МОУ «Чемальская сош»
Приемы формирования
читательской грамотности
на уроках русского языка
и литературы
Яндикова Наталья Николаевна,
учитель русского языка и литературы
Чтение – это окошко, через которое дети видят и познают мир и самих себя. Оно открывается перед ребенком лишь тогда, когда наряду с чтением, одновременно с ним
и даже раньше, чем впервые раскрыта книга, начинается кропотливая работа над словом.
В.А.Сухомлинский
Читательская грамотность - способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
«Разделы русского языка»
Задание: установите соответствие. Что изучается в данном разделе?
1
Фонетика
2
Орфоэпия
А
3
произношение слов
Б
Морфология
4
5
Лексика
В
значение слов
Г
Синтаксис
звуки речи
словосочетание и
Д
предложение
части речи
Задание: ознакомьтесь с содержанием текста и выполните задание .
Слово – одежда мысли. Без высокой культуры речи, без соблюдения норм речевого этикета нет культурного человека. Бойтесь обидеть собеседника резким словом! Помните, что словом можно спасти человека, но можно и тяжело ранить! Не забывайте говорить волшебные слова! Будьте непримиримы к тем, кто допускает в своей речи грубые слова!
1.Количество побудительных предложений в тексте
А) 4 Б)3 В)2 Г)5
2 Задача какого стиля не только информирование, но и воздействие
А) художественный Б) официально-деловой
В) публицистический Г) разговорный Д) научный
Вывод:
В русском языке есть слова, называющие только один какой-нибудь предмет. Например, слово … обозначает крупный свободно плавающий кусок льда в океане или море . Только этот предмет называется… . То же самое можно сказать и о словах пальто, морковь. Такие слова называются … .
Слова, которые имеют несколько
значений, называются… . Все значения
такого слова можно узнать в … словаре.
Прочитайте предложения и выполните задания:
А. Мальчик так засмотрелся на все эти диковины, что чуть не свалился с плота.
Б. А между растениями сновали, плавали и кувыркались тысячи разнообразных жучков и букашек.
В. Целые заросли каких-то длинных растений тянули свои гибкие стебли из глубины к поверхности.
Г. Ваня нагнулся с плота над водой, и увидел удивительный подводный мир.
Укажите предложение с пунктуационной ошибкой.
1.А 2.Б 3.В 4.Г
В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?
1.В, Б, Г, А 2.Г, А, В, Б 3.Г, В, Б, А 4.А, Г, В, Б
Использованные источники:
1.Задания по формированию читательской грамотности в 5-9 классах.
Авторы: учителя русского языка ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово Капунова Л.А., Зайцева В.С., Смиренова С.Ю., Андреянова И.Ю.
http://varlamovo.minobr63.ru/wp-content/uploads/2021/10/Задания-Чит.-грамотность.pdf
2.Инструменты, приемы и стратегии формирования читательской
грамотности обучающихся https://www.youtube.com/watch?v=GNDfkaruwr8&feature=emb_err_woyt
3.Сборник текстов по развитию грамотности чтения для 5-7 классов
Составитель: Школина Ирина Эвальдовна,учитель русского языка и литературы
КГУ «Школа-гимназия № 5 акимата г.Шахтинска»
https://utu.kz/assets/uploads/dokumentyi/e033d727271e8739dea6dd77420839f2/1592304229_1.docx
4.Читательская грамотность на уроке литературы https://yandex.ru/video/preview/?filmId=6987903645958791738&text
5.Электронная образовательная платформа «Lecta» https://lecta.rosuchebnik.ru/ .