Развитие личности в дошкольном возрасте. Возрастные и психологические особенности детей дошкольного возраста
Подготовила: методист, преподаватель ГБПОУ ВО «ГПК» С. В. Кочегарова
Ребёнок – неповторимая и яркая индивидуальность, который развивается, накапливая индивидуальный опыт, жизненные впечатления, транслирует взрослый мир со всеми его достоинствами и недостатками
Периоды развития психики ребёнка:
- период новорождённости (первые четыре недели жизни – 28 дней)
- грудной возраст (с 29-го дня жизни до 1 года)
- ясельный или преддошкольный период (от 1 года до 3 лет)
- дошкольный период (от 3 до 7 лет)
- младший школьный возраст (от 7 до 12 лет)
- подростковый возраст (от 13-14 до 17-18 лет)
Грудной ребёнок (младенец)
Ребёнок в возрасте до одного года.
Организм неустойчив ко внешним воздействиям, восприимчив к заболеваниям.
Интенсивный рост и развитие.
От 1 до 3 месяцев рост ребёнка увеличивается ежемесячно на 3 см;
в 4-6 месяцев - на 2,5 см,
в 7-9 месяцев - на 1,5-2 см,
в 10-12 месяцев - на 1 см.
Рост ребёнка увеличивается
в среднем в 1,5 раза, достигая 75 см,
масса тела увеличивается в среднем
в 3 раза, достигая 10 кг
Преддошкольный (ясельный) возраст
Ребенок в возрасте от 1 года до 3 лет.
За второй год жизни масса тела увеличивается в среднем на 2-3 кг (на 200-250 г ежемесячно), рост – на 11-12 см.
За третий год масса тела увеличивается на 2-2,5 кг, рост – на 7-8 см.
Личностное развитие ребенка
в дошкольном возрасте
Развитие – процесс количественных и качественных изменений в свойствах и качествах личности. Результатом развития является формирование личности.
Личность – понятие, выработанное для отображения социальной природы человека, рассмотрения его как социокультурной жизни, определения его как носителя индивидуального начала, самораскрывающегося в контекстах социальных отношений, общения и предметной деятельности.
Развитие личности – это процесс становления личности под влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых социальных и природных факторов.
Личностное развитие дошкольника включает - Произвольность - Самостоятельность - Инициативность - Креативность - Свобода поведения - Безопасность поведения
- Ответственность
- Самосознание
В возрасте 3-7 лет общение со сверстниками начинает играть все более существенную роль в процессе самосознания дошкольника
Возрастной кризис
Возрастной кризис – это нормальное состояние для каждого растущего человека.
Кризис возникает на стыке двух возрастов и свидетельствует о завершении одного этапа развития и начале следующего.
В такие периоды появляются новые потребности, меняется поведение ребенка.
Кризисные этапы в развитии детей (в классификации Л. С. Выготского)
- кризис новорожденности;
- кризис 1 года;
- кризис 3 лет;
- кризис 7 лет;
- подростковый
Кризис 3 лет
Ребенку становится важна успешность или неуспешность в делах и играх.
Бурно реагирует на оценку его дел и поступков, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности.
Чувствительность и сензитивность к чувствам других людей.
Советы по преодолению кризиса 3 лет
Личное пространство ребенка (комната, игрушки…)
Компромиссы.
Распорядок дня.
Четкая система запретов.
Изменение формы общения с ребенком.
Дать возможность быть самостоятельным.
Обращение с ребенком как с равным.
Особенности развития детей 4-5 лет
Активное расширение кругозора.
Более вынослив физически.
Снижается утомляемость, фон настроения выравнивается, становится более стабильным, менее подверженным перепадам.
Стремление к партнерству в играх.
Проявляется любознательность и любопытство.
Способность выстраивать умозаключения.
Активно развивается фантазирование.
В возрасте 4-5 лет недостатки воспитания ребенка начинают постепенно укоренятся и переходить в устойчивые негативные черты характера
Особенности развития детей 5-6 лет
Активно познает окружающий мир, сам формирует ответы или создает версии.
Часто привлекает к себе внимание.
Проверяет прочность выставленных другими взрослыми границ.
Складывается механизм управления своим поведением.
Желание походить на значимых для него взрослых.
Осознаются половые различия.
Могут усиливаться страхи.
Рекомендации для развития детей 5-6 лет
С уважением относиться к его фантазиям.
Поддерживать в ребенке стремление к позитивному самовыражению.
Не стоить ставить ту границу, которую вы не в состоянии отстоять и выдержать.
Обеспечить возможность общения со сверстниками.
Снижать контроль и опеку.
Охотнее отвечает на просьбу о помощи, чем на долженствование и обязанность.
Особенности развития детей 6-7 лет
Способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками, стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют.
Интерес к новым видам деятельности.
Интерес к миру взрослых, стремление быть похожим на них.
Способны к волевой регуляции поведения (на основе внутренних побуждений и установленных правил).
Способны проявить настойчивость, преодолевать трудности.
- Связан с поступлением ребенка в школу
- Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.
- Ведущей деятельностью становится учеба
- Раздражительность.
- Страхи, повышенная тревожность
Кризис 7 лет
Связан с поступлением ребенка в школу.
Умение выдерживать школьные нагрузки, новую систему требований, отношений.
Ведущей деятельностью становится учеба.
Раздражительность.
Страхи, повышенная тревожность.
Советы по преодолению кризиса 7 лет
Нужно заранее готовить ребенка к школе (развивающие игры, заучивание стихов, лепка, рисование, графические диктанты ).
Поощрять общение со сверстниками.
Не надо перегружать дополнительными занятиями.
Больше хвалить за готовый результат.
Учить конструктивно относится к ошибкам и неудачам.
Учим ребенка самостоятельно выполнять задания.
В подготовительной к школе группе завершается дошкольный возраст
Его основные достижения связаны с:
- освоением мира вещей как предметов человеческой культуры;
- освоением форм позитивного общения с людьми;
- развитием половой идентификации, формированием позиции школьника.
К концу дошкольного возраста ребенок обладает высоким уровнем познавательного и личностного развития, что позволяет ему в дальнейшем успешно учиться в школе.
Благодарю за внимание!