СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проблемное обучение в начальной школе

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Проблемное обучение в начальной школе»

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»












Проблемное обучение в начальной школе











Выполнила:

cтудентка Ш-21 группы

Плужник Елена










Ейск, 2022г.


Важнейшей целью современного образования является обучение и воспитание всесторонне развитой личности, способной к творчеству и самостоятельно добывающей знания. Это особенно важно в 21 веке, когда технологии быстро меняются, и постоянно приходится учиться и переучиваться. Поэтому главное направление новых стандартов (ФГОС) – усиление заботы о развивающей стороне обучения, о формировании у школьников умения учиться.


Проблемное обучение не сводится к тренировке учащихся в умственных действиях. Это активизация умственных действий. Оно заключается в том, что ученик, анализируя, сравнивая, синтезируя, обобщая, конкретизируя фактический материал, сам получает из него новую информацию. Другими словами, это расширение, углубление знаний при помощи ранее усвоенного и новое применение прежних знаний.


Большинство учителей работает в системе традиционного обучения. Признавая урок в качестве основной формы обучения, необходимо искать пути его дальнейшего совершенствования. Приоритетным направлением в новых стандартах образования является системно-деятельностный подход. Развивать учащихся - это задача работы каждого учителя. Для решения этой задачи используется технология проблемного обучения и применяется на любом предметном содержании и любой образовательной ступени, поскольку проблемно-диалогические методы обучения универсальны.


Проблемное обучение – система методов и средств обучения, основой которого выступает моделирование реального творческого процесса за счет создания проблемной ситуации и управление поиском решения проблемы. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их учащимися с помощью учителя.


Главные цели проблемного обучения:


  • Усвоение учащимися знаний, умений, добытых в ходе активного поиска и самостоятельного решения проблем, в результате эти знания, умения более прочные, чем при традиционном обучении.


  • Воспитание активной творческой личности учащегося, умеющего видеть, ставить и разрешать нестандартные проблемы.


  • Развитие профессионального проблемного мышления.


Далеко не всё в учебном процессе может быть для учащихся интересным. Чтобы возбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе получения знаний школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса. Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, эмоции, создаётся обстановка увлечённости, раздумий, поиска. Дети сами планируют свои действия, отбирают материал для достижения цели, контролируют свою деятельность и оценивают её результаты. Это положительно сказывается на отношении школьника к учению.


С использованием на уроках проблемных ситуаций существенно меняется роль учителя в учебном процессе. Он осмысленно идёт на творческое сотрудничество со школьниками при выполнении учебных задач, что предполагает совместное обсуждение различных подходов к решению, борьбу мнений, столкновение точек зрения. Учитель и учащиеся становятся равноправными участниками совместной учебной деятельности. Проблемное обучение обеспечивает более прочное усвоение знаний; развивает аналитическое мышление, делает учебную деятельность для учащихся более привлекательной, основанной на постоянных трудностях; оно ориентирует на комплексное использование знаний. Важно и то, что решение проблем на уроках приучает учащихся думать, искать решение, а это является одним из средств формирования мышления.


Основными элементами проблемной ситуации являются вопросы, задача, наглядность. Вопрос имеет первостепенное значение, т. к. стимулирует и направляет мыслительную деятельность учащихся.


Задача является важным фактом повышения познавательной активности учеников. Наглядность служит инструментом «схватывания» обобщенного «видения» содержания новых абстрактных понятий и представлений и облегчает формирование научных понятий.


Проблемные ситуации создаются на различных этапах процесса обучения: при изучении нового материала, закреплении, контроле с помощью следующих методических приёмов:


  1. Подведение школьников к противоречию, вызывающему у них удивление или затруднение.


  1. Сталкивание противоречий теоретических знаний и практической деятельности.


  1. Постановка конкретных проблемных вопросов, требующих логики рассуждения, обоснования, обобщения, конкретизации.


  1. Постановка проблемных задач.


  1. Выполнение проблемных теоретических и практических заданий.


  1. Рассматривание явлений, действий, ситуаций с различных позиций и точек зрения.


Обучение не может считаться развивающим, если не используются закономерности проблемного обучения (принцип проблемности, проблемная ситуация). Проблемный тип обучения не решает всех образовательных и воспитательных задач, поэтому он не может заменить собой всей системы обучения, включающей разные типы, способы, организации учебно-воспитательного процесса. Но также система обучения не может быть подлинно развивающей без проблемного обучения.


Практически всем учащимся доступно проблемное обучение. Однако уровень проблемности и степень познавательной самостоятельности будут сильно различаться в зависимости от возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, от степени их обученности методам проблемного обучения и т.д.


Дети становятся более активными, заинтересованными. Они не боятся свободно высказывать свое мнение, даже если оно и неверное. Знания, добытые методом проб и ошибок, самостоятельно, - наиболее прочные.