Сказкотерапия
«Воспитание сказкой»
Подготовила Бабанова Лариса Петровна
воспитатель высшей квалификационной категории
Сказки есть в каждом доме, в дошкольном возрасте их читают детям всех возрастов. И дети их любят. Из сказок дети черпают множество познаний: представления о времени и пространстве, о связи человека с природой, с предметным миром, о связи человека с природой, с предметным миром. Сказки позволяют малышу впервые испытать храбрость и стойкость, увидеть добро и зло.
Удивительный сказочник Джанни Родари утверждал: - существует много сказок жестоких, несущих в самом содержании насилие, подавление личности и других негативных моментов: лиса съела колобка, сёстры издеваются над Золушкой, лиса обманула волка - сказки подаются детям однообразно, в основном чтение, рассказывание, в лучшем случае пересказ в лицах или драматизация, просмотр театральных спектаклей, мультфильмов или кинофильмов по мотивам знакомых сказок - сказки не в полной мере используются для развития у детей воображения, мышления, речевого творчества и активного воспитания добрых чувств - с развитием телевидения и интернета читать детям стали значительно меньше, смотреть зрелище легче и интересней.
Откуда взялась сказкотерапия?
Сам метод развития через сказки появился в конце 60-х годов двадцатого века и начал активно использоваться педагогами разных стран. Основан метод на древних методах воспитания. Наши прабабушки и их прабабушки, вместо того, чтобы ставить в угол провинившегося ребенка, рассказывали ему рассказ или притчу, из которой становилась ясна суть поступка.
Метод сказкотерапии позаимствовал некоторые черты у арттерапии. Он направлен на разрешение личностных, поведенческих и эмоциональных проблем.
Сказкотерапия - пожалуй, самый детский метод психологии, и, конечно, один из самых древних. Ведь ещё наши предки, занимаясь воспитанием детей, не спешили наказать провинившегося ребенка, а рассказывали ему сказку, из которой становился ясным смысл поступка. Сказки служили моральным и нравственным законом, предохраняли детей от напастей, учили их жизни. Зная, как сказка влияет на жизнь человека, можно очень многим помочь своему ребёнку.
Что такое сказкотерапия?
Это лечение сказками, т.е. совместное с клиентом открытие тех знаний, которые живут в душе и являются в данный момент психотерапевтическими.
Это процесс поиска смысла, расшифровки знаний о мире и системе взаимоотношений в нем.
Это процесс активизации ресурсов, потенциала личности.
Это процесс экологического образования и воспитания ребенка;
Это процесс улучшения внутренней природы и природы мира вокруг нас.
Это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни.
Цели и задачи сказкотерапии
- Активизация в ребенке творческого, созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания.
- Создание условий для развития творческого воображения, оригинальности мышления.
- Стимулирование творческого самовыражения.
- Формирование позитивного отношения ребенка к своему «Я».
- Снижение уровня тревожности и агрессивности у детей.
- Развитие умения преодолевать трудности и страхи.
- Выявление и поддержка творческих способностей.
- Формирование навыков конструктивного выражения эмоций.
- Развитие способностей к эмоциональной регуляции и естественной коммуникации.
Преимущество сказок для личности ребенка
- Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.
- Неопределенность места действия главного героя.
- Образность языка. Кладезь мудрости.
- Победа Добра. Психологическая защищенность.
- Наличие Тайны и Волшебства.
Принципы работы со сказками:
- Принцип осознанности.
- Принцип реальности.
- Принцип жизненной силы (поиск резерва и ресурса).
- Принцип многогранности.
- Принцип связи с реальностью.
Психологические потребности ребенка:
- Автономность, которая выражается в стремлении проявить свое личное мнение, позицию или взгляды;
- Активность, которая предполагает способность владеть инициативой в общении, умение организовать внимание партнеров, стимулировать их коммуникативность, управлять процессом общения, эмоционально откликнуться на состояние партнеров;
- Социальная компетентность, которая состоит из нескольких компонентов:
- мотивационного, включающего отношение к другому человеку (проявление доброты, внимания, сочувствия, сопереживания и содействия);
- когнитивного, связанного с познанием другого человека, способностью понять его особенности, интересы, потребности, заметить изменения настроения, эмоционального состояния и др.;
- поведенческого, который, связан с выбором адекватных ситуаций, способов общения.
Основные виды сказок для детей дошкольного возраста, применяющихся сказкотерапевтами:
- Народные сказки: мудрость народа, простота и доступность сюжета, отсутствие лишних деталей способствуют воспитанию нравственных чувств. Примеры: “Курочка Ряба”, “Репка”, “Волк и семеро козлят”, “Гуси-Лебеди”, “Колобок”, “Маша и медведь” и другие.
- Авторские: сказки Ханса Кристиана Андерсона, Шарля Перо, Александра Пушкина, Эрнста Теодора Амадея Гофмана, Павла Бажова и многих других писателей-сказочников.
- Психотерапевтические: их характерной особенностью является счастливый конец, который, тем не менее, оставляет в сознании ребёнка определённый вопрос, ведущий к стимуляции процесса личностного роста.
- Диагностические сказки позволяют определить наличие проблемы у ребёнка, а также особенности его характера.
- Дидактические сказки всегда используются для преподнесения детям новых для них знаний учебного характера. В этих сказках абстрактные для ребёнка символы: буквы, цифры становятся одушевлёнными.
- Психокоррекционные сказки создаются и рассказываются ребёнку для ненавязчивого мягкого влияния на его поведение.
- Медитативные сказки используются для того, чтобы сформировать у ребёнка представление о том, что существуют позитивные модели взаимоотношений с окружающим его миром и другими людьми. Отличительной особенностью медитативных сказок является отсутствие в их сюжете отрицательных героев и конфликтов.
В системе работы по сказкотерапии выделены три этапа работы с дошкольниками:
I этап — познавательно-эффективная ориентировка, направленная на осмысление сюжета сказки, восприятие музыкальных композиций, выразительное интонирование и исполнение сказочного образа. (Ведущий метод - словесная режиссерская игра).
II этап — словесное комментирование эмоционально-аффективных ситуаций. Дети учатся управлять своими поведенческими реакциями с помощью словесных описаний тембра, динамики, выразительных движений и ритмического рисунка. (Ведущий метод — словесное комментирование).
III этап — выражение замещающей потребности, способствующей приведению в равновесие эмоционального поведения и выразительного слова. (Ведущий метод — совместная импровизация, в которой взрослый предлагает разыграть отдельные эпизоды сказки, при этом главными героями становятся сами дети.) Дети пробуют внести новые элементы в сказку, при этом сохранив сюжетную линию.
Основные приемы работы со сказкой:
- Анализ сказок.
- Рассказывание сказок.
- Переписывание сказок.
- Постановка сказок с помощью кукол.
- Сочинение сказок.
Использование сказкотерапии в обучении детей развивает:
- Активность — от потребности в эмоциональной разрядке к самовыражению в речевом действии;
- Самостоятельность — от ориентации в средствах выразительности, проблемных ситуациях сказки, к поиску адекватных способов самовыражения в речи и движении;
- Творчество — от подражания взрослому в действии выразительном слове к совместному составлению словесных описаний;
- Эмоциональность — от восприятия образов сказки к адекватному воплощению собственного опыта в действии, ритме и слове;
- Произвольность — от переживания эмоциональных состояний сказочных героев, понимания образных выражений к оценке собственных устных сообщений и эмоциональных поступков;
- Связную речь — от продолжения фраз взрослого к рассуждениям о музыкальных композициях, пантомимических этюдах, сказочных образах.
Спасибо за внимание!
10 апреля 2022 г