СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Презентация на тему : "Антонимы" для 10 класса по русскому языку

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Антонимы. Презентация по русскому языку для 10 класса

Просмотр содержимого документа
«Презентация на тему : "Антонимы" для 10 класса по русскому языку»

УПРАВЛЕНИЕ НАРОДНОГО ОБРАЗОВАНИЯ НАМАНГАНСКОЙ ОБЛАСТИ



НАРЫНСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧРЕЖДЕНИЙ НАРОДНОГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Урок русского языка

(восполнение пробелов в знаниях учащихся)

с применением информационных технологий

по теме: «Антонимы»

УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ №11

АРЗИМАТОВОЙ ФЕРУЗЫ НОСИРОВНЫ



























































Конспект урока русского языка в 10 классе



Тема: Антонимы

Цели урока:

систематизация и обобщение знаний учащихся по теме «Антонимы» познакомить с содержанием понятия «антонимы», со словарём антонимов, функцией антонимов в речи; научить находить антонимы в предложениях, подбирать их к указанным словам.

Тип урока: урок изучения нового материала

Вид урока:комбинированный с применением компьютерной технологии



  • К 1 - понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученной темы.



  • К 3 - стремится изучать русский язык, совершенствовать свои знания и умения.

  • К 4 - хорошо понимает роль и значение изучения русского языка как одного из мировых языков, умеет вести деятельность в качестве ученика, в пределах изученного.

  • К 1 - понимает речь учителя или другого собеседника в объёме изученной темы.

  • К 5 - понимает роль русского языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурную специфику русского языка.



Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал,учебник.



Ход урока

  1. Организационный момент.

  2. Введение в тему.

Ребята, на прошлом уроке мы с вами говорили о синонимах – словах, близких по значению, но разных по звучанию и написанию. Но русский язык необыкновенно богат и разнообразен. В нашем языке есть и такие слова, которые имеют противоположное значение.

Посмотрите на картинки и скажите, что означают эти слова. Каково их значение?

(Слайд 2)



 

 

Чтобы узнать, правильный ваш ответ или нет, выполните следующее задание:

К данным словам подберём противоположные по смыслу слова и запишем их рядом. (Слайд 3)

сухой – (влажный),

начинать - (кончать),

ветер - (затишье),

рыхлый - (плотный),

трудолюбивый - (ленивый),

короткий - (длинный),

свет - (темнота),

медлительный - (прыткий).

Давайте проверим, что у вас получилось (Слайд 4)

В словах правого столбика смотрите 3-ю букву в каждом слове. Составьте из этих букв слово, которое и будет темой урока. (Антонимы)

Верно, молодцы! Сегодня мы с вами поговорим о роли антонимов в нашей речи, научимся подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, правильно употреблять в речи, работать со словарями.

Запишите тему урока: «Антонимы»





III. Новая тема

1.Антонимы - это слова…(учащиеся продолжают ответ).

Итак, слова, имеющие противоположное значение, называются антонимы. "Анти" с греческого - "против", чтобы убедиться в том, что наше открытие правильно, обратимся к учебнику и прочитаем определение слова "антонимы".

Что еще нового вы узнали об антонимах, прочитав определение в учебнике? (Антонимы являются одной части речи: например: черный – белый (прилагательное), мир – война (существительное)

Не все слова могут иметь антонимы. Например: железо, доска, мел, дом.

Как и синоним, он не может существовать сам по себе, а только в антонимической паре: правда – ложь, плакать – смеяться. Различают антонимы однокорневые (недолёт – перелёт, приехать – уехать) и разнокорневые (тёплый – холодный). Антонимы помогают

использовать приём противопоставления (антитезы) и контраста,

делают речь более точной и выразительной.

“Минус – плюс, огонь – вода,
Дерзкий – осторожный,
Все антонимы всегда
Противоположны.”

2.Знакомство со «Словарём антонимов русского языка».

Мы с вами уже знакомы с различными словарями: толковым, орфографическим, орфоэпическим, словарем синонимов и др. Существует и словарь антонимов.

“Словарь антонимов” М.Р.Львова. Как и в любом словаре, слова в нем расположены в алфавитном порядке. Вот посмотрите, как выглядит словарная статья в этом словаре. (Слайд 5)

Добрый – злой

Добрый – относящийся к людям с расположением, проникнутый сочувствием к ним, готовый помочь, отзывчивый.

Злой – исполненный недоброжелательства, враждебности, злобы



  1. Закрепление нового материала.



1. Игра «Наоборот» (Слайд 6)

И нам с тобой пришёл черёд

Сыграть в игру «Наоборот».

Скажу я слово «хорошо»,

А ты ответишь: «плохо».

Скажу я слово «великан»,

А ты ответишь: «кроха».

Скажу я слово «потолок»,

А ты ответишь: «пол».

Скажу я слово «потерял».

И скажешь ты: «нашёл».

- Назовите антонимы (хорошо – плохо, великан – кроха, потолок – пол, потерял нашёл).

2.Работа в группах. Упражнение 1. I группа ; Упражнение 2 II группа

3. Вставьте нужные антонимы: (Слайд 7)

Любишь брать, люби … . (отдавать).

Сытый … не разумеет. (голодного)

Иди вперёд, а оглядывайся … .(назад)

Корень учения горек, да плод его …(сладок)

Проверим себя (Слайд 8)

- Чему служат антонимы в этих пословицах? (Противопоставлению положительного отрицательному.)

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов? (Почти все!)



4. (Слайд 9)

- Подберите к прилагательному несколько антонимов.

Надёжный друг - … . (Неверный, коварный, ненадёжный, вероломный.)

- Как называется группа этих слов? (Синонимический ряд.)

- Чем отличаются антонимы от синонимов? (Синонимы – близкие по значению слова. А антонимы – противоположные по смыслу слова.)

5. (Слайд 10)

Устно подберите антонимы к приведённым словам

Тихий, бедный, богатый, ленивый, чёрный, ветхий, высокий.

- С каким словом возникли сложности? Почему? (Со словом «высокий», потому что оно многозначное).

Высокая душа – приземлённая (устремлённая в небо или к земле).

Высокая скамья – низкая.

Что нужно учитывать при подборе антонима? Многозначность слова!



6. (Слайд 11)

Подберите антонимы к разным значениям многозначных слов.

Образец: Старый (дом, человек). Старый дом – новый дом; старый человек – молодой человек.

Свежий (хлеб, журнал).

Лёгкий (труд, путь).

Тихий (музыка, город).

Мягкий (мебель, звук)



7. (Слайд 12)

Исправьте лексические недочёты, взятые из сочинений учащихся.

Герасим был хороший, а барыня жестокая.

Эта речка не широкая, а мелкая.

Царевна была добрая, а царица плохая











8.  Тест

  1. Найдите лишнее слово:

            А) древний

            Б) старый

            В) строгий

2.Найдите синоним к слову умный:

           А) щедрый

           Б) мудрый

           В) хороший

3. Какие пары являются антонимами?

           А) печаль – радость

           Б) закрыть – заснуть

           В) жара -  пекло

4. Найдите антоним к слову добрый:

           А) беспечный

           Б) злой

           В) трудный



5.Найдите верные суждения.

            А) Однозначные слова имеют только одно значение.

            Б) Синонимы – противоположные по значению слова.

            В) Лексическое значение слова можно найти в орфографическом словаре.



6. Найдите пару, в которой неверно подобран русский синоним к иноязычному слову:

             А) финал - конец

             Б) антракт -  обед

             В) монумент – памятник.

7. Найдите лишнее слово:

             А) грустный

             Б) робкий

             В) печальный.
















9.Кроссворд

9. Итог урока: (Слайд 13)

- Что такое антонимы?

- Какие части речи могут выступать в роли антонимов?

- Что нужно учитывать при подборе антонимов?

- Какова роль антонимов в речи?

10. Комментированное выставление оценок.

11. Рефлексия: (Слайд 14)

Ребята, продолжите предложения:

1.Сегодня на уроке мы повторили…

2.Мы узнали…

3.Научились …

4.Самым интересным мне показался тот момент, когда …

5.Трудным для меня стало…



12. Домашнее задание: Изучить тему,выполн. упражнение 4,5