Просмотр содержимого документа
«"Приёмы и методы работы при подготовке к ВПР"»
Приёмы и методы работы при подготовке к ВПР.
В последнее время процедурой Всероссийской системы качества образования являются Всероссийские проверочные работы. Я понимаю, что данный тип работы является аналогом бывших итоговых контрольных работ. Однако если раньше мы писали диктанты и выполняли лишь самые распространённые грамматические задания, то теперь учащийся должен выполнить самый разнообразный спектр заданий. Начнём, прежде всего, с того, что заданий так много, что некоторые дети даже не успевают дочитать до конца всё, что им предлагается. Первое задание, которое они выполняют, - это списывание с применением орфографических и пунктуационных правил. Это наиболее доступное и хотя бы понятное для них задание. Далее следует масса грамматических заданий, которые вызывают серьёзные затруднения у учащихся. Большую сложность представляют морфологический, синтаксический, словообразовательный разборы. Если разбор по составу дети ещё как-то могут осилить, то словообразовательный, на который отводится в течение года только один час, они никак не могут даже вспомнить, что он из себя представляет, не то выполнить. И об этом, я считаю нужно говорить во всеуслышание. В таком случае я оправдываю незнание ребят по таким вопросам, так как у них в таком возрасте память кратковременная и они не могут помнить того, чему уделяется немного времени. Они помнят только то, что изучали в течение последней недели. Так мы пишем обычные контрольные работы. Продолжая анализировать виды заданий, перейдём к заданиям из области литературы. Они для нас, учителей, не новы, а вот для детей оказываются достаточно сложными. Это работа с текстами. Дети читают медленно и плохо понимают содержание прочитанного. В задании стоит вопрос: «Определи главную мысль». Дети сейчас читают мало, поэтому выводы сделать самостоятельно они не могут. Родители удивляются низким баллам, не понимая (в результате неосведомлённости), что планка для получения высокой оценки очень-очень высока. Мы радуемся тройке, нам кажется, что мы достигли результата, а им нашего титанического труда не видно, виден только невысокий результат.
Анализируя всё вышеперечисленное, трудно найти какой-то выход из сложившейся ситуации. Но приходится. Где наша не пропадала? Я определила свою стратегию, опираясь на народную мудрость : «Повторение – мать учения». Смею утверждать, что как раз то именно натаскивание по разным типам заданий будет иметь эффективный результат. Каждый день в начале урока я повторяю один из видов заданий, напоминая детям, для чего это нужно, чтобы работа не была для них бессмысленной. Это и работа у доски, и работа по карточкам. Детям нравится выполнять поставленные цели, им доставляет удовольствие, когда что-то со временем начинает получаться. Тематическое планирование спланировано так, что в нём присутствует материал, отсутствующий на экзамене, поэтому я уделяю внимание прежде всего востребованным вопросам. Здесь же использую ресурсы литературы. Это уже метапредметные связи. На уроках литературы мы учимся формулировать свои мысли и выражать их в письменном виде.
Таким образом, я могу утверждать следующее, что итоговые контрольные работы необходимы, но не в таком расширенном варианте, так как для обычных учащихся они не посильны.