Детей наказывай стыдом, а не кнутом. Не спеши карать – спеши миловать. Русские народные пословицы
Наша сегодняшняя встреча будет посвящена очень важной и актуальной теме это «Поощрение и наказание детей в семье».
- Исходя из темы интерактива, какой проблемный вопрос мы можем поставить?
Как правильно хвалить и наказывать ребенка?
- Какова же на ваш взгляд цель нашего интерактива? Хочу послушать ваше мнение.
Цель нашего интерактива звучит так: «Сформировать понимание культуры поощрения и наказания в семье».
- А какие можно поставить задачи?
- Расширить знания о понятии «поощрение и наказание»
- Обобщить и дополнить знания о видах поощрений и наказаний
- Развивать умения строить доброжелательные отношения с ребенком.
Общаясь со своим ребёнком каждый день, вы постоянно прибегаете к определённым методам воздействия на него. Среди них поощрение и наказание.
Как сказал великий советский педагог и писатель А. С. Макаренко «Наказание и поощрение – это две стороны одной медали».
Неумелое применение поощрений и наказаний не только не даёт ожидаемых результатов, но и играет отрицательную роль в формировании личности, повышает уровень тревожности у ребёнка.
Слово «наказание» в словаре русского языка С. И. Ожегова толкуется как «мера воздействия на того, кто совершил проступок, преступление».
Из такого толкования следует, что ребёнок, действительно, должен совершить проступок, чтобы получить наказание.
На практике, чаще наказание понимают, как отрицательную оценку поведения ребёнка, если он нарушил нормы и правила поведения.
Можно выделить следующие виды наказаний:
- физическое наказание (шлепки, порка ремнём, подзатыльники и т. д.);
- словесное наказание (угрозы, оскорбления, унижения, крики, ворчание и т. д.);
- наказание изоляцией (стояние в углу, запирание в комнате, ванной, туалете, отказ от контакта и т. д.);
- наказание трудом (или, что еще парадоксальнее, уроками, чтением);
- наказание лишением (лишение прогулок, сладостей, компьютера и т. д.).
Какой же вид наказания не нанесёт морального вреда детям?
Известный учёный – психолог Ю. Гиппенрейтер в книге «Как общаться с ребёнком?» советует родителям следующее. Когда наказания не избежать, придерживайтесь одного очень важного правила:
«Наказывать ребёнка лучше, лишая его хорошего, чем делая ему плохое».
Речь здесь идёт о наказании лишением. Задумайтесь над этим высказыванием! Найдите в жизни ребёнка то, что для него особенно важно. Прогулка в выходные, игры с друзьями и тд. Ю. Гиппенрейтер называет это «золотым фондом радости». Если ваш ребёнок совершает какой – то проступок, то удовольствие на этой неделе или в этот день отменяется.
Выбирая наказание для каждого случая, всегда спрашивайте себя: «А какую цель я преследую?» Удаётся ли добиться поставленной цели? Если нет, то наказание будет фиктивным, бессмысленным
Теперь рассмотрим такой метод стимулирования желательного поведения ребёнка как поощрение.
В словаре С. И. Ожегова глагол «поощрить» толкуется как «содействием, сочувствием, наградой одобрить что-нибудь, возбудить желание сделать что–нибудь».
Поощрение для ребёнка – это положительная оценка его поведения или деятельности. Оно способствует поддержанию позитивного поведения ребёнка, вызывает чувство удовлетворения, удовольствия, желание испытать это чувство ещё раз.
Дети обычно учатся и ведут себя лучше, если их поощряют за хорошее поведение, а не наказывают за плохое. Простейшей формой поощрения является похвала.
Общаясь здесь, мы с вами создадим «дом счастья». А чтобы его создать нам нужно немного поработать.
На нашем интерактиве мы должны с вами обсудить педагогическую ситуацию. Выявить ее проблему, причину и пути ее решения.
Я зачитаю ситуацию, а вы внимательно ее послушаете
«Родители постоянно ставили мальчика за всё провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду. Как быть?»
«Родители постоянно ставили мальчика за всё провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду. Как быть?»
- Почему произошел конфликт между ребенком и родителями?
- Вы согласны с проблемой данной ситуации? Кто считает по другому?
Фундаментом дома будет проблема данной ситуации.
- А как бы вы поступили на месте отца?
Далее, нужно выявить причины этой проблемы.
https://learningapps.org/watch?v=pme3fso1t23
Причины данной ситуации будут стенами дома счастья.
«Родители постоянно ставили мальчика за всё провинности в угол. А однажды, будучи ещё только в четвёртом классе, он сказал своему отцу: «Ещё раз поставишь в угол, сбегу к бабушке. С вами больше жить не буду. Как быть?»
А сейчас, наметьте пути решения данной ситуации , а потом сверим. Это будет крышей нашего дома.
- Итак, какие пути вы выявили? Прочитайте нам.
Наш «дом счастья» готов.
Подошла к концу наша встреча. Вернемся к проблемному вопросу. Смогли ли мы на него ответить?
- Был ли полезным наше собрание?
- Вызвал ли раздумья, желание построить взаимоотношения в семье по-новому?
Уважаемые родители, прошу вас оценить продуктивность нашей встречи и заполнить бланки с незавершёнными предложениями:
Я узнал(а), что …
Самым полезным для меня было…
Мне показалась, что …
После собрания я …
Уважаемы родители, я предлагаю вам создать ещё один продукт нашего собрания – это сундук советов . У вас на партах лежат листы, наклейте подходящий совет для всех родителей на нашу тему.