Пояснительная записка к методическому семинару
Слайд 1. Конкурсное задание «Методическая мастерская» выполнила учитель начальных классов МБОУ «Котельниковская школа» Боброва Анастасия Сергеевна
Слайд 2. Здравствуйте. Меня зовут Боброва Анастасия Сергеевна. Образование высшее. В 2014 году закончила Курский государственный университет, факультет педагогики и психологии (направление – начальное образование). В 2018 году я получила диплом магистра с отличием в Белгородском государственном национальном исследовательском университете на факультете дошкольного, специального и начального образования, изучала магистерскую программу «Внеурочная деятельность в начальной школе». С 2014 года на протяжении трёх лет я работала учителем начальных классов коррекционного класса VIII-го вида в МБОУ «Афанасьевская СОШ». C 2017 года работаю в МБОУ «Котельниковская школа». Стаж работы 7 лет.
Слайд 3. Тема моего выступления «Сказкотерапия в начальной школе».
Сказкотерапия — это направление практической психологии, метод, использующий сказку для решения задач в области воспитания, образования, коррекции поведения.
Слайд 4. Я заинтересовалась этой темой впервые, учась в КГУ. Анализируя учебники по литературному чтению различных авторов, я пришла к выводу, что приемы сказкотерапии на уроках литературного чтения в начальной школе используются мало и недостаточно. А работая в школе и на практике в университете заметила низкий уровень знания сказок у учащихся начальной школы. Всё это стало причиной изучения сказкотерапии в течение моего обучения, а затем внедрения её в образовательный процесс.
Слайд 5. К сказкам обращались многие известные психологи и психотерапевты: Э.Фромм, Э.Берн, Б.Беттельхейм, Р.Гарднер, А. Менегетти. В настоящее время отечественные психологи и педагоги: М.Осорина, Е.Лисина, Е.Петрова, Г.Азовцев, И.Вачков, Т.Д.Зинкевич - Евстегнеева, А.И.Константинова, Т.М.Грабенко, Д.Соколов, А.Гнездилов. Многие из них сами «разрабатывают» сказки для сказкотерапевтического процесса и предлагают варианты работы.
Слайд 6. Сказкотерапию можно и нужно использовать для решения следующих задач:
трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями);
чувство неполноценности, вызывающее агрессивное поведение как попытку доказать обратное;
страхи и тревоги по самым различным поводам;
проблемы, связанные со спецификой возраста (необходимость обходиться без мамы, быть самостоятельным; трудности в учебе; необходимость утвердить себя как самостоятельную личность).
Слайд 7. Применение сказкотерапии направлено на решение следующих целей:
формировать целостное, гармоничное и творческое отношение ребенка к самому себе и окружающему его миру;
активизировать его творческий потенциал;
способствовать усвоению знаний о мире и человеческих отношениях, накопленных предыдущими поколениями;
помочь найти свое истинное "я" и определить соответствующее отношение к миру;
нравственно воспитывать ребёнка.
Слайд 8. Вачков И. В. выделил 24 способа и приёма работы со сказкой. Вот некоторые из них:
Чтение и последующее обсуждение сказок.
Рассказывание сказки.
Характеристика героев с формулированием своего отношения.
Включение в сказку персонажа другой сказки.
Рисование иллюстраций к сказке.
Рассказывание сказки наоборот.
Суд над персонажем.
Создание сказки по имеющейся модели.
Инсценирование сказки.
В своей работе я активно использую все эти приёмы. Коротко представлю некоторые из них.
«Символизация» - анализ сказки и её воспроизведение по опорным моделям – карточкам (можно придумывать и новые сказки, варьируя последовательность сюжетной линии, добавляя героев, изменяя место действия);
«Карты Проппа» - работа по этапам:
• серия подготовительных игр (знакомство с картами);
• изготовление детьми собственных карт;
• подбор карт из имеющегося набора к знакомой сказке (под руководством педагога);
• воспроизведение сюжета знакомой сказки с помощью карт;
• коллективное сочинение собственной сказки на основе предложенного набора карт;
• работа с индивидуальным набором карт (самостоятельное сочинение новой сказки или модификация знакомого текста в соответствии с заданным набором карт; возможен подбор карт «вслепую»).
2.Бином фантазии (по Дж. Родари) – сочинение истории на основе приёма объединения («Рыба с балалайкой», «Шкаф и слон», «Слон в шкафу»);
3.Новое свойство - персонаж или предмет сказочного сюжета приобретает новые, несвойственные ему качества («железный котёнок», «стеклянный человечек» или «Какая история произошла бы, если бы Колобок был сделан из смолы? »)
4.Сказки наизнанку – создаются на основе приёма инверсии.
• «Свойства наоборот» - героям знакомой сказки приписываются прямо противоположные свойства (волк из «Красной шапочки» стал маленьким и добрым);
• «Всё наоборот» - сначала подбираются слова-рифмы, затем эти объекты «меняются» друг с другом признаками, свойствами и функциями (как у Б.Заходера в стих. «Кит и Кот») и другие.
5.Сказки в заданном ключе – модификация сюжетов знакомых сказок;
• «Введение в название сказки нового объекта» («Колобок и воздушный шарик»);
• «Я – герой сказки» - ребёнок «входит» как персонаж в знакомую сказку;
• «Смена места действия»;
• «Открытые сюжеты» - ребёнку предлагается сочинить концовку или пропущенный эпизод ранее незнакомой сказки;
• «Изменение сказочной развязки»;
• «Рассказчик-обманщик» - рассказчик излагает знакомую сказку, намеренно изменяя детали, слушатель исправляет;
• «Анализ ситуаций и ресурсов» - ребёнку предлагается «подсказать» сказочному персонажу, как он может действовать по-другому в проблемной сказочной ситуации;
6.«Салат из сказок» - создание новой сказки на основе приёма объединения. Объединять можно:
• Две-три целые сказки;
• Опорные элементы (несколько персонажей и предметов) из разных сказок;
• Опорные элементы из разных сказок с добавлением к ним одного нового «постороннего предмета».
Слайд 9. Структура сказкотерапевтического занятия содержит обязательный ритуал "входа в сказку" (настрой), основную часть, где используются приемы работы со сказкой, приемы и упражнения для развития вербального воображения ребенка, и ритуал "выхода из сказки". Таким образом, создается особая атмосфера "сказочного мира", настрой на работу с метафорой.
Восприятие "сказочного урока" сказки состоит из следующих этапов:
расширение - обогащение опыта ребенка через восприятие и проживание новой сказки, сказочной ситуации;
закрепление - осознание нравственного урока и проблемной темы сказки;
интеграция - соединение проблемной темы сказки с личным эмоциональным опытом ребенка, через направленную беседу и проговаривание;
резюмирование - подводим итог проведенной работе.
Слайды 10–11. Мой опыт применения сказкотерапии
Слайд 12. Литература
Вачков, И.В.Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку – М.: Просвещение, 1997
Грабенко, Т.М., Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по креативной терапии / – СПб.: Речь, 2003
Игнатова, Е. Сказочно счастливо // Психология, 2011. № 6. С 56-57.
Криницына, А.В. Развитие отношения младших школьников к себе и миру средствами сказкотерапии // Педагогика искусства, 2010. № 2: www.art-education.ru/AE-magazine/
Соколов, Д.Ю. Сказки и сказкотерапия. – М.: Эксмо-пресс, 2001, 2005
Фесюкова, Л.Б. Воспитание сказкой. – Харьков, 1996
Чиркова, М.А. Сказкотерапия как метод работы с жизненными сценариями// Современные проблемы прикладной психологии: Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Т.I. Ярославль, 2006: http://www.transactional-analysis.ru/script/170-method