СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной презентации приводятся приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы из опыта работы.

Просмотр содержимого документа
«Приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы»

МОУ «Чемальская сош» Приемы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы Яндикова Наталья Николаевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Чемальская сош»

Приемы формирования

читательской грамотности

на уроках русского языка

и литературы

Яндикова Наталья Николаевна,

учитель русского языка и литературы

 Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.   В.А.Сухомлинский

Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним

и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.

В.А.Сухомлинский

 Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

«Разделы русского языка» Задание: установите соответствие. Что изучается в данном разделе? 1 Фонетика 2 Орфоэпия А 3  произношение слов Б Морфология 4 5  Лексика В  значение слов Г  Синтаксис  звуки речи  словосочетание и Д  предложение  части речи

«Разделы русского языка»

Задание: установите соответствие. Что изучается в данном разделе?

1

Фонетика

2

Орфоэпия

А

3

произношение слов

Б

Морфология

4

5

Лексика

В

значение слов

Г

Синтаксис

звуки речи

словосочетание и

Д

предложение

части речи

Задание: ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание .  Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова! 1.Количество побудительных предложений в тексте А) 4 Б)3 В)2 Г)5 2 Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие А) художественный Б) официально-деловой В) публицистический Г) разговорный Д) научный

Задание: ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание .

Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!

1.Количество побудительных предложений в тексте

А) 4 Б)3 В)2 Г)5

2 Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие

А) художественный Б) официально-деловой

В) публицистический Г) разговорный Д) научный

Вывод:  В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море .   Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .  Слова, которые имеют несколько значений, называются… . Все значения такого слова можно узнать в … словаре.

Вывод:

В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море .   Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .

Слова, которые имеют несколько

значений, называются… . Все значения

такого слова можно узнать в … словаре.

Прочитайте предложения и выполните задания: А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота. Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек. В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности. Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир. Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.  1.А               2.Б                   3.В                  4.Г  В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?  1.В, Б, Г, А            2.Г, А, В, Б            3.Г, В, Б, А           4.А, Г, В, Б

Прочитайте предложения и выполните задания:

А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.

Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.

В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.

Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.

Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.

1.А               2.Б                   3.В                  4.Г

В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?

1.В, Б, Г, А            2.Г, А, В, Б            3.Г, В, Б, А           4.А, Г, В, Б

Использованные источники: 1.Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах. Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю. http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/10/Задания-Чит.-грамотность.pdf 2.Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской  грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt 3.Сборник текстов по развитию грамотности чтения для 5-7 классов Составитель: Школина Ирина Эвальдовна,учитель русского языка и литературы КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска» https://utu.kz/assets/uploads/dokumentyi/e033d727271e8739dea6dd77420839f2/1592304229_1.docx 4.Читательская грамотность на уроке литературы https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6987903645958791738&text 5.Электронная образовательная платформа «Lecta» https://lecta.rosuchebnik.ru/ .

Использованные источники:

1.Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах.

Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю.

http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/10/Задания-Чит.-грамотность.pdf

2.Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской

грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt

3.Сборник текстов по развитию грамотности чтения для 5-7 классов

Составитель: Школина Ирина Эвальдовна,учитель русского языка и литературы

КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска»

https://utu.kz/assets/uploads/dokumentyi/e033d727271e8739dea6dd77420839f2/1592304229_1.docx

4.Читательская грамотность на уроке литературы https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6987903645958791738&text

5.Электронная образовательная платформа «Lecta» https://lecta.rosuchebnik.ru/ .