СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа учителя русского языка и литературы по самообразованию. Тема "Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы"

Просмотр содержимого документа
«Программа по самообразованию учителя русского языка и литературы»



Программа по самообразованию

учителя русского языка и литературы

ФИО


Сроки реализации программы 2022-2025


Цель методической деятельности


Неграмотным человеком завтрашнего дня будет не тот, кто не умеет читать,
а тот, кто не научился при этом учиться”.
Э. Тоффлер


Необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование.  Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.

Современный ритм жизни требует от учителя непрерывного профессионального роста, творческого отношения к работе, самоотдачи.

Обеспечение более высокого уровня профессиональной компетенции учителя - цель методической деятельности любого педагога. Готовность учителя меняться самому и менять ситуацию в школе – главное условие эффективного внедрения стандартов нового поколения в образовательный процесс.

Функции методической деятельности:

  • аналитическая;

  • проектировочная, (связана с перспективным планированием и разработкой содержания обучения, планированием и подготовкой обучающей деятельности)

  • нормативная, способствующая выполнению образовательных стандартов, требований учебных программ, условий осуществления образовательного процесса в данном типе учебного заведения;

  • исследовательская (педагогическое творчество и мастерство).

  • рефлексивная (результат деятельности учителя и обучающихся).




Рефлексивный анализ педагогической деятельности


Цель моей педагогической деятельности - создать оптимальные условия для личностного развития обучающегося путем выстраивания его индивидуальной траектории обучения и развития, что сформировать стремление к самостоятельной и качественной подготовке как к учебным занятиям, так и к итоговой аттестации.

Для осуществления поставленной цели использую следующие виды деятельности:

- дифференцированный подход - подбираю такое содержание, методы и формы учебного занятия, которые нацелены на конечный результат – формирование определенных ключевых компетентностей учащихся.

Применяю на уроках элементы технологии индивидуально - ориентированной системы обучения: * целеполагание и составление плана деятельности; * выбор учащимися содержания различной сложности; * использование проблемных заданий; * рефлексию обучающимися своей деятельности.

Сам урок стараюсь строить как систему задач, которые предстоит решить ученикам при помощи учителя. Таким образом, реализую в работе системно - деятельностный подход.

Применяю на уроках такие виды и формы заданий, которые соответствуют целям и задачам на каждом этапе урока и психолого -педагогическим особенностям детей: анализ документа, выполнение теста, описание по заданному алгоритму, составление кроссворда или синквейна, выполнение заданий по индивидуальной карточке учета знаний.

Сделать уроки разнообразными помогает использование нестандартных форм: урок-путешествие, урок-конференция, урок-игра, урок-дискуссия, дебаты.

Провожу уроки с использованием ИКТ: практикую составление учащимися презентаций по изучаемой теме, видеороликов, использую на уроке фрагменты электронных учебников для освоения нового материала и контроля знаний, уроки – лекции с иллюстративным материалом, взятым из интернета; интернет – уроки. Имею стабильные положительные результаты освоения обучающимися образовательной программы.


Проблемы

Основной тенденцией развития и реформирования современной школы является, прежде всего, изменение сущности и качества образования. Согласно стандартам нового поколения, процесс обучения должен быть практико-ориентированным, т.е. результаты обучения могли бы применяться за пределами системы образования - в повседневной жизни, в процессе социальных отношений, возможно, в профессиональной сфере. Образование должно давать не только знания, но и умения их использовать в процессе социальной адаптации. Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества выступает ведущим направлением модернизации системы образования.

Ядром данного процесса выступает функциональная грамотность, так как под ней понимают способность человека вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней.

Базовой основой функциональной грамотности является читательская грамотность.

Читательская грамотность выражается в читательских умениях:
1) найти доступ к информации и извлечь ее (найти и извлечь);
2) сформировать общее понимание текста и перевести информацию текста на язык читателя (интегрировать и интерпретировать);
3) размышлять о содержании и форме текстового сообщения, оценивать его (осмыслить и оценить).

Не секрет, что современные школьники читают мало и порой с трудом понимают прочитанное. А ведь эти навыки, пожалуй, являются первостепенными в учебе и жизни. Достаточно рассмотреть результаты ГИА и ЕГЭ, чтобы стало ясно: без навыка работы с текстом школьник не сможет справиться с ними.

По результатам тестирования PISA в таких видах деятельности, как понимание и интерпретация текстов, поиск информации мы далеко не первые.

Анализ полученных результатов позволил определить основные дефициты у наших школьников:

  • неумение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

  • неумение анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

  • не обладают навыком преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

  • не способны извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

  • отсутствие навыка целостного анализа информации.

Изучив методологические основы познавательной деятельности обучающихся, я поставила перед собой задачу попытаться решить выше перечисленные проблемы, обратившись к теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Гипотеза (с указанием предполагаемых результатов деятельности по самообразованию)

Ожидаемые результаты:


  • формирование умений работать с потоком информации, грамотно использовать полученный материал в творческих работах;

  • эффективное усвоение большого объема учебной информации;

  • изменение взаимоотношений «учитель-ученик», «ученик-ученик» в сторону сотрудничества;

  • совершенствование педагогической компетентности в организации образовательного процесса с применением современных образовательных технологий;

  • формирование педагогической компетентности в области мотивирования обучающихся на совершенствование личностных и регулятивных УУД.

Тема самообразования: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Цель изучения данной темы:

Развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений).

Задачи изучения данной темы:

  • сформировать умение работать с информацией: сопоставлять, соотносить, искать, конкретизировать, прогнозировать;

  • анализировать самостоятельно описанную ситуацию;

  • сформировать навыки преобразования информации, представленной в различных знаковых системах (текст, схема, таблица, диаграмма);

  • научить извлекать из неадаптированных оригинальных текстов (философских, научно-популярных, публицистических, художественных) знания по заданным темам;

  • сформировать навыки целостного анализа информации;

  • продолжить внедрение инновационных технологий в преподавании русского языка и литературы, родного (украинского) языка, повышая тем самым научно-теоретический уровень в области теории и методики преподавания предметов;

  • продолжить работу по обобщению личного опыта, обеспечению программирования своей деятельности и творческой рефлексии;

  • разработать методические рекомендации, дидактические материалы в рамках реализуемой инновации.



План самообразования по форме:


Этапы

самооб­разования

Содержание деятельности

Сроки

Подведение итогов

1.Диагности-ческий

1. Изучение и анализ литературы по теме самообразования.

Анисимова Л.М. Формирование читательской компетентности., 2013г

Асмолов А.Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий для учителя. – М.: Просвещение, 2010

Доскарина Г.М. Исследование в действии: Способы и приемы повышения уровня читательской грамотности учащихся / Г.М. Доскарина, А.С. Сабитова // Молодой ученый. ‒ 2016. ‒ №10

Как создать читательскую среду в школе. Научно-методический сборник. – Вып.1. – М., 2009

Карпова Н.П. Культура речи, чтение и грамотность как показатели жизненного потенциала нации, - [Электронный ресурс] //URL: http:www.rusreadorg.ru/issues/karpova/3.html

Cметанникова Н.Н. Обучение стратегиям чтения в 5-9 классах: как реализовать ФГОС. Пособие для учителя. М.: Баласс,2011

2. Обучение на дистанционных курсах по заявленной теме.

3.Посещение уроков педагогов школы.

4. Использование результатов школьного мониторинга.

Сентябрь 2022 –

май

2023

МО

2. Прогности-ческий

1. Корректировка учебно-методического сопровождения по предметам русский язык, литература, родной (украинский) язык с учетом результатов школьного мониторинга.

2. Разработка приёмов для формирования читательской грамотности учащихся.

3. Участие в обмене опытом по теме самообразования через работу в творческой группе школы.

4. Разработка комплекса заданий по заявленной теме.

5. Выступление на заседании МО учителей по теме: «Методы и приёмы формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы».

Сентябрь

2023 -

май

2024

Методичес-кий совет, МО

3. Практи-ческий

1. Участие в работе школьного и районного методических объединений.

2. Проведение внеурочной деятельности по предмету в соответствии с заявленной темой.

3. Проведение открытых уроков по теме самообразования.

4. Публикации разработок уроков на сайтах педагогических сообществ.

5. Участие в вебинарах по теме самообразования с получением сертификата.

6. Проведение самоанализа деятельности по формированию читательской грамотности учащихся.

7. Повторный мониторинг уровня читательской грамотности учащихся.

8. Составление сравнительной таблицы по изменению уровня читательской грамотности учащихся.

Сентябрь

2023

-

май

2024

Открытые уроки, собеседова-ния с коллегами,

МО

4. Обобщающий

1. Разработка рекомендаций по использованию приёмов формирования читательской грамотности на уроках русского языка и литературы, родного (украинского) языка.

2. Консультативная помощь учителям.

3. Оформление и описание результатов работы по теме самообразования.

4. Составление РП по предмету с учётом полученных результатов.

5. Публикация статьи о результатах работы по теме на сайте школы.

Сентябрь 2024

-

май

2025

Выступле-ние на метод. совете, ШМО, педсовете

5. Внедренческий

1. Проведение мастер-класса по заявленной теме

2. Размещение результатов работы по теме самообразования на персональном сайте. 

3. Участие в фестивале педагогических идей «Открытый урок».


Сентябрь 2024

-

Май

2025

сайт, педсовет, творческая группа и др.


4