МБОУ ООШ №52 имени героя Советского Союза Н.Н.Турчина
с. Ачуево муниципального образования Славянского района
Славянский район.
Проект «Я- эколог»
«Экологические проблемы побережья Азовского моря и реки Протока с. Ачуево»
Выполнила: ученица 8 класса: Костенко Любовь
Руководитель проекта: учитель биологии
Веникова Татьяна Сергеевна,
первая кв. категория.
2020
Содержание:
Введение…………………………………………….2
Актуальность проблемы……………………………3
Цели и задачи проекта……………………………...4
Глава 1.История проблемы…………………………5
Глава 2.Методика выполнения проекта.…………..6
Глава 3. Экологическая оценка проекта…………...7
Заключение…………………………………………..8
Список используемой литературы…………………9
Приложение…………………………………………10
Введение.
Жизнь человека неразрывно связана с природой. У разных народов, в зависимости от их общественных и культурно-исторических условий, отношение к природе имело свое выражение, отражая нравы, обычаи и традиции различных эпох и формаций. Каждый гражданин нашей страны уже должен жить в условиях наиболее благоприятных, с точки зрения экологии. На страже этого стоит Федеральное и областное законодательство. Мы, как граждане, обязаны соблюдать закон, и всячески способствовать его исполнению. Но все эти меры приведут к желаемому результату только лишь в том случае, если повысится экологическая сознательность всех людей и каждого человека в частности. Проблема экологической среды это не проблема только государства. Экологическое образование и воспитание – это одно из условий эффективной экологической политики в целом. Успех решения экологических проблем во многом определяется уровнем экологического образования населения. Это проблема каждого из нас. ЧТО делать с ненужной вещью? Ответ может показаться очевидным: «Просто выбросить!». Однако избавиться от мусора не всегда просто. Выбросить куда? Согласно оценкам одной итальянской организации по охране окружающей среды, для разложения одной брошенной в море стеклянной бутылки потребуется 1 000 лет. Бумага разлагается всего за три месяца. Сигаретный окурок будет плавать в море около 5 лет, полиэтиленовый пакет — от 10 до 20 лет, нейлоновые изделия — от 30 до 40 лет, металлическая банка — 500 лет, полистирол — 1 000 лет. Сегодня много одноразовой продукции. Часто такие вещи трудно починить (об этом стоит помнить при покупке). В одном немецком журнале утверждалось: «Срок годности некоторых изделий становится все короче. Что вчера было модным, сегодня устаревает и часто выбрасывается. Таким образом, ценное сырье ежедневно оказывается на свалке!» Но настоящим бедствием для окружающей среды стало огромное количество выброшенных пластиковых пакетов, что приобрело масштабы планетарного бедствия. Я задаю себе вопрос: что я и мои сверстники можем сделать, чтобы помочь решению хотя бы одной проблемы? Появилась мысль ограничить использование пластиковых пакетов. Я сшила себе сумку. Но ведь это может сделать каждый в моей школе. Так появился этот проект.
Актуальность проблемы.
Проблема загрязнение пластиковыми пакетами окружающей среды не только беда нашей школы и села, но и проблема страны и всей планеты. В средствах массовой информации, по телевидению и в Интернете мы видим, как остро она стоит в крупных городах, в поселках, в водах рек и озер, в мировом океане. Мусорные острова в мировом океане дрейфуют с места на место, занимая гигантские площади и разнося мусорную грязь между странами и морями. В наше время крупные города, села, да и вся планета страдает от главных экологических проблем: неконтролируемая добыча полезных ископаемых, варварская вырубка леса и загрязнение бытовым мусором. Сейчас и для жителей нашей деревни проблема загрязнения бытовым мусором стоит очень остро. У нас чистая речка, свежий воздух, но все это портит стихийные свалки, которые устраивают местные жители и проезжие горожане. Над этой проблемой наша школа работает не первый год. Я живу в селе Ачуево, мимо которого проходит дорога на курортную базу. И мне больно видеть, как вдоль дорог лежат мешки с мусором, выброшенные из окон проходящих мимо машин. Культуру утилизации мусора надо прививать с детства, надо начать с себя и своей школы Я подумала, вспомнив рассказы бабушки, что если в каждой семье будет хозяйственная сумка, а дети будут носить сменную обувь не в пакетах, а тоже в сумках, то количество выброшенных пакетов уменьшится. Я посоветовалась с учителем биологии Татьяной Сергеевной и решила сделать этот проект. В своем проекте я рассматриваю только очень небольшую часть общей проблемы утилизации бытового мусора. Для нашей страны она очень злободневна и требует решения не один год. Я выбрала тот аспект, где я могу хоть что – то сделать.
Цель проекта: избавиться от пластиковых пакетов на пляже с. Ачуево,
или свести до минимума их употребление.
Задачи:
1. Изучить вопрос альтернативы использования пластиковых пакетов.
2.Провести беседы в классах и объяснить учащимся школы, что наши полиэтиленовые пакеты стали настоящим бедствием для нашей страны и планеты.
3.Провести конкурс и выпустить плакаты или стенгазеты, рассказывающие о возможности не загрязнять берег реки и моря.
5. Привлечь внимание общественности к данной проблеме, используя различные формы и методы информации.
6. Продолжить воспитание экологической культуры у подростков и жителей нашего села.
Глава 1. История проблемы.
Пакеты, алюминиевые банки из-под напитков наносят ущерб природе, т. к. острые края банок вызывают травмы у животных, Битая стеклотара может фокусировать солнечные лучи и вызывать пожары. В банках скапливается вода, в которой размножаются кровососущие насекомые, являющиеся переносчиками инфекционных заболеваний. Время разложения стекла в спокойной воде – около 100 лет, в полосе прибоя – 1-2 года. Алюминий на земле разлагается сотни лет, в воде - несколько десятков лет, Способ обезвреживания – вывоз на свалку или переплавка. Начав работу над проектом, я изучила интернет сайты экологической направленности, где затрагивается вопрос утилизации пластиковых пакетов. Прочитала статьи в интернете, учебники и книги по экологии (список прилагается). Я узнала, что пластиковые пакеты используются в России не так давно. В 70-80х. годах двадцатого столетия в Советском Союзе для упаковке продуктов и других покупок использовалась оберточная бумага, которая легко утилизировалась: быстро перегнивала или сгорала без выделения вредных веществ. Поэтому в каждой семье была хозяйственная сумка или авоська.
Глава 2. Методика выполнения проекта
В нашей школе во внеурочное время ведется кружок среди участников 1-4 классов «Мир вокруг» Ведет его учитель биологии Яковенко Светлана Юрьевна. Я присутствовала на нескольких занятиях и выяснила, что 80 процентов учеников школы носят пакеты. Я проводила с ними беседы и показывала презентации о вреде пластиковых пакетов для окружающей среды. Прежде чем предложить сшить сумки, я в интернете нашла несколько образцов и сделала стенд, где была описана методика изготовления сумок и их образцы. Первыми на наши просьбы откликнулись малыши. Они с помощью мам сшили экосумки, и заменили ими пакеты. Вслед за малышами изготовили такие сумки, и старшие классы. Конкурс экосумок проходил в рамках декады экологии. Экологические недели проходят у на ежегодно. Второй год в школе эти недели проходят под девизом «Спасем планету от мусора» . В рамках этой темы, проводятся выставки плакатов, коллажей. В прошлом году мы шили «экологическое» одеяло. На различных кусках материала каждый класс рисовал рисунок или плакат, и потом мы все это сшивали в одно одеяло. Начиная работу над своим проектом, я проводила беседы на классных часах, на школьных линейках о том, что пластиковые пакеты очень сильно загрязняют всю нашу окружающую среду, не только в масштабах нашего села, но и даже в масштабах планеты. Я нашла в интернете материал, рассказывающий о бедствии птиц и других животных, попавших в мусорный плен. Мы поручили классам выпустить плакаты на эту тему. Из рассказов бабушки я узнала, что в советские времена не было пластиковых пакетов, а были хозяйственные сумки и авоськи. Был проведен конкурс экосумок среди учащихся 1-9 классов. На конкурс поступило 20 сумок. Какие они все были разные. Изо льна, ситца, велюра, обивочной ткани и совершенно оригинально украшенные. Не было двух похожих сумок. Мы сделали выставку сначала в школе. Приближался ежегодный сельский праздник – День села. К нам в школу пришла глава нашей администрации. Она увидала нашу выставку и ей очень понравилось, она попросила показать ее в Доме культуры. В праздник «День села» мы выставили не только наши сумки, но и экологические плакаты, сделали презентацию нашего села. И много ребят подарили свои сумки пенсионерам, которые еще помнят свои старые авоськи и не тратят свои небольшие пенсии на бесконечные пластиковые пакеты.
Глава 3. Экологическая оценка проекта
Прошло некоторое время, и мы провели опрос – используют ли наши ученики экосумки ?
Всего было сшито 20 сумок. До начала проекта я подсчитала, что за одну неделю нашими учениками использовалось около 100 пластиковых пакетов (3 пакета в неделю использовал каждый ученик). Из 23 анкетированных учащихся 73 % отказались от пластиковых пакетов, что составило 65 пакетов в неделю. Одни носят обувь и спортивную форму в своих сшитых сумках, другие купили в магазине сумки многоразового использования.
После проведения конкурса «Экосумка» и по завершении проекта (проект занял всю вторую и часть первой и третьей четверти -12 недель) их общее число сократилось на 420 штук ( на 85 штук в неделю). Даже если это величина ребятами из этических соображений и завышена, я думаю что, более 1000 пакетов не выброшено на улицу за 12 недель проведения проекта.
Два раза в неделю мы проверяли, кто носит пакеты, а кто сумки. Из 23 учащихся нашей школы пакеты носили от 5 до 10 учащихся, остальные пользовались сумками, Если многие из нас перестанут пользоваться полиэтиленовыми пакетами, будут отказываться от них в супермаркетах, где они якобы бесплатные, то спрос на пакеты упадёт и предпринимателям будет просто незачем их покупать! Мы все вместе сможем сделать наш мир чуточку чище и экологически дружественнее. Каждый в ответе за будущее нашей планеты! Мой проект еще имеет продолжение. В нашей школе у меня много единомышленников. Они помогают мне пропагандировать идею экологичеси чистого пространства моего села и моей школы. Мое поколение тоже хочет быть полезным природе, несмотря на то, что нам предстоит отстаивать право на чистый воздух и воду, бороться со свалками мусора и уничтожением природных богатств нашей страны. Но здесь, в России предстоит жить нам и нашим потомкам.
Заключение
Работая над проектом « Современная авоська – экосумка» я узнала, что существует реальная альтернатива использованию пластиковых пакетов. Есть интересные идеи для молодежи и людей старшего возраста, много современных материалов и различных форм экосумок, креативных идей и находок, которые позволяют полностью заменить вредные для здоровья людей и природы пластиковые пакеты.
Учащиеся нашей школы понимают опасность использования в большом количестве пакетов и приняли активное участие в мероприятиях, запланированных в рамках проекта.
Конкурс плакатов и экосумок показал, что свои творческие способности могут проявить все, в коллективном или индивидуальном творчестве. Было сшито 20 сумок и ни одной похожей не было.
Проанализировав анкеты (см. приложение) учащихся я убедилась, что 73% наших учащихся отказались от использования пакетов. Более половины стали пользоваться самодельными или купленными сумками, что позволило не выбрасывать в мусор до 85 штук в неделю, до1140 пакетов в месяц и до 10260 штук за учебный год. И это при использовании в среднем 3 пакетов в неделю.
Наша выставка экосумок в сельском Доме культуры привлекла внимание всего села. Многие благодарили нас и некоторые бабушки получили сумки в подарок. Они, то точно будут их использовать каждый день и не тратить лишние деньги!
Я в своем проекте рассмотрела только один аспект бытового загрязнения. Проблем в нашем селе по утилизации мусора много. Наша школа будет продолжать работать над этой проблемой и не только обнажая ее, но и принимая самое непосредственное участие в решении этой беды наших сел и городов. Мы будем первыми убирать мусор на субботниках, следить за своим садом « Надежды».
13