АВТОР: Скиртач Надежда Алексеевна, учитель русского языка и литературы МБОУ Вешкаймская СОШ № 2 имени Б.П. Зиновьева, с Красный Бор, Вешкаймского района, Ульяновской области
ПРАЗДНИК ГУСИНОГО ПЕРА
Пояснительная записка
Всем в родном селе известно: Красный Бор был знаменит конными бегами и гусиными баталиями, которые устраивались в селе с Нового года до Алексея Теплого. Откуда только не приезжали в Красный Бор на гусиные бои участники и болельщики! Прекрасные пруды и река Барыш, зелёные луга и сейчас позволяют красноборцам разводить гусей в своих хозяйствах. Сегодня мы не можем устроить гусиных баталий, а проводим праздник Гусиного пера об умной и сообразительной птице - верной спутнице нашего российского деревенского пейзажа.
Цели и задачи праздника
Образовательные:
познакомить учащихся с литературой и фольклорным материалом о гусях;
подвести школьников к пониманию значимости гусей в истории и культуре страны, в жизни человека;
познакомить школьников с гусятниками и с традициями, связанными с разведением гусей в селе Красный Бор;
способствовать развитию и совершенствованию умения использовать содержание прочитанных произведений для ответа.
Воспитательные и развивающие:
создать условия для развития связной речи детей, развития познавательной активности и творческих способностей;
способствовать развитию интереса к изучению истории родного края, духовной жизни народа;
способствовать организации семейного досуга;
воспитание позитивного эмоционально ценностного отношения обучающихся к родному краю;
способствовать воспитанию и развитию любви и уважения к культуре и традициям родной страны; воспитание и развитие эстетического видения школьников, экологической и духовно- нравственной культуры;
воспитание и развитие потребности участвовать в творческой и социальной деятельности в природе и обществе.
Общие умения и навыки:
1) способствовать успешному процессу познания окружающего мира и определения своего места в нём;
2) развитие умений наблюдать, анализировать и обобщать объекты окружающего мира;
3) развитие умений рассуждать, решать проблемные вопросы.
Оборудование мероприятия: - рисунки учащихся к конкурсу «Гуси, мои гуси...»;
- тексты скороговорок, загадки о гусях;
- заостренные гусиные перья для письма;
- бумага для записей формата А4;
- гусиные перья с шайбой на конце для метания в цель;
- медали в форме гусиного пера, изготовленные обучающимися;
- материал для изготовления поплавков (гусиные перья, пенопласт);
- жетоны, медали для награждения в форме гусиного пера, изготовленные учащимися;
- фонограмма русской народной песни «Два веселых гуся», песни «Гуси» (муз. А. Филиппенко, сл. Т. Волгиной.);
Подготовительная работа: - поиск и исследование с учащимися литературного, фольклорного и краеведческого материалов о гусях, о традициях родного края;
- подбор песен, музыкального сопровождения;
- подготовка рисунков о гусях, о родном крае; совместное составление сценария;
- работа над вопросами литературной викторины "Гуси-гуси";
- разработка конкурсной программы "Всё о гусях";
- подготовка жетонов, оформление медалей в форме гусиного пера;
- подготовка гусиных перьев для письма.
Область применения:
материал праздника Гусиного пера может быть использован для проведения бесед о Родине, классного часа о родном крае, о родном селе, его традициях; может быть использован при изучении материалов экологического и географического краеведения.
Возрастные группы участников: школьники в возрасте 7 - 14 лет; родители учащихся, гости.
Формы и методы реализации: беседа, метод наглядности, поисково-исследовательский метод, коллективно-творческая работа, ИКТ, использование этнопедагогической технологии, самостоятельная работа обучающихся, выставка рисунков, викторина, конкурсы, выразительное чтение учащимися стихотворений, скороговорок, сообщения учащихся, исполнение песен, игра, обсуждение итогов.
Ожидаемые результаты
Школьники должны знать, уметь, понимать, применять:
- понимать значимости гусей в истории и культуре страны, в жизни человека;
- уметь наблюдать, анализировать и обобщать объекты окружающего мира; - рассуждать, решать конкурсные вопросы; участвовать в творческой деятельности в природе и обществе; знать о гусях как домашней птице, верной спутнице нашего российского деревенского пейзажа;
- уметь использовать приобретенные знания в практической деятельности;
Жюри оценивает правильность ответов участников конкурсов. За каждый правильный ответ участнику вручается жетон - гусиное перо.
Ход праздника
Ведущий. Птицы, как и цветы, принадлежат к творениям природы, которые словно и существуют для того, чтобы дарить людям радость, служить постоянным объектом их восторга и симпатий.
Тысячелетиями мечтали люди о крыльях, дающих безраздельную власть над пространством. Но не о тех слабых крылышках, на которых безвольно над самой землей порхают мотыльки, а о тех, которые носят пронзающих предгрозовые тучи стрижей, парящих рядом с солнцем орлов, реющих над бушующей морской стихией альбатросов. Птицы подарили людям идею полета, бросив свой вызов земному тяготению за миллионы лет до того, как взмыли в воздух первые окрыленные машины.
Сегодня наш разговор о гусях - нашей домашней птице, верной спутнице нашего российского деревенского пейзажа.
В хозяйстве у человека более 30 пород гусей. Практически, все ведут свое начало от диких серых гусей, которые ежегодно летят весною с юга на север, а осенью возвращаются на свои зимовки; тех гусей, размах крыльев которых более полутора метров; тех, которые ударом крыла или клюва могут убить лису, оглушить волка.
(Просмотр презентации по ходу праздника)
Ученик. Гусь - самая, древняя из домашних птиц. Изображения гуся находят на памятниках египетским фараонам, жившим около четырех с половиной тысяч лёт назад. На стенах древних гробниц есть картины, где искусно показаны сцены кормления гусей. Не отсюда ли у всех народов гусь - непременный персонаж сказок, былин, песен, пословиц?
Ученица. Гусь, как никакая другая птица, послужил науке, искусству, литературе. В Европе, в России многие события описывались только гусиными перьями. Архимед и Пифагор, Ньютон, Платон и Аристотель излагали законы математики, физики, механики, философии также гусиным пером. Автор «Слова о полку Игореве» и незабвенный Нестор, Ломоносов и Державин, Шекспир и Гете, Пушкин и Лермонтов, используя то же перо, создавали свои шедевры. Только из России и только в Англию ежегодно отправлялось до 30 миллионов этих орудий письменности.
Ученик. Гусь - это и пух, и перо, и мясо. На Руси осенью, когда забивали гусей, сходились женщины и девушки ощипывать их под добрые русские песни. И никогда при этом не плакали. Помнили: перо слезы пьет! Знали: ненароком подоткнешь подушку, в которую склонялись, слезы хороня, своему ребенку под голову, то какой сон-то ему будет! Мучительный, не иначе.
И сейчас, провожая близкого человека, когда ему предстоит испытание, непременно скажем: «Ни пуха, ни пера!» А в ответ услышим: «К черту!» (Что считается следующим: отойдите все нечистые силы, отступите.)
Ученица. Гусь - часть нашего деревенского пейзажа: гуси у реки, озера, пруда, гуси у домов, цепочка гусей в небе.
Гусей ценят за сообразительность. Ведь не случайно их нередко можно увидеть на манеже цирка (а кур и индюшек - никогда). Вспомните рассказ А.П. Чехова «Каштанка». А разве не удивительно, что у этих птиц создаются весьма сложные общества, где каждый член «коллектива» занимает свое место.
Ведущий. Поражает еще один гусиный обычай: гусаки очень верны в
любви! Каждый имеет только одну подругу, с которой живет долгие годы, а иногда и целую жизнь. И ничто не может склонить супруга к многоженству.
Не потому ли рисунок гуся можно встретить на деревянных воротах крестьянской усадьбы, на наличниках, на полотенцах?
Как не восхититься верностью гусака в любви в рассказе Марии Киселевой «Таискин гусь», верностью и мужеством гусака Белого гуся в рассказе Евгения Носова, мужеством раненого дикого гуся в рассказе Юрия Дмитриева «Ненастоящий разговор оказывается настоящим».
Литературная викторина «Гуси - гуси»
Назвать произведения, в которых говорится о гусях.
Если бы птицам присваивали воинские звания, то какое бы звание нужно было присвоить Белому гусю из рассказа Е.Носова? (Адмирал.)
Размах крыла Белого гуся достигал какого размера? (Полутора метров.)
Как, шутя, называет автор серьезного Белого гуся, воспитывающего свое подрастающее поколение? («Легкомысленная ты птица! А еще папаша!»)
Скольких гусят воспитывал Белый гусь, оставшись один без гусыни? (Двенадцать гусят.)
Как называет автор гусят в рассказе «Белый гусь»? («Желтые пушистые одуванчики».)
Причина, побудившая деда Степана на восьмом десятке лет быть в курсе ночной жизни деревни и гуся соседки в рассказе М.Киселевой «Таискин гусь»? (Курение тайком от бабки.)
Что удивляет деда Степана в отношении любви гусака к соседней гусочке? (Гусочка была маленькая, независимая, припадала на одну ножку)
В качестве чего решил использовать раненого гуся мальчик-охотник в рассказе Ю. Дмитриева «Ненастоящий разговор оказался настоящим»? (Использовал в качестве подсадного, приманки (манка).
Что решил сделать человек, повстречавшийся мальчишке-охотнику, после того, как увидел действия раненой птицы ради спасения стаи диких гусей? (Забирает с колышка птицу и уносит. «Мне хотелось во что бы то ни стало спасти птицу!»)
Ученик. Наше село Красный Бор раньше славилось в округе бойцовскими гусиными баталиями, которые начинались с Нового года и заканчивались Масленицей или Алексеем Теплым. Откуда только не приезжали в Красный Бор на гусиные бои участники и болельщики! Какие ставки на того или иного гуся выкладывали!
Районная газета «Путь Октября» в статье «Гуси мои, гуси!» писала о заядлом гусятнике нашего села Казакове Алексее Ивановиче, который и сейчас, находясь на пенсии, держит эту мудрую птицу для перин, подушек да для мяса. (Ох, и вкусен копченый гусь, а вяленый, оплывший жиром, может храниться до трех лет!)
Сегодня Алексей Иванович не присутствует у нас на празднике по уважительной причине, но мы посетили его дома, пообщались с ним, увидели прекрасных серых гусей.
Вот что рассказывает А. И Казаков о гусиных боях в Красном Боре: "Много было у нас в селе настоящих гусятников: Иван Михайлович Климочкин, Виктор Юдин. А Семену Ивановичу Трубачеву не было равных: корову за бойцовского гуся отдал.
Чтобы у гуся повысились бойцовские качества, стал злой, его изолируют от гусынь на месяц до боев. Во время боя разнимать гусей нельзя. Таков был уговор. Но одного мне пришлось зарезать, так как озверел, совсем довел себя до разрыва сердца. Такой диагноз поставил ему тогда ветврач А.Н. Абаренчев.
Бывало всякое. Покупали у других хороших гусей - бойцов, своих продавали. Интересно было. Зрелище во время гусиных боев не описать. Порой и хозяева не выдерживали, друг на друга с кулаками кидались. Но все обходилось в итоге миром, добром, праздничным застольем".
Ученица. Хорошо, что старая традиция села жива в памяти. К сожалению, мы сегодня не можем видеть гусиных боев, не можем устроить гусиную баталию, а проводим конкурсную программу «Все о гусях».
(Определяются семейные команды участников)
конкурс. Всем нам известно выражение «Как с гуся вода», которое
очень тесно перекликается с загадкой о гусе «В воде купался, а сухим остался». Что означает это выражение?
конкурс. Современные римляне и сегодня устраивают праздничные
шествия: впереди огромной колоны несут украшенного драгоценностями
живого гуся и горячо славят его.
В честь какого события славят гуся, и какое выражение, связанное с этим событием, вы знаете? (Гуси, которых держали как священных птиц при храме Юноны, подняли шум, когда враги через тройной туннель проникли в город Рим. Отсюда выражение «Гуси спасли Рим».)
3 конкурс. Много ли сказок вы знаете о гусях? Назвать их. («Как мужик гуся делил», «Гусь и солдат», «Гуси-лебеди» и др.)
Ученик. А вот хорошо ли мы знаем сказки? Это мы сейчас узнаем. Вам нужно рассказать сказку "Как мужик гуся делил". Кто же расскажет лучше?
4 конкурс. А сейчас давайте, дорогие друзья, вспомним, какие песни вы знаете о гусях? Одну из песен о гусях исполним все вместе.
Конкурс. Какие вы знаете загадки о гусях?
Их весной гуртом пасли,
Тех, чьи предки Рим спасли,
Без почета с хворостинкой,
Самой хлесткой, самой длинной.
Длинная шея, красные лапки
Щиплет за пятки, беги без оглядки.
- По лужку он важно бродит,
Из воды сухим выходит,
Носит красные ботинки,
Дарит мягкие перинки.
Он от злости все шипит,
А в тревоге он кричит.
И обуты ножки
В красные сапожки.
Белые хоромы, красные подпоры.
Белый, как снег, надутый, как мех,
лапами ходит, а рогами ест.
Красные лапки, длинная шея,
щиплет за пятки, беги без оглядки.
- В воде купался, сухим остался
- Ножки, как лопатки,
И красны, как пятки,
Ходят по канавке,
По зеленой травке.
Низко кланяется, да больно кусается
- Он в серой одежке,
Как весла, две ножки.
Плывет по-утиному,
Шипит по-змеиному.
6 конкурс. Прекрасные водоемы в нашем селе: пруды, ключи, река Барыш. И не случайно, что у нас в селе среди детей и взрослых много заядлых рыбаков. А могут ли они изготовить хороший поплавок из гусиного пера? Итак, чей поплавок лучше? ( Дети вместе с родителями изготавливают поплавок из гусиного пера)
7 конкурс. Метание гусиного пера на дальность и в цель. (На кончике
пера насажена металлическая шайбочка.)
8 конкурс. Престольный праздник села Красный Бор - День Кузьмы и Демьяна, ремесленников, покровителей ремесел, кур, врачевателей. А кто из святых является покровителем гусей? (Никита-гусарь, гусятник. Его дни в календаре 10 июня и 28 сентября.)
9 конкурс. Знаете ли вы?
(Можно, до двух раз в год.)
Гусиный пух прекрасно сохраняет тепло, но уступает по ценности только какому? (Гагачьему)
Какие вы знаете географические названия со словом гусь? (Река Гусь — приток Оки, город Гусь Хрустальный во Владимирской области, город Гусь Железный на Урале).
Белый гусь в рассказе Е. Носова спасает гусят во время града, накрыв их крыльями. Как вы думаете, почему крыло называется крылом?
Назвать породы гусей. (Крупные серые гуси, китайские, кубанские, горьковские, рейнские белые гуси, шадринские гуси (уральские), владимирские, холмогорские серые гуси, холмогорские белые гуси, итальянские гуси, романские, тулузские, оброшинские, краснозерские и др.)
10 конкурс. Назовите пословицы, поговорки, фразеологизмы со словами гусь, гусиный.
( "Гусь свинье не товарищ"; "Как с гуся вода"; "Гуси Рим спасли"; "Важен, как гусь"; "Парочка - гусь да гагарочка"; "Нечего гусей дразнить"; "Ну и гусь! ( Вот так гусь! Хорош гусь!); , "Разрозненные гуси - добыча для дружных ворон"; "Друзей, как гусей на мякине"; "Если кто-нибудь угостил тебя уткой, приготовь в ответ гуся"; "С гуся - вода, с дитя - худоба"; "Гуси летят - зиму на хвосте тащат"; "Гусь лапчатый").
1. Гусь купил себе гармошку,
Но дырявую немножко.
Хорошо гармошка пела,
По гусиному ... (шипела).
2. Сухим из речки выхожу –
И тем горжусь.
Без полотенца обхожусь! -
Гогочет ... (гусь).
3. Гусь гуляет по дорожке,
Гусь играет на ... (гармошке).
И гордится гармонист:
-Я га-га-га-голосист.
4. По узкой тропинке
Гусиным шажком
Гусиное войско
Шагает ... (гуськом). 5. Вот гуси с выводком гусят
Галдят, шипят, как змеи.
Грузовику они грозят,
Вытягивая ... (шеи).
Но не страшна грузовику
Гусей горластых ... (стая).
Гудком грозит он гусаку,
Дорогу расчищая.
6. Гусята у водицы
Гогочут, голосят.
Глядит не наглядится
Гусиха на гусят.
Гусятами ... (гордится):
-Га-га! Гусята эти
Горластей всех на ... (свете)!
12 конкурс. Кто лучше расскажет скороговорку? (Листки с текстом скороговорок раздаются детям и родителям)
Гусь Гога и гусь Гага
Без друга ни шага!
2.Шлепают гуськом
Гусак с гусаком.
Смотрит свысока
Гусак на гусака.
Ой! Выщиплет бока
Гусак у гусака.
3.На горе гогочут гуси,
Под горой огонь горит.
4. Гуси на лугу
Прячутся в стогу.
Кричу я: «Кто в стогу?»
А гуси - ни гу-гу.
5. Га-га-га! - гогочет гусь,
Я семьей своей горжусь!
На гусят и на гусыню
Все гляжу - не нагляжусь!
13 конкурс. Написать о себе, о селе или о гусях заостренным гусиным пером.
14 конкурс. На нашем конкурсе работала картинная галерея. Юные художники представят нам свои рисунки, а жюри объявит лучшего художника конкурса: «Гуси, мои гуси...».
Победители каждого конкурса получают за победу жетон - гусиное перо, по количеству которых определяются активные участники и победители праздника среди взрослых и детей.
Ведущий. Приглашаю на игру «Гуси и волк», которую хорошо помнят взрослые, которая и сегодня остается одной из самых любимых.
Ученица. Очень хорошо, что весело играли, волка не боялись, домой гуси торопились. И мне думается, что стихотворение Агнии Барто «Гуси-лебеди» послушаем с удовольствием.
Малыши среди двора
Хоровод водили.
В гуси-лебеди игра,
Серый волк - Василий.
- Гуси-лебеди, домой!
Серый волк под горой!
Волк на них и не глядит,
Волк на лавочке сидит.
Собрались вокруг него
Лебеди и гуси.
- Почему ты нас не ешь? –
Говорит Маруся.
- Раз ты волк,
Так ты не трусь! –
Закричал на волка гусь. –
От такого волка,
никакого толка!
Волк ответил: - Я не трушу,
Нападу на вас сейчас.
Я доем сначала грушу,
А потом примусь за вас.
Ведущий. Ученики 1 и 2-го классов споют для нас песню «Гуси» (муз. А.Филиппенко, сл. Т.Волгиной.)
Гуси прилетели,
Возле моря сели.
Искупаться в море синем
Гуси захотели.
Лапки обмывали,
Крылья полоскали,
А соленую водицу
Гуси пить не стали.
Прилетим до дому,
К берегу родному, -
Там напьемся из криницы
Ключевой водицы.
Рефлексия.
Что вы узнали нового и нужного для вас сегодня на празднике?
Что было интересным для вас?
Какие чувства в душе пробудил у вас праздник?
Какие темы о родном селе, его истории для вас интересны?
О чем бы вы хотели еще узнать?
Ведущий благодарит всех участников и гостей праздника Гусиного пера за активное участие.
Жюри объявляет итоги конкурсов и самым активным участникам и победителям вручает медали в форме гусиного пера.
БИБЛИОГРАФИЯ
1. Баранов, А.А. Программа «Отечество»/А.А. Баранов, Ю.Н. Носырев, С.Д. Поляков // Современное воспитание. - Ульяновск: УИПК ПРО, 1999. - С. 54 — 69.
2. Белоусов, Д.А. Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя / под ред. М.Д. Янко. - М.: Просвещение, 1987. - 48 с.
3. Забылин, М. Русский народ. / М. Забылин. - М.: РИПОЛ классик, 2000. 274 с.
4. Киселева, М.С. Никому не завидую / М.С. Киселева. - М.: Молодая гвардия, 1984. - 75 с.
5. Круглый год / под ред. А.Ф. Некрыловой. - М.: Правда, 1991. - 352 с .
6. Мымрин, И.А. Производство мяса гусей в приусадебных хозяйствах / И.А. Мымрин. - М.: Нива России, 2002. - 120 с.
7. Носов, Е.И. Избранное / Е.И. Носов. - М.: Художественная литература, 1989. - 320 с.
8. Жуковская, Н.В. 500 загадок по алфавиту для детей / Н.В. Жуковская. - М.: ТЦ Сфера, 2010. - 96 с.
9. Родное слово (фольклор, язык, литература): учебное пособие для 5-9 классов общеобразовательных учреждений / под редакцией В.Н. Янушевского. - Ульяновск: УИПК ПРО Корпорация технологий продвижения, 2001. - 224 с.
10. Рыкова, Е.К. Культура Симбирского края: методическое пособие. Е.К. Рыкова. - Ульяновск: УИПК ПРО, 1997. - 40 с.
11. Шмаков, С.А. Нетрадиционные праздники в школе / С.А. Шмаков. - М.: Новая школа, 2000. - 336 с.
12. Юдина, Н.А. Русские обычаи, обряды / Н.А. Юдина. - М.: Вече, 2005. - 280 с.
13. Янко, М.Д. О литературном краеведении в школе / Д.А. Белоусов // Литературно-краеведческий кружок в сельской школе: книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987. - С. 3 — 7
14. Дубровская, С.В. Календарь народной мудрости / С.В. Дубровская. - М.: РИПОЛ классик, 2008. - 320 с.
Баландин, Б.Б. 10000 вопросов для очень умных / Б.Б. Баландин. - М.: - РИПОЛ классик, 2007. - 512 с.