СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Прежде чем давать знания, надо научить

Нажмите, чтобы узнать подробности

    Прежде чем давать знания, надо научить

                                                думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

           На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Перед государством, дошкольным учреждением и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен и труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, настойчиво продвигаться к назначенной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.

     Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

               В процессе  организации опытно – экспериментальной деятельности необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента;
  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы;
  • создание предпосылок формирования у дошкольников практических и умственных действий.

Можно выделить три направления опытно – экспериментальной деятельности:

 

  • Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно – климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).
  • Неживая природа (воздух, почва, вода, звук, свет).
  • Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).

 

Модель обучения детей организации экспериментирования

 

Этапы обучения

Приемы

Навыки  исследовательской деятельности

 

 

Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;

 

 

Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты

 

1

 

этап

 

 

Педагог ставит проблему и начинает её решение,

дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действий;

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве

 

Самостоятельное планирование, реализация эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, графическое фиксирование результатов

 

 

2

 

этап

 

 

Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент

- проблемные вопросы;

-пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приёмы межличностного общения и сотрудничества

 

 

 

 

Самостоятельная организация  детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

- работа  воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3

 

этап

Постановка проблемы, отыскивание метода  и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений

 

             Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников» включает в себя:

  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;
  • познавательное занятие с элементами экспериментирования;
  • демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;
  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.

             Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия могут быть реализованы как в рамках примерной программы «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

             Экспериментирование может быть трех видов:

  • Специально организованное  обучение
  • Совместная деятельность педагога с детьми
  • Самостоятельная деятельность детей

              Важно помнить, что занятие является игровой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

         Для реализации всего объема работы необходимо создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп.

         Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе должны быть оборудованы уголки: «Юный эколог» и «Мы – исследователи», где представлены различные материалы для исследования:

  • Приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;
  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);
  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;
  •  Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;
  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты;
  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;
  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);
  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;
  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.

             При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;
  • Достаточность;
  • Доступность расположения.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  • ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ;
  • ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ);
  • ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ (ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ);
  • ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ (СБОР ДАННЫХ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИЯХ);
  • АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПОДТВЕРДИЛОСЬ- ПОДТВЕРДИЛОСЬ).

          При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;
  • достаточность;
  • доступность расположения

Классификация способов фиксации наблюдений:

  • календарь погоды
  • календарь природы
  • дневник наблюдений
  • картинки, фотографии, зарисовки
  • натуральные объекты
  • планы-схемы
  • рисунки-прогнозы

            В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные способности, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

           Жизнь во всех её проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных. привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению многих задач. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Пробудить интерес к самому себе, окружающему миру.

            Свое выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.

 

 

 

 

Просмотр содержимого документа
«Прежде чем давать знания, надо научить»

МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида» № 56











КОНСУЛЬТАЦИЯ

ДЛЯ МОЛОДЫХ ПЕДАГОГОВ

«Опытно – экспериментальная деятельность в ДОУ»








ПОДГОТОВИЛА И ПРОВЕЛА

ВОСПИТАТЕЛЬ

Гревцова Г.Ю.









г. Майкоп – 2016 г.



Прежде чем давать знания, надо научить

думать, воспринимать, наблюдать.

В. Сухомлинский

На протяжении всего дошкольного детства, наряду с игровой деятельностью, огромное значение в развитии личности ребенка, в процессах социализации имеет познавательная деятельность, которая нами понимается не только как поиск знаний, приобретение знаний самостоятельно или под тактичным руководством взрослого, осуществляемого в процессе гуманистического взаимодействия, сотрудничества, сотворчества. Перед государством, дошкольным учреждением и родителями встает задача: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и думающим, инициативным, способным на творческий подход к любому делу. Именно на это указывается в законе РФ «Об образовании». Активная жизненная позиция может иметь основание, если человек мыслит творчески, если видит возможность для совершенствования. Путь становления творческой личности сложен и труден. Но эти большие трудности могут дать и большие радости: радость преодоления, радость открытия, радость творчества. Любая деятельность протекает более эффективно и дает качественные результаты, если у личности имеются мотивы, яркие, глубокие, вызывающие желание действовать активно, с полной отдачей сил, настойчиво продвигаться к назначенной цели. Одним из таких видов деятельности является экспериментирование.

Опытно – экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, создавать творческую личность.

В процессе организации опытно – экспериментальной деятельности необходимо решить следующие задачи:

  • создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента;

  • развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать, развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования, установление причинно- следственной зависимости, умение делать выводы;

  • создание предпосылок формирования у дошкольников практических и умственных действий.

Можно выделить три направления опытно – экспериментальной деятельности:

  • Живая природа (характерные особенности сезонов разных природно – климатических зон, многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде).

  • Неживая природа (воздух, почва, вода, звук, свет).

  • Человек (функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства).


Модель обучения детей организации экспериментирования


Этапы обучения

Приемы

Навыки исследовательской деятельности



Мотивация деятельности

- создание развивающей среды;

- проблемные ситуации;



Устойчивый интерес

- интрига и сюрпризные моменты


1


этап



Педагог ставит проблему и начинает её решение,

дети самостоятельно осуществляют решение проблемы

- наводящие вопросы;

- уважительное отношение к любым высказываниям ребенка, его действий;

Планирование, выбор средств, реализация и формулирование выводов эксперимента при поддержке педагога

- предоставление свободы выбора, действий и перемещения в пространстве


Самостоятельное планирование, реализация эксперимента, формирование цели и простейших гипотез с помощью педагога, графическое фиксирование результатов



2


этап



Педагог ставит проблему, дети самостоятельно находят её решение и осуществляют эксперимент

- проблемные вопросы;

-пополнение уголка новыми материалами и предметами;

- приёмы межличностного общения и сотрудничества





Самостоятельная организация детьми исследовательской деятельности; фиксирование результатов, формулирование выводов и рефлексия

- работа воспитателя по указанию целей;

- допущение неточности в действиях воспитателя;

3


этап

Постановка проблемы, отыскивание метода и разработка самого решения осуществляются самостоятельно

- изготовление карточек с символическим изображением темы эксперимента;

- разработка совместно с детьми условных графических обозначений



Перспективное планирование занятий по теме: «Опытно – экспериментальная деятельность дошкольников» включает в себя:

  • экспериментальную деятельность, организованную педагогом;

  • познавательное занятие с элементами экспериментирования;

  • демонстрационные опыты, реализуемые педагогом совместно с детьми;

  • долгосрочные наблюдения-эксперименты.

Перспективное планирование рассчитано на все возраста дошкольного периода, занятия могут быть реализованы как в рамках примерной программы «От рождения до школы», так и в совместной деятельности воспитателя и детей, игровой и проектной деятельности.

Экспериментирование может быть трех видов:

  • Специально организованное обучение

  • Совместная деятельность педагога с детьми

  • Самостоятельная деятельность детей

Важно помнить, что занятие является игровой формой работы исследовательской деятельности, позволяющей систематизировать представления детей. Проблемные ситуации, эвристические задачи, экспериментирование могут быть также частью любого занятия с детьми (по математике, развитию речи, ознакомлению с окружающим, конструированию и т.д.) ориентированного на разные виды деятельности (музыкальной, изобразительной, естественнонаучной и др.)

Для реализации всего объема работы необходимо создать предметно – развивающую среду, обеспечивающую возможность, проведения опытов, наблюдений, экспериментов всеми воспитанниками групп.

Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности, помимо традиционных уголков природы в группе должны быть оборудованы уголки: «Юный эколог» и «Мы – исследователи», где представлены различные материалы для исследования:

  • Приборы – помощники: лупы, весы, песочные часы, компас, магниты;

  • Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл, керамика);

  • Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, шишки, перья, мох, листья;

  • Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, пробки;

  • Технические материалы: гайки, скрепки, болты;

  • Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная;

  • Красители: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски);

  • Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши;

  • Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, сито.

При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:

  • Безопасность для жизни и здоровья детей;

  • Достаточность;

  • Доступность расположения.

СТРУКТУРА ДЕТСКОГО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЯ

  • ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ. КОТОРУЮ НЕОБХОДИМО РАЗРЕШИТЬ;

  • ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ (ЧТО НУЖНО СДЕЛАТЬ ДЛЯ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМ);

  • ВЫДВИЖЕНИЕ ГИПОТЕЗ (ПОИСК ВОЗМОЖНЫХ ПУТЕЙ РЕШЕНИЯ);

  • ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ (СБОР ДАННЫХ, РЕАЛИЗАЦИЯ В ДЕЙСТВИЯХ);

  • АНАЛИЗ ПОЛУЧЕННОГО РЕЗУЛЬТАТА (ПОДТВЕРДИЛОСЬ- ПОДТВЕРДИЛОСЬ).

При оборудовании уголка экспериментирования нужно учесть следующие требования:

  • безопасность для жизни и здоровья детей;

  • достаточность;

  • доступность расположения

Классификация способов фиксации наблюдений:

  • календарь погоды

  • календарь природы

  • дневник наблюдений

  • картинки, фотографии, зарисовки

  • натуральные объекты

  • планы-схемы

  • рисунки-прогнозы

В процессе экспериментирования у детей формируются не только интеллектуальные способности, но и развиваются умения работать в коллективе и самостоятельно, отстаивать собственную точку зрения, доказывать её правоту, делать элементарные выводы.

Жизнь во всех её проявлениях становится все разнообразнее и сложнее. Она, чем дальше, тем больше требует от человека не шаблонных. привычных действий, а подвижности мышления, быстрой ориентировки, творческого подхода к решению многих задач. Наши дети взрослеют очень быстро, но самостоятельно и плодотворно жить они смогут, если мы сегодня поможем развиться их способностям и талантам. Пробудить интерес к самому себе, окружающему миру.

Свое выступление хочу закончить словами В.А. Сухомлинского: "Оставляйте всегда что-то недосказанное, чтобы ребенку захотелось еще и еще раз возвратиться к тому, что он узнал". Только через действие ребенок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нем.