СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Приобщение ребенка к ЗОЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

  Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Просмотр содержимого документа
«Приобщение ребенка к ЗОЖ»



Спросите любого родителя: что он считает главным для своего ребёнка? Ответы могут отличаться, но большинство будет – здоровье. Спросите у любого прохожего: что он пожелал бы другу? В большинстве случаев вы услышите в ответ – здоровья.  Все мы – родители. И главное, в чём мы должны помочь своим детям – это воспитать у них потребность быть здоровыми.  





С гимнастикой дружи,
всегда веселым будь,
и проживешь сто лет,
а может быть, и боле.
Микстуры, порошки -
к здоровью ложный путь.
Природою лечись -
в саду и в чистом поле.

Авиценна



Здоровье – одна из главных ценностей в жизни. Каждый ребёнок хочет быть сильным, бодрым, энергичным: бегать, не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть с ребятами во дворе, не болеть.

Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе, но если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

Есть поговорка: “В здоровом теле – здоровый дух”. Но не ошибётся тот, кто скажет, что здоровый дух (духовное) порождает здоровое тело.

В настоящее время в педагогике возникло особое направление: “педагогика оздоровления”, в основе которой лежат представления о развитии здорового ребёнка, здорового духовно и физически. Цель педагогики оздоровления: сформировать у дошкольников основы здорового образа жизни и добиться осознанного выполнения элементарных правил укрепления здоровья.

Все родители желают видеть своего ребенка здоровым, сильным, физически развитым, и большинство прекрасно понимает, что для нормального роста, развития и крепкого здоровья необходимо движение. Поддержать у детей положительное отношение к активному образу жизни, а в дальнейшем желание сохранять и укреплять свое здоровье – важные составляющие воспитания в семье. Но следует помнить, что в формировании у дошкольников потребности быть здоровым нотации и поучения не приносят успеха. Лучший способ приобщить ребенка к здоровому образу жизни – это показать на собственном примере, как нужно относиться к физкультуре и спорту. Если ребенок видит, что родители испытывают удовольствие от здорового активного досуга, они обязательно будут им подражать.

Однако в силу сложившихся экономических причин, занятости на работе современные родители большую часть времени уделяют вопросам материального обеспечения семьи, таким образом, естественная потребность ребенка в движении в семье пусть неосознанно, но подавляется. А, начав водить ребенка в дошкольное учреждение, ответственность за его физическое воспитание родители часто перекладывают на плечи педагогов. Но только при тесной поддержке родителей ДОУ может достичь положительных результатов в воспитании здорового ребенка.Я считаю, что главное — помочь малышам выработать собственные жизненные ориентиры в выборе здорового образа жизни, научить оценивать свои физические возможности, видеть перспективы их развития, осознать ответственность за свое здоровье. Поэтому тема выбранного направления моей производственной практики такова:

«Приобщение ребёнка к здоровому образу жизни» как основа формирования физически, психически здорового и социально-адаптированного ребёнка.

Наблюдая за детьми и изучая обозначенную проблему я поставила перед собой следующие цели:

  • Воспитывать физически, психически здорового и социально-адаптированного ребенка   через   создание единого здоровьесберегающего процесса и  через приобщение родителей к здоровому образу жизни;

  • совершенствование процесса развития двигательных способностей;

  • развивать осознанное отношения к своему здоровью;

  • развивать навыки коммуникативного общения;

  • осуществлять просвещение родителей по вопросам оздоровительной работы.

Задачи :


-Изучить интересы, мнения родителей, их хобби и привлечь к организации здорового

образа жизни детей;

-Организовать консультации;

-Помочь родителям научиться играть со своим ребенком;

-Обогащать детско-родительские взаимоотношения при проведении совместных мероприятий, уделяя при этом особое внимание пропаганде здорового образа жизни, -Вовлекать родителей в дело охраны и укрепления здоровья детей, осознание взрослыми и детьми понятия «здоровье» и влияния образа жизни на состояние здоровья.

Одним из средств, эффективно способствующих формированию здоровья дошкольников и выработке правильных привычек, является специально-организованная досуговая деятельность, которая предполагает объединение родителей и детей, увлеченных общими интересами, на основе свободного детского выбора. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Различные физкультурные мероприятия способствуют формированию у детей ловкости, выносливости, смелости, умения жить в коллективе, усиливают интерес к физическим упражнениям, двигательной активности, приобщают к спорту и здоровому образу жизни как детей, так и родителей. На досугах, праздниках дети вместе с родителями совершенствуют умения и навыки, полученные на занятиях, в интересной и увлекательной форме расширяют кругозор в области спорта. Главная цель спортивных праздников и досугов – удовлетворять природную потребность детей в движении, воспитывать потребность в систематических занятиях физкультурой и спортом, приобщать к здоровому образу жизни, привлекать родителей к совместной деятельности с детьми и сотрудниками ДОУ.

Для достижения целей здоровьесберегающих технологий в дошкольном возрасте я применяю следующие группы средств:

1. Средства двигательной направленности:

  • физические упражнения;

  • физкультурные досуги и развлечения;

  • физкультминутки и паузы;

  • эмоциональные разрядки;

  • гимнастика (оздоровительная после сна);

  • пальчиковая гимнастика, зрительная, дыхательная, корригирующая;

  • подвижные и спортивные игры;

  • самомассаж;

  • психогимнастика;

В наше время отмечается нарастающее ухудшение здоровья детей, появляется всё больше детей с частыми простудными заболеваниями, нарушениями осанки. Поэтому формирование у ребёнка умений заботиться о своём здоровье – одна из важнейших задач воспитательной работы.

Для того чтобы ребенок овладел самыми элементарными умениями сохранения и укрепления своего здоровья, большое внимание уделяю созданию развивающей среды, которая постоянно обновляется и пополняется благодаря посильной помощи родителей..Многофункциональная предметно-развивающая среда позволяет мне решать конкретные образовательные задачи, вовлекать детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивать их любознательность, творчество, повышать двигательную активность детей в течение всего времени пребывания ребёнка в группе, даёт возможность более тесного общения с родителями воспитанников.

Свежий воздух улучшает состояние здоровья, поэтому в группе много комнатных растений, которые служат не только украшением интерьера, но и помогают в оздоровлении детей. На занятиях и в свободное время объясняю детям о пользе комнатных растений, приучаю ухаживать за ними, рассказываю детям, что растения подавляют жизнедеятельность опасных микроорганизмов, повышающих бактерицидную энергию воздуха, растения озонируют воздух, а мы знаем, что свежий воздух улучшает состояние здоровья, излечивает многие заболевания. Доказано, что комнатные растения активно удаляют из атмосферы замкнутых пространств летучие органические соединения, вредные для человека. Комнатные растения выделяют кислород и повышают влажность воздуха, что особенно важно во время отопительного сезона. Поэтому все растения подбираю с учётом благотворного влияния на самочувствие и здоровье детей, обращаюсь к родителям с просьбой принести какое-то комнатное растение. Родители вместе с детьми с удовольствием пополняют новыми растениями наш « живой уголок».

Оздоровительные силы природы имеют огромное значение для здоровья детей, поэтому я

ввожу в режим детей и рекомендую родителям:

  • Регулярные прогулки на свежем воздухе;

  • Солнечные и воздушные ванны;

  • Водные процедуры;

  • Витаминотерапия

Г.А. Сперанский писал: “День, проведённый ребёнком без прогулки, потерян для его

здоровья”. Ребёнок дошкольного возраста должен ежедневно находиться на улице не

менее 3-х часов. И я в своей работе с детьми стараюсь как можно больше находиться на

свежем воздухе.

Мы создаем радостное общение с природой.

Запахи сосны – очищают органы дыхания, повышают тонус.

Запах ели и тополя – очищает пищеварительный тракт.

Я убедилась, что оздоровительные силы природы активизируют биологические процессы в организме ребёнка, повышают общую работоспособность организма, доставляют радость, замедляют процессы утомления. В зимний период времени дети едят лук, чеснок, зелень, выращенную на подоконнике. Родителям рекомендую чаще выезжатьв лес, особенно сосновый, употреблять в пищу фито чаи( если у ребёнка нет аллергии).Для укрепления зрения использую зрительные ориентиры , которые снимают утомление глаз и повышают двигательную активность. В каждое занятие включаю коррекционные физминутки для укрепления зрения («Дождик», «Цветы», «Самолёт» и другие), массаж глаз. Зрительные гимнастики, массаж помогают глазам справиться со значительнойзрительной нагрузкой. С родителями провожу разъяснительные беседы о том, чтобы дети меньше времени проводили за просмотром телевизора, и за компьютером, а больше гуляли.В Родительском уголке для родителей рекомендую комплексы зрительных гимнастик и упражнений.

Важное место в физическом воспитании детей дошкольного возраста занимают дыхательные упражнения, которые обеспечивают полноценный дренаж бронхов, очищают слизистую дыхательных путей, укрепляют дыхательную мускулатуру.Дыхательная гимнастика – это составная часть лечебной физкультуры, поэтому дыхательные упражнения просто необходимы часто болеющим простудными заболеваниями детям. В своей работе использую дыхательные тренажеры, которые изготовила сама(«Подуем на бабочку», «Забавные пузыри», «Пушинки» и т. д.) Использование различных тренажеров вызывают положительные эмоции, повышают интерес ребёнка к дыхательной гимнастике, способствуют воспитанию правильного речевого дыхания, а так же развивают творческое воображение и фантазию. На родительском собрании демонстрирую и рекомендую изготовить дома различные

Ежедневно в своей работе с детьми используем такую форму, как пальчиковые игры. Систематические упражнения пальцев являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Психологи утверждают, что гимнастика для пальцев рук развивает мыслительную деятельность, память, речь, внимание ребёнка.Давно установлено, что упражнения для развития мелкой моторики рук благотворно влияют не только на развитие речи ребёнка, но и способствуют укреплению и сохранению его здоровья. Родителям рекомендую приобретать игрушкидля развития мелкой моторики рук или изготовить самим ( лепка из соленого теста, шнуровка батиночка, завязывание узелков, наматывание клубочка и т.д.) В группе создан уголок «Умелые пальчики». В нем находится множество игр, пособий, игрушек по развитию мелкой моторики, вызывающих у детей интерес и желание играть с ними. Родители в любое время могут рассмотреть пособия и взять себе на заметку что-то интересное и доступное. Кроме традиционных застежек, шнуровок, конструкторов и мозаик в уголке собран и нетрадиционный материал:

  • верёвки капроновые для завязывания узлов и плетения;

  • прищепки бельевые – для развития координации движений пальцев рук;

  • щетки для волос, мыльницы типа «травка» - для массажа и самомассажа;

  • мозаики из пробок от пластиковых бутылок и коробок от сока;

  • клавиатура от компьютера, кнопочные телефоны – для развития дифференцированных движений пальцев рук;

  • «сухие бассейны» - емкости, наполненные горохом и фасолью, игрушками из «киндер-сюрпризов» - для само массажа кистей;

  • моталки, веревки с ручками на концах – для выработки координации вращательных движений.

Огромное влияние на укрепление здоровья детей имеет музыка, музыкотерапия. Музыка действует особенно на гиперактивных детей, повышает интерес к окружающему миру, способствует развитию культуры ребёнка. В группе есть фонотека с разнообразными произведениями классической, народной и детской музыки. Использую мелодии на занятиях, перед сном и во время сна, игровой деятельности. Колыбельные мелодии помогают успокоиться, расслабиться детям, они затихают и быстро засыпают. Поэтому родителям я рекомендую перед сном петь колыбельные песенки, особенно малышам.Звуки природы «шелеста листьев», «шум моря», «птичий щебет», «журчание ручейка» помогают снять у детей мышечное и эмоциональное напряжение. Под влиянием музыки дети быстро развиваются, лучше занимаются, становятся более спокойными и исцеляются от болезней.

.В группе создан уголок «Неболейка», в котором находится оборудование для самостоятельных занятий спортом:

-самодельные тренажеры для коррекции зрения и развития дыхания,

-«дорожки здоровья»,

-нетрадиционное физкультурное оборудование, игры и информационные плакаты по

закреплению знаний о строении человеческого тела и ОБЖ.

Любые знания ребенка с легкостью усваиваются в игре, так как игра является основным видом деятельности в дошкольном возрасте. Перечисленные ниже дидактические игры помогают мне закреплять у детей знания о здоровом образе жизни, формировать правила Дидактические игры:

«Наши помощники»;

«Моё тело»;

«Дорожные знаки»;

«Тревожные сигналы»;

«Огонь друг или враг» и другие.

«Как вести себя на водоёмах»;

Макет «Улицы города».

Детям нравятся эмоциональные разминки (похохочем; покричим так, чтобы стены

задрожали, как будто кричит огромный, неведомый зверь и т.д.)

Часто использую минутки покоя и релаксацию:

- посидим молча с закрытыми глазами;

- ляжем на спину и расслабимся, будто мы тряпичные куклы;

-погуляем по берегу моря и т.д.

Все эти игры учат контролировать себя и свое поведение, настроение, закрепят культурно-гигиенические навыки и заставят задуматься о своем здоровье.В уголке здоровья имеются книги, энциклопедии, иллюстрации. Рассматривая их, у детей проявляется интерес к своему здоровью.

Мы знаем, что гигиенические средства содействуют укреплению здоровья и стимулируют развитие адаптивных свойств организма:

  • личная гигиена;

  • проветривание;

  • влажная уборка;

  • режим питания;

  • сон;

  • правильное мытьё рук;

  • обучение детей элементарным приёмам здорового образа жизни;

  • ограничение уровня учебной нагрузки во избежание утомления.

Рекомендации родителям по соблюдению КГН дома даёт медсестра, воспитатель , как на родительских собраниях, так и в других режимных моментах (приём детей, индивидуальные беседы, уход детей домой).

Занятия познавательного цикла о здоровье мы строемс учётом потребностей детей в

саморазвитии, в сотрудничестве, в подражании, в приобретении опыта.На занятиях “Правила поведения на воде,” «Капелька» и “Воздух и здоровье” даю понятия об использовании воды и воздуха человеком, учу правилам, умениям жить и заботиться об окружающей среде, о своём здоровье. Детям, такого рода занятия, очень нравятся и придя домой они рассказывают как нужно вести себя в природе и заботиться об окружающей среде. На занятиях “Для чего мы чистим зубы” и “Гигиена приёма пищи” - дети приобщаются к культуре поведения, личной гигиене. В «Родительском уголке» медсестра и педагоги дают рекомендации о правилах приёма пищи, необходимости чистки зубов, профилактики ОРЗ, гриппа и здоровом питании детей.

Во время экскурсий и прогулок знакомлю детей с лекарственными растениями родного края: как они помогают людям во время болезни, как ими лечатся животные и птицы. С детьми и родителями собрали гербарий «Зелёная аптека». На занятии “Земная аптека” дети познакомились с лекарственными растениями близкого окружения. Они много раз видели их вблизи дома, двора, города, в лесу, но знаний о них не имели, не знали их пользы для человека, а теперь прекрасно узнают ромашку, одуванчик, крапиву. Лекарственные растения помогают человеку победить болезнь. Знания детей, полученные на познавательных занятиях, использовались в играх, дома при лечении собственных недомоганий. Дети получили достаточно знаний, многому научатся в дальнейшем, и будут опираться на свой опыт. Родителям даю рекомендации в период вирусных инфекций чаще использовать чаи из лекарственных трав.

Для приобщения детей к здоровому образу жизни ежедневно использую  самомоссаж. Дети здесь не просто “работают” - они играют, мнут, разглаживают своё тело, видя в нём предмет заботы, ласки, любви. Делая массаж живота, шеи, головы, рук, ушных раковин и т.д., ребёнок воздействует на весь организм в целом. Эту гимнастику дети выполняют в любое свободное время от занятий, родителям также рекомендую проводить самомоссаж дома.Наши дети должны быть здоровыми, а для этого надо не так уж много: систематичность выполнения, привычку, удовольствие в выполнении упражнений.

В течение дня мы изыскиваем минутку, чтобы доставить детям удовольствие, выполняя следующие упражнения: потянуться как кошка, поваляться как неваляшка, позевать, открывая рот до ушей, поползать как змея без помощи рук. Это очень важно для развития и укрепления опорно- мышечной системы ребёнка.

Известно, что хороших результатов в воспитании детей можно добиться только при тесном контакте педагогов и родителей. Поэтому, всю работу по формированию у детей здорового образа жизни веду в тесном сотрудничестве с родителями, которые всегда откликаются на мои просьбы. Использую широкий аспект средств и способов взаимодействия с родителями. Благодаря активной помощи мам и пап, бабушек и дедушек были созданы разнообразные интерьеры развивающей среды.

Конечно, без совместной работы с родителями, мы не пришли бы к хорошим результатам. После проведённых мероприятий, бесед, после близких встреч с родителями, я обратились с просьбой пополнить нам “Уголок здоровья”, наш исследовательский уголок. Родители с пониманием отнеслись к моей просьбе. Наш уголок обогатился шнурами, пуговицами,камушками, прищепками, платочками,природным материалом, зеркалами и т.д.

На родительских собраниях, групповых и индивидуальных консультациях учу оценивать здоровье ребёнка. Родителям предлагаю картотеки различных гимнастик, упражнений для занятий дома, советую литературу, брошюры, консультации. Мною проведено родительское собрание по проблеме здорового питания детей: были изготовлены информационные буклеты, собрание проводилось как «круглый стол», проведено анкетирование родителей, использовались игры и т. д.

Соответственно, для родителей оформляю в «Родительском уголке» рекомендации,

консультации, советы:

• предлагаю папки – передвижки;

• приглашаю на открытые просмотры гимнастик, физкультурных занятий, прогулок и т.д.;

• провожу анкетирование.

Родители часто выполняли задание вместе с детьми (собирали растения для гербария, делали массажные коврики, собирали бросовый материал для мелкой моторики и т. д.).Помогая своим детям, родители тем самым развивают у них познавательную активность,показывают свою заинтересованность. Дети очень любят, когда мама, папа помогают емуподготовить что-то по поручению воспитателя. Все работы в проектах выполнены слюбовью, много разных фотографий: ребёнок спит, кушает, занимается гимнастикой.Родители участвуют в физкультурных досугах, праздниках, что очень стимулирует ирадует малышей.

Все это является органичной составной частью совместной работы ДОУ с родителями,которая способствует здоровому развитию детей. При правильно подобранной и оформленной развивающей среде, участие родителей, всех работников детского садау ребенка появляется желание заботиться о своем здоровье, он сам «открывает» для себя разного рода знания и навыки по укреплению и сохранению здоровья.Все эти приёмы позволяют нам постепенно стабилизировать здоровье детей, снизить заболеваемость, приобщить к здоровому образу жизни не только детей, но и родителей.

6