Программа по самообразованию
учителя русского языка и литературы
ФИО
Сроки реализации программы 2022-2025
Цель методической деятельности
“Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э. Тоффлер
Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.
Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.
Функции методической деятельности:
аналитическая;
проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)
нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;
исследовательская (педагогическое творчество и мастерство).
рефлексивная (результат деятельности учителя и обучающихся).
Рефлексивный анализ педагогической деятельности
Цель моей педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития обучающегося путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к итоговой аттестации.
Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности:
- дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.
Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: * целеполагание и составление плана деятельности; * выбор учащимися содержания различной сложности; * использование проблемных заданий; * рефлексию обучающимися своей деятельности.
Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.
Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого -педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.
Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.
Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.
Проблемы
Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.
Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.
Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность.
Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).
Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.
По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые.
Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:
неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
отсутствие навыка целостного анализа информации.
Изучив методологические основы познавательной деятельности обучающихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию)
Ожидаемые результаты:
формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах;
эффективное усвоение большого объема учебной информации;
изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества;
совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;
формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.
Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».
Цель изучения данной темы:
Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).
Задачи изучения данной темы:
сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;
анализировать самостоятельно описанную ситуацию;
сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);
научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;
сформировать навыки целостного анализа информации;
продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы, родного (украинского) языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предметов;
продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии;
разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.
План самообразования по форме:
Этапы самообразования | Содержание деятельности | Сроки | Подведение итогов |
1.Диагности-ческий | 1. Изучение и анализ литературы по теме самообразования. Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010 Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10 Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009 Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL: http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс,2011 2. Обучение на дистанционных курсах по заявленной теме. 3.Посещение уроков педагогов школы. 4. Использование результатов школьного мониторинга. | Сентябрь 2022 – май 2023 | МО |
2. Прогности-ческий | 1. Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература, родной (украинский) язык с учетом результатов школьного мониторинга. 2. Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся. 3. Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы. 4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме. 5. Выступление на заседании МО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы». | Сентябрь 2023 - май 2024 | Методичес-кий совет, МО |
3. Практи-ческий | 1. Участие в работе школьного и районного методических объединений. 2. Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой. 3. Проведение открытых уроков по теме самообразования. 4. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ. 5. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата. 6. Проведение самоанализа деятельности по формированию читательской грамотности учащихся. 7. Повторный мониторинг уровня читательской грамотности учащихся. 8. Составление сравнительной таблицы по изменению уровня читательской грамотности учащихся. | Сентябрь 2023 - май 2024 | Открытые уроки, собеседова-ния с коллегами, МО |
4. Обобщающий | 1. Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, родного (украинского) языка. 2. Консультативная помощь учителям. 3. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования. 4. Составление РП по предмету с учётом полученных результатов. 5. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайте школы. | Сентябрь 2024 - май 2025 | Выступле-ние на метод. совете, ШМО, педсовете |
5. Внедренческий | 1. Проведение мастер-класса по заявленной теме 2. Размещение результатов работы по теме самообразования на персональном сайте. 3. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок». | Сентябрь 2024 - Май 2025 | сайт, педсовет, творческая группа и др. |
4