознание индивида, коллектива (профессиональной группы), общества в целом. [1,c.257]

История свидетельствует о том, что во всех государствах (с разной степенью осознанности и качества) осуществляется особая деятельность по распространению воззрений о праве и правопорядке, для чего используются имеющиеся в распоряжении средства: церковь, литература, искусство, школа (всех уровней), печать, радио, телевидение, специальные юридические учебные заведения. Иными словами, правовое воспитание является составным компонентом идеологической функции любого государства. По мере развития и совершенствования государственности изыскиваются все более искусные способы и формы идеологической обработки сознания масс, все более обосабливается и специализируется правовое воспитание как самостоятельный вид деятельности государства, его органов местного самоуправления и общества в целом.

Меняется содержание и тактика, объекты, формы и способы воздействия на сознание масс и отдельных граждан, но в значительной степени стабильной, прежде всего, в развитых государствах остается его сущность в виде представлений о праве и правосознании, их сущности, ценности и функциях. Правовое воспитание обладает относительной самостоятельностью целей, спецификой методов их достижения и организованных форм. Оно представляет собой многоцелевую деятельность, предполагающую наличие стратегических, долговременных целей и целей тактических, ближайших, общих и частных. Цели могут конкретизироваться с учетом специфики субъекта и объекта воспитательного воздействия, используемых форм и средств этой деятельности, а также органов, осуществляющих правовое воспитание.

Полученные знания должны превратиться в личное убеждение, в прочную установку строго следовать правовым предписаниям, а затем - во внутреннюю потребность и привычку соблюдать правовой закон. Поэтому правовое воспитание нужно начинать с раннего возраста (младшее звено школы).[11,c.26-28]

Таким образом, можно сказать, что правовое воспитание - это целенаправленная систематическая деятельность государства, его органов и их служащих, общественных объединений и трудовых коллективов по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

1.2Методы и формы правового воспитания

Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности, компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.[5,c.46]

Основная задача правового образования - ознакомление учащихся с наиболее распространенными и доступными понятиями и формирование у них элементарных представлений об обществе в целом и их малом сообществе, в частности.

В последнее время появилось большое количество книг и пособий по защите прав детства. На наш взгляд, их общим серьезным недостатком является то, что права ребенка в них рассматриваются отдельно от вопросов детской ответственности. Но, ограждая детей от ответственности, мы не только продлеваем их «псевдодетскость», но и не даем им возможности по-настоящему повзрослеть. Может, именно поэтому дети протестуют против излишней опеки с помощью девиантного поведения, грубого тона, неуважительного отношения к взрослым.

Защита детства - система практических мероприятий, направленных на защиту прав и интересов детей и подростков, на создание нормальных условий для их развития и воспитания.

У младших школьников необходимо сформировать представления о человеке как о главной ценности общества, дать им начальные сведения о Конституции Российской Федерации, роли права в жизни людей, правах человека и ребенка. Важную роль играет формирование понятий о своей малой Родине (родной город, поселок, село, улица, школа), семье, своей родословной, а также обучение младших школьников первичным навыкам толерантного общежития (отношения с одноклассниками, взрослыми, культура общения и т.д.), принятию решений. Основные формы, используемые в работе с учащимися - это наблюдения, беседы, экскурсии, встречи с людьми различных профессий, обсуждение и обыгрывание проблемных ситуаций, ролевые игры, дискуссии, написание сочинений, подготовка небольших сообщений по проблеме, интервьюирование, викторины, формулировка собственных определений некоторых понятий, морально-правовые беседы с эмоциональным контекстом, опорой на художественные образы. [4, c.211-215]

Достижение общих целей правового образования может быть обеспечено при условии выделения права в самостоятельный предмет в рамках учебного плана в основной и старшей школе.

Наиболее предпочтительно использование различных «форматов» построения курса на каждой ступени общего образования, например:

в начальной школе - часть интегрированного курса или небольшой модульный курс (практические правила поведения и действия).

Независимо от «формата» курса права, принципиальным остается решение им определенных образовательных задач на каждой из ступеней общего образования.[17,c.52]

Образовательной задачей ступени начального образования в сфере права является приобретение детьми:

основ конфликтной компетенции применительно к реальным детским конфликтам;

практического опыта действия в реальных жизненных ситуациях, регулируемых правилами и нормами, в том числе формирование способности к смене позиции наряду со способностью к удерживанию своей позиции;

представления о себе и другом как особых мирах;

представления о праве как об особой форме регулирования отношений в человеческом обществе;

знаний конкретных правил и норм поведения. Эта образовательная задача может быть решена за счет разделов интегрированного или небольшого модульного курса, в которых на материале реальных жизненных ситуаций противопоставляются и обнаруживаются позиции их участников, дети получают представление о праве как особой сфере жизни общества, осваивают конкретные правила и нормы поведения.

Изучение указанных курсов в начальной школе осуществляется на уроках в форме групповых занятий с использованием разнообразных форм и приемов активного обучения. Оно может быть организовано в рамках базового курса либо за счет школьного или ученического компонентов учебного плана. Желательно также использование различных видов внеурочной работы. Организации пропедевтики курсов права в начальной школе требует использования часов компонента образовательного учреждения или включения отдельных тем в предмет «Окружающий мир». [16, c.52]

Таким образом, можно сделать вывод, что наиболее эффективными формами и методами организации работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста являются убеждение и поощрение, а также использование различных видов деятельности (игры, занятия).

Глава 2. Организация работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста

2.1 Представление детей младшего школьного возраста о правовых отношениях

Исследование проводилось на базе МКОУ СОШ №8 города Буйнакска, в котором принимали участие десять учащихся третьего класса.

На диагностическом этапе была проведена анкета, с целью выяснить, какие права дети знают, могут ли они объективно оценивать надобность прав, знают ли дети свои права и права своих родителей (см. приложение 1). Данные, полученные в результате анкетирования, показали, что дети знают такие права, как право на жизнь, право на свободу слова, право на медицинское обеспечение, право на неприкосновенность личности (дети рассказали, что нельзя убивать, причинять боль, за это наказывают), так же выяснилось, что право на образование им мало знакомо, так как они считали, что учиться - это обязанность.

В ответ на второй вопрос прозвучали самые разные ответы. Несколько учеников, рассказали, что много из того, что делают взрослые, нельзя делать детям. Другие предположили, что больших отличий между правами взрослых и детей нет, ведь все мы люди. Но прозвучали и вполне осознанные и конкретные ответы, что различия в правах, безусловно, имеются, и что права на разных этапах жизни (детский сад, школа, институт, работа) изменяются.

На третий вопрос ответ был однозначным. Труд-это обязанность, а отдых-право. Дети отвечали, не задумываясь, а когда их просили подумать хорошенько, причисляли отдых к обязанностям.

Четвертый вопрос вызвал у детей некоторые трудности. Они не поняли, что значит право на образование. Ведь в их представлении учиться обязан каждый, а если это обязанность, то возникает вопрос, причем здесь право? Но на вторую часть вопроса ответ был категорически отрицательно. Без образования обойтись невозможно.

Пятый вопрос не вызвал особых трудностей. Ребята рассказали, что родители имеют право их воспитывать, хвалить, наказывать (но не сильно), но не имеют право бить, заставлять делать что-то против воли (здесь особо рассудительные ученики добавляли, что родители хоть и не имеют право заставлять что-то делать против воли, частенько это делают), так же было сказано, что родители не имеют право отказываться от ребенка, выгонять его из дома, но имеют право отправить к бабушке (было сказано ребенком на собственном опыте).

Анализируя ответы детей, можно предположить, что в их воспитании уделялось мало внимания праву на образования, праву на труд и отдых, а так же различиям прав детей и взрослых.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в формирующем эксперименте нужно уделить внимание праву на образование, так же разъяснить ученикам, что значит право на труд и отдых, и попытаться показать ребятам, что права детей и взрослых отличаются.

2.2 Формирование правового воспитания детей младшего школьного возраста

Программа правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Цель - формирование правового воспитания у детей младшего школьного возраста.

Задачи программы:

1.Подготовка детей к самостоятельной жизни, в части осуществления своих конституционных прав и обязанностей, защите нарушенных прав.

2.Формирование ответственности за исполнение возложенных на гражданина обязанностей.

Формирование основ правосознания и правовой культуры, понимания необходимости соблюдения закона и неотвратимости наказания за его нарушение

Заключение

В данной исследовательской работе всесторонне рассмотрели основные аспекты правового воспитания детей младшего школьного возраста.

При анализе психолого-педагогической литературы выяснили, что при правовом образовании и воспитании необходимо оказывать действие на эмоционально-волевую сферу воспитуемого, использую для этого метод убеждения и поощрения, а в некоторых случаях раскрывать угрозу, которая может привести к нарушению закона.

Правовое воспитание необходимо для того, чтобы сформировать у детей ответственность, научить их защищать свои права, даже во время излишней опеки, а также предотвратить появление у детей девиантного поведения и неуважительного отношения к взрослым.

В данной работе охарактеризовали правовое воспитание, выделили методы и форм правового воспитания детей младшего школьного возраста, определили основную задачу правового воспитания, проанализировав психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, предположили, что может являться образовательной задачей ступени начального образования в сфере права.

Таким образом, мы сделали вывод, что правовое воспитание в младшем школьном возрасте весьма необходимо, так как именно в этот период своей жизни ребенок начинает осознавать происходящее вокруг, именно в этом возрасте формируются первые задатки самооценки, и если упустить тот момент, когда ребенок наиболее внушаем, и еще абсолютно доверяет взрослому, можно не суметь воспитать образцового гражданина правового государств.

Литература

1.Азаров А. Я. Права человека. ? М.: Новый взгляд, 1995. - 360 с.

2.Аникеев А.С. и др. О развитии гражданского образования в России / А.С. Аникеев // Преподавание истории и обществознания в школе, ? 2003. ? №8. ? С.57.

3.Баранов В.Н. Правосознание, правовая культура и правовое воспитание / В.Н. Баранов // Теория государства и права; под ред. В.К.Бабаева, - М.: Лань, 2003. - 380 с.

4.Бахмутова Л.С. Методика преподавания обществознания в школе. - М.: Лань, 2003. ? 254с.

5.Бурякова В.В. О началах права в курсе обществознания / В.В. Буряков // Право в школе, ? 2004. ? №4. ? С.46.

6.Диаконов В.В. Учебное пособие по теории государства и права [Электронный ресурс]: Allpravo.RU. - 2004. URL: http: //www.allpravo. ru/library/ doc108p/instrum151/.

7.Емельянов Б.М. Теория государства и права. Учеб. курс. ? М.: МИЭМП, 2004. - 64 с.

8.Козулин А.И. Политика и право для каждого из нас. ? Екатеринбург: МирОК, 1995. - 187 с.

9.Кукушкин В.С. Теория и методика воспитательной работы: учебное пособие. - Ростов-на-Дону: Ростов, 2002. - 412с.

10.Люблинская А.А. Детская психология. ? М.: Просвещение, 1971. ? 360с.

11.Морозова В.С. Выбор есть / В.С. Морозова//Право в школе, ? 2004. ? №3. ? С. 32-35.

12.Назарова О.Ю. Теория и методика обучения праву: Методические рекомендации для студентов. ? Томск: Центр учебно-методической литературы ТГПУ, 2003. - 52 с.

13.Науменкова К.В. Проблемы правового воспитания граждан России на рубеже веков [Электронный ресурс]. URL: http: //tsu.tmb.ru/nu/kon/arhiv/2004 /kon1.11/sek2/2/#"justify"14.Общая теория права. Курс лекций / Под общ. ред. проф. В.К. Бабаева, - М.: Юристъ, 2005. - 540 с.

14.Основы государства и права: Учеб. пособие. ч.1, ? Р-н/Д.: Феникс, 1995. - 342 с.

15.Основы права. Учебник / Под ред. проф. В.В. Лазарева, - М.: ЮРИСТЪ, 2001. - 216 с.

16.Певцова Е.А. Правовое воспитание как средство формирования правовой культуры / Е.А.Певцова // Современное право, ? 2003. - №8. - С.52

17.Почтарь Т.М. Правовое воспитание в педагогических вузах: вопросы методологии и методики: Дисс. канд. юрид. Наук. - М., 2001. - 50 с.

18.Теория государства и права: Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова, А.В.Малько, - М.: Юристъ, 2001. - 776 с.

19.Шевченко С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-педагогические аспекты. ? М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. ? 267с.



Приложение 1


Анкета

1.Какие права человека вы знаете?

2.Отличаются ли права ребенка от прав взрослого?

3.Труд и отдых - это права или обязанности?

4.Необходимо ли ребенку право на образование? Можно ли обойтись без него (образования)?

5.Какие действия родители имеют право к вам применять? Какие не имеют?





Заявка на участие в республиканском конкурсе

«Права человека глазами ребенка».

Наименование муниципального образования

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« средняя общеобразовательная школа №8 города Буйнакска»

Ф.И.О участника конкурса

Ф.И.О



Набиева Хадижат Гаджимурадовна


9 «а»








Ф.И.О. руководителя.

Должность.


Гандаева Патина Магомедовна

Учитель истории.


Название проекта

«Правовое воспитание детей младшего школьного возраста».

Электронная почта куратора проекта

[email protected]

Телефон руководителя проекта

89034243116

Наименование образовательной организации (согласно ее уставу), в которой работает куратор проекта.

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение «средняя общеобразовательная школа №8 города Буйнакска»

Почтовый адрес образовательной организации, в которой работает куратор

Ул. Циолковского 13,г.Буйнакск

368220

Электронная почта образовательной организации, в которой работает куратор

[email protected]





Подпись руководителя проекта

Подпись начальника управления

образования/руководителя организации



М.П.









Рецензия

на исследовательскую работу по теме «Правовое воспитание детей младшего школьного возраста».

Работу выполнила обучающаяся 9 класса Набиева Хадижат Гаджимурадовна

Данная работа направлена на выявление знаний прав и обязанностей необходимые в любом возрасте. Исследовательская работа имеет четкую структуру и состоит из введения, основной части, заключения, списка литературы и приложения.

Работа написана грамотным языком. Оформление работы в целом соответствует предъявленным требованиям.

Во введении Набиева Хадижат объяснила актуальность работы и объясняет о необходимости в настоящее время знание своих прав и обязанностей в любом возрасте.. Четко сформулировала цель, заострила внимание на постановке конкретных задач. Введение выглядит достаточно содержательным и емким. В результате четкого изложения цели работы, в изложении основной части исследовательской работы присутствует логичность, четкость, последовательность. Наличие ссылок показывает детальную работу с научной литературой. В своей теоретической части работы Набиева Хадижат рассматривает  процесс, методы и формы правового правового воспитания детей младшего школьного возраста.

Набиева Хадижат провела объемную исследовательскую работу по выявлению эффективных форм и методов работы по правовому воспитанию детей младшего школьного возраста для того, чтобы поднять престиж права и воспитать уважение к закону у граждан. Проанализировала результаты исследований, составила анкету и кратко сформулировала основные выводы. Список литературы включает разнообразные источники оформленные в соответствии с требованиями.

В целом работа заслуживает отличной оценки.

Работу можно рекомендовать к участию в конкурсе «Права человека глазами ребенка».


Дата 28.09.2022г

Рецензент: Гандаева Патина Магомедовна

 


11