141
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ДАННЫХ В ТАБЛИЧНОЙ ФОРМЕ
ПОНЯТЬ
Расписание движения поездов, сведения о сотрудниках предприятия, статистические данные о демографической сиуации с стране - данные подобного рода чаще всего представляются в табличной форме. Процесс обучения в школе тоже часто отображается в табличных моделях. Это и расписание уроков, и классный журнал, и аттестат о среднем образовании.
ПРИМЕР
Посмотрите на страничку классного журнала.
Таблица 2.4.1
Страница классного журнала (фрагмент)
ИНФОРМАТИКА |
№ | ФИО | Апрель | Май |
| | 5 | 12 | 19 | 26 | 3 | 10 |
1 | Альтов Г. | 4 | | 5 | | 4 | |
2 | Беседова Ф. | | | 4 | 3 | | |
3 | Веселов А. | | 5 | 4 | | 5 | 5 |
Информационной моделью какого объекта (процесса) является эта таблица? Какие сведения можно из нее извлечь? О чем, например, говорит цифра “5” в нижней правой ячейке таблицы?
Итак, в таблице отражаются результаты контроля знаний учащихся и успешность процесса обучения. Цифра “5” в нижней правой ячейке имеет отношение к ученику по фамилии Веселов, предмету информатике, месяцу маю, 10 дню этого месяца и году, который указан на обложке журнала. Таким образом, оценка в классном журнале устанавливает отношение между тремя объектами: учеником, учебным предметом, датой.
Анализ таблицы позволит узнать успешность обучения каждого ученика, определить, сколько в классе отличников и “двоечников”, оценить сложность предложенной учащимся контрольной работы; поможет учителю выработать меры педагогического воздействия.
Классный журнал можно рассматривать как формализованную, динамическую, вероятностную информационную модель “поведения” процесса обучения в данном классе.
Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа “объект-объект”. Причем, объекты относятся как правило к разным классам (множествам).
В примере 1 таким свойством является успеваемость, объектами - конкретные ученики (множество учеников), учебный предмет (множество школьных дисциплин), даты (год, месяц, день; множество дат).
Есть таблицы другого вида, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству. Такие таблицы называются таблицами вида “объект-свойство”.
ПРИМЕР
Таблиица 2.4.2
Результаты медицинского наблюдения класса (фрагмент)
№ | ФИО ученика | Дата рождения | Рост (см) | Вес (кг) | Жизненная емкость легких (см3) | Острота зрения |
1 | Альтов Г. | 12.12.1988 | 165 | 62 | 3,3 | 1 |
2 | Беседова Ф. | 01.03.1989 | 168 | 55 | 3,2 | 0.9 |
3 | Веселов А. | 10.10.1988 | 172 | 59 | 3,4 | 1 |
Данную таблицу можно рассматривать как информационную модель состояния физического развития учащихся класса.
Объектами, информация о которых отражена в таблице, являются ученики, каждый из которых характеризуется конкретными значениями перечисленных в верхней строке таблицы свойств - параметров физического развития.
Подумайте, для чего необходимо составление таких таблиц и какую информацию можно получить, анализируя приведенные в них данные.
Комбинирование нескольких таблиц вида “объект-объект” и “объект-свойство” в одной таблице позволяет построить таблицы более сложного вида.
Существуют определенные правила оформления таблиц, в соответствии с которыми каждая таблица характеризуется:
- названием (а если их несколько то еще и номером),
- количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов),
- количеством строк и их названиями (заголовками строк),
- содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов.
В соответствии с этим, основными элементами таблицы являются:
записи - строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту;
поля - столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа;
реквизиты - конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов.
Иногда заголовки строк и столбцов могут оказаться многоуровневыми. В этом случае уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк - ступенями.
ПРИМЕР
Таблица 2.4.3
Выпуск продукции на кондитерской фабрике (тонн)
Наименование | Год | Заголовки |
 изделия | 1997 | 1998 | 1999 | 2000 | 1-го яруса |
Шоколад | план | | | | | Заголовки |
| фактически | | | | | 2-го яруса |
Карамель | план | | | | | |
  | фактически | | | | | |
Заголовки 1-й ступени | Заголовки 2-й ступени | | | | | |
Таблицы - удобная для анализа и обработки, наглядная и привычная форма представления информации. Именно поэтому большинство автоматизированных баз данных именно табличного или реляционного(от англ. relation - отношение) типа.
Этапы построения таблицы (приведения информации к табличной форме) разберем на следующем примере.
ПРИМЕР
Переведем словесное описание характеристик нескольких регионов Российской Федерации, взятое из географического энциклопедического словаря, в табличную форму.
Ростовская область. Пл. 100,8 т.км2. Нас. 4290 т.ч. (1987; в Ростове-на-Дону 1004 т.ч.), гор. 72%. 42 адм. р-на, 22 города, 37 пгт (1987). Центр -Ростов-на-Дону. Ср.темп-ры января от -9оС до -5оС, июля 22 - 24оС. Осадков 400-650 мм в год.
Московская область. Пл. 47 т.км2. Нас. 6581 т.ч. (1987; с Москвой 15396 т.ч.); гор. 79% (с учетом нас. Москвы 91%). 39 адм. р-нов, 71 город, 109 пгт (1987). Центр - Москва. Ср. темп-ры января -10оС, июля 17о. Осадков 450-650 мм в год.
Тамбовская область. Пл. 34,3 т.км2. Нас. 1309 т.ч. (1987; в Тамбове 305 т.ч.), гор. 56%. 23 адм. р-на, 8 городов, 13 пгт (1987). Центр - Тамбов. Ср.темп-ры января -11оС, июля 20оС. Осадков 500 мм в год.
Воронежская область. Пл. 52,4 т.км2. Нас. 2459 т.ч. (1987; в Воронеже 872 т.ч.), гор. 60%. 32 адм. р-на, 14 городов, 23 пгт (1987). Центр - Воронеж. Ср.темп-ры января --9оС, июля 20оС. Осадков 500 мм в год.
Ленинградская область. Пл. 85,9 т.км2. Нас. 1655 т.ч. (1987; с Санкт-Петербургом 6603 т.ч.), гор. 66%. 17 адм. р-на, 26 города, 41 пгт (1987). Центр - Санкт-Петербург. Ср.темп-ры января -7оС, июля 15оС. Осадков 850 мм в год.
Хабаровский край. Пл. 824,6 т.км2. Нас. 1794 т.ч. (1987; в Хабаровске 591 т.ч.), гор. 79%. 22 адм. р-на, 9 города, 43 пгт (1987). Центр - Хабаровск. Ср.темп-ры января от -16оС до -40оС, июля 11 - 21оС. Осадков 500-900 мм в год.
Приведенные данные являются характеристиками регионов Российской Федерации, такими как: название, площадь, население, административное деление, климатические условия. Эти характеристики сделаем названиями столбцов первого яруса. В свою очередь, “население” раскрывается через такие параметры, как общее население, население центрального города, процент городского населения; “административное деление” включает в себя количество административных районов, количество городов и поселков городского типа, название областного (краевого) центра; “климатические условия” описываются такими свойствами, как средние температуры января и июля и среднегодовым количеством осадков. Перечисленные характеристики сделаем заголовками столбцов второго яруса. Всего столбцов в таблице будет 12. Кроме строк заголовка в таблице содержит еще 6 строк для описания шести субъектов федерации. В качестве заголовков строк лучше всего использовать названия регионов. Разместить записи можно в разном порядке, например, в порядке убывания общего количества жителей (первой будет Московская область, последней - Тамбовская) или занимаемой площади (первым будет Красноярский край, последней Тамбовская область), но лучше использовать алфавитный порядок.
Таблица 2.4.4.
Характеристики регионов Российской Федерации
Название | Пло- | Население (1987 год) | Администр. деление (1987 год) | Климат |
субъекта федерации | щадь т. км2 | всего т.ч. | в обл. центре т.ч. | % гор. нас. | центр | районов | городов | пгт | темп. янв. | темп. июль | осад-ки (мм в год) |
Воронежс-кая обл | 52,4 | 2459 | 872 | 60% | Воронеж | 32 | 14 | 23 | -9О | +20О | 500 |
Ленинградская область | 85,9 | 6603 | 4948 | 66% | Санкт-Петербург | 17 | 26 | 41 | -7О | +15О | 850 |
Московс-кая область | 47 | 15396 | 8815 | 79% (91%). | Москва | 39 | 71 | 109 | -10О | +17О | 450-650 |
Ростовская область | 100,8 | 4290 | 1004 | 72% | Ростов-на-Дону | 42 | 22 | 37 | -9О -5О | +22 +24О | 400-650 |
Тамбовская область | 34,3 | 1309 | 305 | 56% | Тамбов | 23 | 8 | 13 | -11О | +20О | 500 |
Хабаров-ский край | 824,6 | 1794 | 591 | 79% | Хабаровск | 22 | 9 | 43 | -16О -40О | +11О +21О | 500 -900 |
ЗАМЕЧАНИЕ. Если объектов в таблице много, то размещать их можно, конечно, как угодно, но чтобы содержащиеся в ней данные было удобно анализировать и обрабатывать, располагать объекты лучше в некотором порядке, например, в алфавитном или по возрастанию даты и т.п.
Таблицы, рассмотренные в предыдущих примерах, было несложно построить и заполнить. Но иногда их разработка требует не только времени, но и определенных навыков и даже некоторого искусства.
ПРИМЕР
Рассмотрим основные подходы к составлению школьного расписания. Заметим, что расписание занятий, предназначенное для учеников, будет несколько отличаться от расписания тех же занятий, предназначенного для учителей. Так и должно быть, ведь цели моделирования различны. Как же строится таблица “ученического” расписания?
Итак, задача - организовать учебный процесс так, чтобы выполнить учебный план и не нарушить законов о труде учителя; объектом моделирования является организация учебного процесса; субъектом моделирования - завуч; цель моделирования - определить для каждого класса порядок проведения занятий на каждый день недели и представить его в наглядной форме.
Существенные свойства:
перечень классов в школе и список учителей;
для каждого класса - перечень учебных дисциплин, фамилии ведущих их учителей и количество отводимых на них часов в неделю (таблица 2.4.5);
для каждого учителя - перечень классов, название учебной дисциплины, количество часов в неделю (таблица 2.4.6);
перечень учебных кабинетов и их назначение;
количество и время проведения уроков и перемен в течение дня.
Таблица 2.4.5 (фрагмент) Таблица 2.4.6(фрагмент)
Кл. | Предмет | Часов | Учитель | | Учитель | Предмет | Кл. | Час. |
11а | Литература | 4 | Иванов В.В. | | Летова А.Р. | Информ. | 11а | 2 |
| Алгебра | 6 | Деева Г.П. | | | Информ. | 11б | 2 |
| Информатика | 2 | Летова А.Р. | | | Логика | 9к | 1 |
| Физика | 3 | Петров С.А. | | | Информ. | 9к | 2 |
Заметим, что все эти списки и перечни предварительно надо было составить и они тоже являются информационными моделями табличной формы.
Задайте вопрос завучу, как он составляет школьное расписание, и вы узнаете интересные методы формализации при построении моделей табличной формы. Вероятнее всего вы услышите, что составить расписание - дело очень сложное, потому что следует учесть много дополнительных факторов: пожелания учителей и учеников, требования гигиены умственного труда, санитарные требования и пр. Расписание в процессе составления неоднократно изменяется, уточняется, проверяется на непротиворечивость. Например, необходимо постоянно следить, чтобы у одного учителя не было занятий одновременно в двух классах, чтобы у разных классов не было занятий в одном и том же кабинете на одном и том же уроке, чтобы у учащихся не было “пустых окон” и пр. То есть привычное вам расписание - результат довольно сложного процесса информационного моделирования. Поэтому компьютерные программы составления расписания, позволяющие автоматизировать этот процесс, могут значительно облегчить труд завуча.
Расписание занятий относится к таблицам сложного вида, где объектами выступают: день недели, номер смены, номер урока, школьная параллель (первые классы, вторые классы и т.д.); номер класса (1а, 1б и т.д.); свойствами являются: название предмета, номер кабинета.
ЗНАТЬ
Таблицы - удобная для анализа и обработки и наглядная форма представления информации.
Таблицы, в которых отражается одно свойство, характеризующее два или более объектов, называются таблицами типа “объект-объект”.
Таблицы, в которых отражаются несколько свойств объекта, а все объекты принадлежат к одному множеству, называются таблицами вида “объект-свойство”.
Комбинирование в одной таблице нескольких таблиц вида “объект-объект” и “объект-свойство” позволяет построить таблицы более сложного вида, например, “объекты-свойства-объекты”.
Таблица характеризуется:
- названием (а если их несколько то еще и номером),
- количеством столбцов и их названиями (заголовками столбцов),
- количеством строк и их названиями (заголовками строк),
- содержимым ячеек, находящихся на пересечении строк и столбцов.
В случае многоуровневых заголовков строк и столбцов уровни заголовков столбцов называются ярусами, уровни заголовков строк - ступенями.
Основными элементами таблицы являются:
записи - строки таблицы, которые могут содержать данные разного типа, но относящиеся чаще всего к одному объекту;
поля - столбцы таблицы, содержащие, как правило, данные одного типа;
реквизиты - конкретные значения, находящиеся в ячейках таблицы на пересечении строк и столбцов.
Этапы приведения к табличному виду:
проанализировать информацию и выделить объекты, о которых идет речь;
выделить свойства объктов и/или отношения между ними;
определить, можно ли объекты объединить в некоторые подмножества, и в зависимости от этого определить, сколько уровней и ступеней будет в заголовках;
определить общее количество столбцов и порядок их расположения;
определить наименование столбцов и тип данных, которые там будут распологаться;
выбрать порядок размещения строк и озаглавить каждую строку таблицы;
построчно (или по столбцам) занести в ячейки таблицы реквизиты - данные.
УМЕТЬ
ЗАДАНИЕ 1
Если вы знакомы с каким-либо текстовым редактором, определите, какие возможности по созданию и редактированию таблиц он предоставляет пользователю. Для этого ответьте на следующие вопросы:
Таблицу можно создать с помощью псевдографики, с помощью самостоятельной прорисовки линий, автоматически с помощью соответствующих разделов меню редактора?
Как можно задать вид таблицы, число столбцов и строк в ней?
Можно ли добавить (удалить) строки и столбцы в таблицу? Как это сделать?
Можно ли изменить ширину столбцов и строк таблицы и как это сделать?
Можно ли объединить несколько ячеек в одну или разбить ячейку на две и более ячеек? Как это сделать?
Можно ли создать таблицы с многоуровневыми заголовками строк и столбцов? Как это сделать?
Есть ли мастер шаблонов таблицы?
Есть ли в меню режим автоформатирования таблицы? Что он в себя включает?
Возможна ли автоматическая сортировка данных таблицы?
Возможно ли автоматическое вычисление суммы элементов таблицы, их среднего значения, подсчет процентов и пр.?
ЗАДАНИЕ 2
Если вы работаете с текстовым процессором или редакционно-издательской системой, то определите, какие пункты ниспадающего меню для работы с таблицами включает в себя пользовательский интерфейс, какие пиктограмы и “горячие клавиши” им соответствуют.
РЕКОМЕНДАЦИЯ: все остальные задания параграфа можно выполнять в текстовом редакторе, если он имеет развитые средства работы с таблицами.
ЗАДАНИЕ 3
С какой целью строиться информационная модель “Расписание движения поездов”? (см. таблицу 2.4.6). По какому принципу упорядочены записи в таблице? Попробуйте придумать другую форму представления той же информации, более наглядную и удобную для пассажиров железнодорожного транспорта.
Таблица 2.4.6
Расписание движения поездов по станции Тамбов
№ | Маршрут движения | Время прибытия | Время отправления | Дни следованиия |
51 | Москва-Саратов | 0 ч 50 мин | 1 ч 10 мин | ежедневно |
134 | С.-Петербург - Берлин | 2 ч 10 мин | 2 ч 20 мин | пн., чт. |
| . . . | | | |
32 | Москва - Тамбов | 8 ч 05 мин | | ежедневно |
| . . . | | | |
171 | Новосибирск - Москва | 23 ч 30 мин | 23 ч 45 мин | по четным числам |
ЗАДАНИЕ 4
Чем таблица расписания занятий, предназначенная для преподавателей, будет отличаться от привычного вам расписания учебных занятий. Попробуйте определить структуру этой таблицы (кол-во столбцов и их наименование, возможные реквизиты и т.п.).
ЗАДАНИЕ 5
Как вы знаете, в результате смешивания красок моно получить разные оттенки цветов. Информация о результатах смешивания красного, желтого и синего цветов приведена в таблице 2.4.7 Как ту же информацию отобразить в таблице другого вида? К какому виду можно отнести эти таблицы - “объект-свойство” или “объект-объект”?
Таблица 2.4.7
Результаты смешивания красок
| Красный | Желтый | Синий |
Красный | + | | |
Оранжевый | + | + | |
Желтый | | + | |
Зеленый | | + | + |
Синий | | | + |
Фиолетовый | + | | + |
Таблица 2.4.8
Результаты смешивания красок
| Красный | Желтый | Синий |
Красный | | | |
Желтый | | | |
Синий | | | |
ОТВЕТ Таблицы вида “объект - объект”
| Красный | Желтый | Синий |
Красный | Красный | Оранжевый | Фиолетовый |
Желтый | Оранжевый | Желтый | Зеленый |
Синий | Фиолетовый | Зеленый | Синий |
ЗАДАНИЕ 6
Для пассажиров пригородного автобуса разработана следующая таблица.
Таблица 2.4.9
Стоимость проезда
| Мухановка | Борщевка | Федоровка | Липовица | Коноплиновка | Серебряки |
Мухановка | - | 5р 20к | 7р 50к | 9р | 12р 50к | 15р |
Борщевка | | - | 2р 80к | 4р 30к | 7р 80к | 10р 30к |
Федоровка | | | - | 2р | 5р 50к | 8р |
Липовица | | | | - | 4р | 6р 50к |
Коноплиновка | | | | | - | 3р |
Серебряки | | | | | | - |
1). Какова стоимость проезда от Федоровки до Коноплиновки?
2). Какое расстояние больше: от Борщевки до Коноплиновки или от Серебряков до Федоровки?
3) Что дешевле: доехать от Липовицы до Мухановки или от Федоровки до Серебряков?
4) Какова стоимость посадки в автобус?
ОТВЕТЫ
1) 5р 50к
2) от Серебряков до Федоровки
3) от Федоровки до Серебряков
4) 50 копеек. Это определяется, например, так: разница между стоимостью проезда от Мухановки до Федоровки и от Мухановки до Липовицы составляет 1,5 рубля (9р - 7р 50к = 1р 50к). Стоимость же проезда от Федоровки до Липовицы - 2 рубля. Следовательно, стоимость посадки 50 копеек.
ЗАДАНИЕ 7
Представьте в табличном виде информацию о всех остановках, которые есть на пути от вашего населенного пункта до того, где проживают ваши друзья или родственники: расстояние, время в пути, стоимость проезда до каждой остановки. Проанализируйте таблицу. Какую дополнительную информацию вы можете из нее извлечь?
ЗАДАНИЕ 8
Представьте в табличном виде такие сведения о ваших друзях, как:
- на каком музыкальном инструменте играет;
- любимое классическое произведение;
- любимая эстрадная группа;
- любимая певица (певец);
- любимый жанр;
- любимый писатель (поэт);
- сочиняет ли сам стихи (пишет ли прозу).
Какого вида будет эта таблица: “объект-свойства” или “объект-объект”; с заголовками простого типа или сложного?
ЗАДАНИЕ 9
Дана таблица стоимости перевозки единицы продукции и количества перевезенной продукции (хлебо-булочных изделий) от хлебзаводов к магазинам. Определите с ее помощью общую (суммарную) стоимость перевозки.
Таблица 2.4.10
Объем и стоимость перевозки хлебо-булочных изделий
| Магазин № 1 | Магазин № 2 | Магазин № 3 | Магазин № 4 |
| 5 руб/кг | | 5 руб/кг | | 2 руб/кг | | 8 руб/кг | |
Х/завод № 1 | | 40 кг | | 150 кг | | 280 кг | | 100 кг |
| 4 руб/кг | | 6 руб/кг | | 7 руб/кг | | 5 руб/кг | |
Х/завод № 2 | | 80 кг | | 100 кг | | 0 кг | | 150 кг |
| 3 руб/кг | | 4 руб/кг | | 6 руб/кг | | 4 руб/кг | |
Х/завод № 3 | | 160 кг | | 220 кг | | 130 кг | | 200 кг |
Можно ли эту информацию представить в более компактном, наглядном и удобном для расчетов виде?
Попробуйте создать такую таблицу в текстовом редакторе или в электронной таблице?