Проект
«Задания для оценки читательской грамотности
учащихся 6 класса»
Выполнила учитель
русского языка и литературы
МБОУ «Новопоселёновская СОШ»
Курского района
Паршикова Светлана Алексеевна
Цель проекта – создание условий для повышения уровня читательской грамотности учащихся школы.
Обоснование актуальности
Актуальность выбранной темы проекта обусловлена тем, что в настоящее время выпускники школ должны обладать как определенным набором предметных знаний и умений, так и быть готовыми взаимодействовать с окружающим миром.
Читательская грамотность , под которой понимается способность обучающихся осмыслять тексты разного формата и содержания, способность использовать прочитанное в разных жизненных ситуациях, в том числе и для того, чтобы достичь своих целей, расширить знания и возможности, - это значимый результат образования.
Задачи проекта:
- изучить психолого–педагогическую литературу по теме проекта;
- способствовать формированию основ читательской грамотности, читательских и речевых умений;
- вычленить образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;
- апробировать образовательные приемы, которые направлены на формирование и развитие осознанного чтения;
- прививать любовь и интерес к чтению, стремление к самостоятельному чтению ;
Тексты
1.Текст М.Ильина об истории возникновения фонарей
2.Текст В.Солоухина «Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем тогда, когда его начинает не хватать».
3.Текст о былинах (интернет)
4. Текст « Правильное питание» (интернет)
Читательская грамотность. Находить и извлекать информацию
1. Почему Эдуарда Геминга называли гениальным изобретателем? Выберите один правильный ответ.
Через двадцать лет после Парижа был освещён Лондон. Один изобретательный человек по имени Эдуард Геминг взялся за небольшие деньги выставлять у каждой десятой двери фонарь. (Правда, фонари он выставлял не круглый год, а только зимой и только в безлунные ночи с шести до двенадцати часов. И всё-таки его предложение вызвало бурю восторга. Его называли гениальным изобретателем, говорили, что « открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день». (фрагмет из текста М. Ильина)
1) Превратил ночь в белый день.
2)Выставил у каждой десятой двери фонарь.
3)Ставил фонари только зимой.
Читательская грамотность. Интегрировать и интерпретировать информацию
1.Как вы понимаете смысл предложение 3? Обоснуйте свой ответ.
( 3)По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха ничего на земле ближе, чем трава. (4)Мы привыкли, что мир – зеленый. (5)Ходим, мнем, затаптываем в грязь, сдираем гусеницами и колесами, срезаем лопатами, соскабливаем ножами бульдозеров, наглухо захлопываем бетонными плитами, заливаем горячим асфальтом, заваливаем железным, цементным, пластмассовым, кирпичным, бумажным, тряпичным хламом .
2.Как можно озаглавить текст? Запишите ответ
3. Определите и запишите лексическое значение слова «соскабливаем» в предложении 5.
Читательская грамотность. Осмысливать и оценивать содержание и форму текста
Обозначьте соответствие между понятием и определением.
1.Былина
2.Русские богатыри
А. Соловей Разбойник, Идолище, Змей Горыныч, Калин-царь.
Б. Произведение устной поэзии о богатырях, об исторических событиях Древней Руси.
3.Враги земли русской
4.Строение былины (композиция)
В. Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович, Святогор.
Г. «Красно солнышко», «поганый, безбожный», «могучий, сильный», «древний, славный».
5. Былинные эпитеты
Д. Зачин (время и место действия), основная часть (рассказ о подвиге богатыря), концовка
Читательская грамотность. Использовать информацию из текста
1. Перед вами таблица продуктов. Какие продукты вы бы посоветовали человеку, занимающемуся спортом? Запишите свой ответ.