Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Перед государством, дошкольным учреждением и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен и труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, настойчиво продвигаться к назначенной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности необходимо решить следующие задачи:
- создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента;
- развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы;
- создание предпосылок формирования у дошкольников практических и умственных действий.
Можно выделить три направления опытно – экспериментальной деятельности:
- Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно – климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
- Неживая природа (воздух, почва, вода, звук, свет).
- Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения
|
Приемы
|
Навыки исследовательской деятельности
|
Мотивация деятельности
|
- создание развивающей среды;
- проблемные ситуации;
|
Устойчивый интерес
|
- интрига и сюрпризные моменты
|
1
этап
|
Педагог ставит проблему и начинает её решение,
дети самостоятельно осуществляют решение проблемы
|
- наводящие вопросы;
- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действий;
|
Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога
|
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве
|
Самостоятельное планирование, реализация эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, графическое фиксирование результатов
|
2
этап
|
Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент
|
- проблемные вопросы;
-пополнение уголка новыми материалами и предметами;
|
- приёмы межличностного общения и сотрудничества
|
Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия
|
- работа воспитателя по указанию целей;
- допущение неточности в действиях воспитателя;
|
3
этап
|
Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно
|
- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;
|
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений
|
Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников» включает в себя:
- экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
- познавательное занятие с элементами экспериментирования;
- демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
- долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия могут быть реализованы как в рамках примерной программы «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Экспериментирование может быть трех видов:
- Специально организованное обучение
- Совместная деятельность педагога с детьми
- Самостоятельная деятельность детей
Важно помнить, что занятие является игровой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Для реализации всего объема работы необходимо создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе должны быть оборудованы уголки: «Юный эколог» и «Мы – исследователи», где представлены различные материалы для исследования:
- Приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.
При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:
- Безопасность для жизни и здоровья детей;
- Достаточность;
- Доступность расположения.
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
- ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ;
- ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ);
- ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ (ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ);
- ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ (СБОР ДАННЫХ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИЯХ);
- АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПОДТВЕРДИЛОСЬ- ПОДТВЕРДИЛОСЬ).
При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:
- безопасность для жизни и здоровья детей;
- достаточность;
- доступность расположения
Классификация способов фиксации наблюдений:
- календарь погоды
- календарь природы
- дневник наблюдений
- картинки, фотографии, зарисовки
- натуральные объекты
- планы-схемы
- рисунки-прогнозы
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные способности, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.
Жизнь во всех её проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных. привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению многих задач. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Пробудить интерес к самому себе, окружающему миру.
Свое выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.
Просмотр содержимого документа
«Прежде чем давать знания, надо научить»
МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 56
КОНСУЛЬТАЦИЯ
ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ
«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»
ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА
ВОСПИТАТЕЛЬ
Гревцова Г.Ю.
г. Майкоп – 2016 г.
Прежде чем давать знания, надо научить
думать, воспринимать, наблюдать.
В. Сухомлинский
На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Перед государством, дошкольным учреждением и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен и труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, настойчиво продвигаться к назначенной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.
Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.
В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности необходимо решить следующие задачи:
создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента;
развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы;
создание предпосылок формирования у дошкольников практических и умственных действий.
Можно выделить три направления опытно – экспериментальной деятельности:
Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно – климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
Неживая природа (воздух, почва, вода, звук, свет).
Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).
Модель обучения детей организации экспериментирования
Этапы обучения | Приемы | Навыки исследовательской деятельности |
Мотивация деятельности | - создание развивающей среды; - проблемные ситуации; | Устойчивый интерес |
- интрига и сюрпризные моменты |
1 этап | Педагог ставит проблему и начинает её решение, дети самостоятельно осуществляют решение проблемы | - наводящие вопросы; - уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действий; | Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога |
- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве | Самостоятельное планирование, реализация эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, графическое фиксирование результатов |
2 этап | Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент | - проблемные вопросы; -пополнение уголка новыми материалами и предметами; |
- приёмы межличностного общения и сотрудничества | Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия |
- работа воспитателя по указанию целей; - допущение неточности в действиях воспитателя; |
3 этап | Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно | - изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента; |
- разработка совместно с детьми условных графических обозначений |
Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников» включает в себя:
экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
познавательное занятие с элементами экспериментирования;
демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
долгосрочные наблюдения-эксперименты.
Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия могут быть реализованы как в рамках примерной программы «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.
Экспериментирование может быть трех видов:
Специально организованное обучение
Совместная деятельность педагога с детьми
Самостоятельная деятельность детей
Важно помнить, что занятие является игровой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)
Для реализации всего объема работы необходимо создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп.
Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе должны быть оборудованы уголки: «Юный эколог» и «Мы – исследователи», где представлены различные материалы для исследования:
Приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;
Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
Технические материалы: гайки, скрепки, болты;
Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;
Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.
При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:
СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ
ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ;
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ);
ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ (ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ);
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ (СБОР ДАННЫХ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИЯХ);
АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПОДТВЕРДИЛОСЬ- ПОДТВЕРДИЛОСЬ).
При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:
Классификация способов фиксации наблюдений:
В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные способности, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.
Жизнь во всех её проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных. привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению многих задач. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Пробудить интерес к самому себе, окружающему миру.
Свое выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.