Психологическая характеристика и особенности межличностных взаимоотношений детей
Конфликт
— особое взаимодействие индивидов, групп, объединений, которое возникает при их несовместимых взглядах, позициях и интересах. Конфликт обладает как деструктивными, так и конструктивными функциями.
Виды конфликтов
Внутренние конфликты — это взаимодействие противоположных сторон внутри данного объекта.
Внешние конфликты — это взаимодействие противоположностей, относящихся к разным объектам.
Антагонистические конфликты — это взаимодействие между непримиримо враждебными социальными группами и силами.
Основные факторы, определяющие особенности конфликтов между учениками:
- специфика конфликтов между школьниками определяется возрастной психологией(процесс социализации учащихся);
- характером их деятельности в школе, основным содержанием которой является учеба;
- внешним укладом жизни (семьи);
- из-за проступков, нарушений общепринятых норм в поведении школьников.
оскорбление
отсутствия взаимопонимания
у девочек — из-за парня
Конфликты «ученик — ученик»
в связи с борьбой за лидерство
в связи с общественной работой
из-за противопоставления личности ученика коллективу
Основные причины ненависти к сверстникам:
- подлость и предательство ;
- подхалимство, существование «липовых» отличников и любимчиков учителей ;
- личная обида ;
- ложь и высокомерие ;
- соперничество между одноклассниками .
Мнения школьников о причинах агрессии возникновении конфликтов таковы:
- причина агрессии: желание выделиться среди сверстников ;
- источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых ;
- все зависит от взаимоотношений в классе ;
- в агрессивности ученика виновата семья ;
- агрессивные школьники — дети с психическими отклонениями ;
- агрессивность — явление возрастное, связанное с избытком энергии ;
- агрессивность — плохая черта характера ;
- в классе были агрессивные ученики ;
- в классе не было агрессивных учеников .
причина агрессии: желание выделиться среди сверстников
источник агрессии: бессердечие и жестокость взрослых
все зависит от взаимоотношений в классе
Главная задача взрослых — помочь детям увидеть в каждом человеке, имеющего свои желания и переживания, вместе найти выход из сложной ситуации, предлагая им варианты решения конфликта
Алгоритм деятельности по разрешению конфликта «17 шагов» ( по А. Я. Анцупову )
1-й шаг. Представить общую картину конфликта и определить ее суть, исходя из анализа той информации, которой вы в данный момент располагаете. Оценить позиции и скрытые интересы обеих сторон.
2-й шаг. Побеседовать с одним из оппонентов, позиция которого на данный момент кажется вам более оправданной. Узнать о его точке зрения на причины конфликта, чего он хочет добиться и чего опасается. Установить его мнение об основных интересах и опасениях второго оппонента.
3-й шаг. Обязательно побеседовать со вторым оппонентом.
4-й шаг. Побеседовать о причинах и характере конфликта с друзьями первого оппонента. Они дадут более объективную информацию об интересах и опасениях своего друга. В дальнейшем они же могут помочь в разрешении конфликта.
5-й шаг. Побеседовать о причинах, характере и способе урегулирования конфликта с друзьями второго оппонента.
6-й шаг. Обсудить причины, способы урегулирования и перспективы с неформальными лидерами коллектива.
7-й шаг. При необходимости обсудить проблему с руководителями обоих оппонентов.
8-й шаг. Понять главную причину конфликта и представить, что в конфликте участвуют не эти конкретные участники, а абстрактные люди.
9-й шаг. Определить подсознательные мотивы, скрытые за внешними поводами. Точно понять скрытое содержание конфликта.
10-й шаг. Определить, в чем каждый из оппонентов прав, а в чем не прав. Поддержать в том, в чем они правы, и указать на слабые места в позиции каждого.
11-й шаг. Оценить наилучший, наихудший и наиболее вероятный варианты развития событий. Определить, возможно ли, чтобы стороны сами пришли к компромиссу.
12-й шаг. Оценить возможные скрытые, отсроченные и перспективные последствия вашего вмешательства в конфликт. Чтобы не превратиться во врага одного из оппонентов.
13-й шаг . Продумать и разработать программу-максимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
14-й шаг. Продумать и разработать программу-минимум. Подготовить 3-4 варианта предложений оппонентам совместных действий по реализации этой программы.
15-й шаг. Обсудить обе программы с друзьями каждого из оппонентов, неформальными лидерами, при необходимости – с руководителями. Внести коррекцию в планы общих действий.
16-й шаг. Попытаться разрешить конфликт, корректируя не только тактику, но и стратегию действий с учетом конкретной ситуации. Активно привлекать друзей, неформальных лидеров, при необходимости – руководителей. Лучше разрешать конфликт их руками.
17-й шаг. Обобщить позитивный и негативный опыт, приобретенный в результате вмешательства в данный конфликт