СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Пояснительная записка к презентации "Сказкотерапия в начальной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Пояснительная записка к презентации "Сказкотерапия в начальной школе"»

Пояснительная записка к методическому семинару

Слайд 1. Конкурсное задание «Методическая мастерская» выполнила учитель начальных классов МБОУ «Котельниковская школа» Боброва Анастасия Сергеевна

Слайд 2. Здравствуйте. Меня зовут Боброва Анастасия Сергеевна. Образование высшее. В 2014 году закончила Курский государственный университет, факультет педагогики и психологии (направление – начальное образование). В 2018 году я получила диплом магистра с отличием в Белгородском государственном национальном исследовательском университете на факультете дошкольного, специального и начального образования, изучала магистерскую программу «Внеурочная деятельность в начальной школе». С 2014 года на протяжении трёх лет я работала учителем начальных классов коррекционного класса VIII-го вида в МБОУ «Афанасьевская СОШ». C 2017 года работаю в МБОУ «Котельниковская школа». Стаж работы 7 лет.

Слайд 3. Тема моего выступления «Сказкотерапия в начальной школе».

Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения.

Слайд 4. Я заинтересовалась этой темой впервые, учась в КГУ. Анализируя учебники по литературному чтению различных авторов, я пришла к выводу, что приемы сказкотерапии на уроках литературного чтения в начальной школе используются мало и недостаточно. А работая в школе и на практике в университете заметила низкий уровень знания сказок у учащихся начальной школы. Всё это стало причиной изучения сказкотерапии в течение моего обучения, а затем внедрения её в образовательный процесс.

Слайд 5. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.

Слайд 6. Сказкотерапию можно и нужно использовать для решения следующих задач:

  • трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями);

  • чувство неполноценности, вызывающее агрессивное поведение как попытку доказать обратное;

  • страхи и тревоги по самым различным поводам;

  • проблемы, связанные со спецификой возраста (необходимость обходиться без мамы, быть самостоятельным; трудности в учебе; необходимость утвердить себя как самостоятельную личность).

Слайд 7. Применение сказкотерапии направлено на решение следующих целей:

  • формировать целостное, гармоничное и творческое отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру;

  • активизировать его творческий потенциал;

  • способствовать усвоению знаний о мире и человеческих отношениях, накопленных предыдущими поколениями;

  • помочь найти свое истинное "я" и определить соответствующее отношение к миру;

  • нравственно воспитывать ребёнка.

Слайд 8. Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой. Вот некоторые из них:

  • Чтение и последующее обсуждение сказок.

  • Рассказывание сказки.

  • Характеристика героев с формулированием своего отношения.

  • Включение в сказку персонажа другой сказки.

  • Рисование иллюстраций к сказке.

  • Рассказывание сказки наоборот.

  • Суд над персонажем.

  • Создание сказки по имеющейся модели.

  • Инсценирование сказки.

В своей работе я активно использую все эти приёмы. Коротко представлю некоторые из них.

  1. «Символизация» - анализ сказки и её воспроизведение по опорным моделям – карточкам (можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия);

«Карты Проппа» - работа по этапам:

• серия подготовительных игр (знакомство с картами);

• изготовление детьми собственных карт;

• подбор карт из имеющегося набора к знакомой сказке (под руководством педагога);

• воспроизведение сюжета знакомой сказки с помощью карт;

• коллективное сочинение собственной сказки на основе предложенного набора карт;

• работа с индивидуальным набором карт (самостоятельное сочинение новой сказки или модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт; возможен подбор карт «вслепую»).

2.Бином фантазии (по Дж. Родари) – сочинение истории на основе приёма объединения («Рыба с балалайкой», «Шкаф и слон», «Слон в шкафу»);

3.Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)

4.Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.

• «Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым);

• «Всё наоборот» - сначала подбираются слова-рифмы, затем эти объекты «меняются» друг с другом признаками, свойствами и функциями (как у Б.Заходера в стих. «Кит и Кот») и другие.

5.Сказки в заданном ключе – модификация сюжетов знакомых сказок;

• «Введение в название сказки нового объекта» («Колобок и воздушный шарик»);

• «Я – герой сказки» - ребёнок «входит» как персонаж в знакомую сказку;

• «Смена места действия»;

• «Открытые сюжеты» - ребёнку предлагается сочинить концовку или пропущенный эпизод ранее незнакомой сказки;

• «Изменение сказочной развязки»;

• «Рассказчик-обманщик» - рассказчик излагает знакомую сказку, намеренно изменяя детали, слушатель исправляет;

• «Анализ ситуаций и ресурсов» - ребёнку предлагается «подсказать» сказочному персонажу, как он может действовать по-другому в проблемной сказочной ситуации;

6.«Салат из сказок» - создание новой сказки на основе приёма объединения. Объединять можно:

• Две-три целые сказки;

• Опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;

• Опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета».

Слайд 9. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал "входа в сказку" (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал "выхода из сказки". Таким образом, создается особая атмосфера "сказочного мира", настрой на работу с метафорой.

Восприятие "сказочного урока" сказки состоит из следующих этапов:

  • расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;

  • закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;

  • интеграция - соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;

  • резюмирование - подводим итог проведенной работе.

Слайды 10–11. Мой опыт применения сказкотерапии

Слайд 12. Литература

  • Вачков, И.В.Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку – М.: Просвещение, 1997

  • Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии / – СПб.: Речь, 2003

  • Игнатова, Е. Сказочно счастливо // Психология, 2011. № 6. С 56-57.

  • Криницына, А.В. Развитие отношения младших школьников к себе и миру средствами сказкотерапии // Педагогика искусства, 2010. № 2: www.art-education.ru/AE-magazine/

  • Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001, 2005

  • Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996

  • Чиркова, М.А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями// Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method