Проект «Нефть»
Руководитель проекта: учитель химии МОУ «СОШ № 105» Васильева Л.Н.
Участники проекта: 10 класс
Количество участников: 13
Тип проекта:
По методу деятельности: информационно - творческий
По виду деятельности: учебный
Межпредметные связи: химия, история, география,
экология
Актуальность проекта
Нефть - самый важный геологический ресурс на нашей планете. Это главная «стратегическая жидкость» наших дней. Она дает огромное количество сырья для производства топлива, различных пластмасс, лаков, красок, т.е. того, без чего невозможно представить жизнь современного человека. Нефть добывают в 80 странах мира. Для большинства стала главной, а иногда и единственной отраслью специализации. Нефть – это деньги, процветание страны, это жизнь. И жизнь наша немыслима без продуктов, которые делают из нефти.
Проблема:
Откуда она взялась?
Где добывают?
Из чего состоит?
Что из неё делают?
А не вредна ли она?
План действий
Подготовительный этап – определить цель проекта, выявить проблему,
обозначить ключевые вопросы.
Планирование
Выбор источников информации – библиотека, интернет;
Способы сбора информации: работа с научно-популярной литературой, электронные способы информации;
Работа над презентацией.
Результаты
Анализ информации;
Формулировка выводов.
Оформление отчета
Обобщение материала;
Изготовление иллюстрированного материала;
Мультимедийная презентация проекта.
Презентация проекта:
Команда историков.
Команда геологов и географов.
Команда химиков-лаборантов.
Команда химиков-технологов.
Команда экологов.
Оценивание проектной деятельности и ее результатов.
Тема: Нефть
Цель проекта: сформировать представление о нефти как источника углеводородов, о её происхождении, способах переработки, важности её применения как источника сырья, а также выяснить влияние на окружающую среду.
Задачи:
Выяснить состав, происхождение, применение и влияние нефти на окружающую среду;
Показать умение студентов анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, прогнозировать, обосновывать свою точку зрения, работать в группе;
Способствовать развитию навыка по поиску необходимой информации с использованием различных источников;
Воспитывать экологическую культуру обучающихся.
Оборудование: портрет Д.И. Менделеева, ПК, мультимедийный проектор.
Подготовка к проекту
Создание групп экспертов:
Команда историков.
Команда геологов и географов.
Команда химиков-лаборантов.
Команда химиков-технологов.
Команда экологов.
Вопросы для групп:
Гипотезы происхождения нефти, использование нефти человечеством в разные эпохи.
Запасы нефти и месторождения.
Что такое нефть? Что входит в состав нефти.
Что можно сделать из нефти.
Грозит ли экологическими проблемами добыча нефти.
Защита
Вводное слово учителя:
Нефть - самый важный геологический ресурс на нашей планете. Это главная «стратегическая жидкость» наших дней. Она дает огромное количество сырья для производства топлива, различных пластмасс, лаков, красок, т.е. того, без чего невозможно представить жизнь современного человека. Нефть добывают в 80 странах мира. Для большинства стала главной, а иногда и единственной отраслью специализации. Нефть – это деньги, процветание страны, это жизнь. И жизнь наша немыслима без продуктов, которые делают из нефти.
Проблема:
1. Откуда она взялась?
2. Где добывают?
3. Из чего состоит?
4. Что из неё делают?
5. А не вредна ли она?
Девиз урока: Если ты будешь любознательным, то будешь много знающим. Сократ
Любознательность ваших однокурсников даст возможность вам узнать много интересного на этом занятие.
Углеводороды имеют большое народно-хозяйственное значение. Они служат важнейшим видом сырья для получения почти всей продукции современной промышленности органического синтеза, используются в энергетических целях.
Но запасы природных источников углеводородов не безграничны. По оценкам ученых, при современных темпах добычи и потребления нефти хватит – на 30-90 лет.
Сегодня на уроке мы должны разобрать следующие вопросы:
Что думают учёные о происхождении нефти?
Как добывается и перерабатывается?
Где используется?
Что её ожидает в будущем?
Все эти вопросы должны нам раскрыть команды экспертов, которые подготовили свои проекты по данной теме. Ваша задача внимательно слушать и конспектировать основные моменты данной темы.
Защита проектов учащимися.
О гипотезах происхождения нефти, использование нефти человечеством в разные эпохи расскажет нам команда историков.
Вопрос запасов нефти и месторождения изучили геолого-географы.
Состав нефти нам осветит команда химиков-лаборантов.
О продуктах которые получают из нефти расскажут химики-технологи.
Для подведения итогов использования нефти пригласим экологов.
Заключительное слово учителя.
Все чаще мы слышим об экологических катастрофах, в которых «повинны» природные источники углеводородов.
Возникают вопросы:
Нужны ли человеку природные источники углеводородов? Можно ли без них обойтись?
Нефть, газ, каменный уголь – это ценное сырье для химической промышленности. В недалёком будущем им будет найдена замена. Ученые ведут поиск путей использования энергии солнца и ветра, ядерного горючего с целью полной замены нефти.
Сокращение использования нефти в теплоэнергетике – путь не только к более рациональному её применению, но и к сохранению этого сырья для будущих поколений. Углеводородное сырьё должно использоваться только в перерабатывающей промышленности для получения разнообразной продукции. К сожалению, ситуация пока не меняется, и до 94% добываемой нефти служит топливом. Д. И. Менделеев мудро говорил: «Сжигать нефть – это то же, что топить печь ассигнациями».
Итоги урока:
А теперь подведем итоги. Что мы узнали на уроке?
Нефть является источниками получения органических веществ?
Как называется процесс переработки нефти? (перегонка и ректификация)
Какой процесс необходим, чтобы увеличить выход бензина из нефти? (крекинг и риформинг)
Рефлексия.
И в заключении:
«Удовольствие – пролетит, оно себе, труд оставит след долгой радости – он другим. Учение – себе, плод учения – другим. Другого смысла нет в ученье, иначе его не надо было. Сами, трудясь, вы сделаете все и для близких, и для себя, а если при труде успеха не будет, будет неудача – не беда, попробуйте еще, сохраните спокойствие, то внутреннее обладание, которое делает людей с волей, ясных и нужных другим. Иного завета, лучшего, дать не могу. С ним живите, его завещайте» (Д.И. Менделеев).
Список литературы
Артеменко, А. И. Удивительный мир органической химии/ А.И.Артеменко.-2-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2005.-255 с.
Дронов, В. П. География. Россия. Население и хозяйство. 9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов, В.Я.Ром.-14-е изд., пересмотр.- М.: Дрофа, 2008.-320 с.
Максаковский, В. П. География. Экономическая и социальная география мира. 10 класс: учеб. для общеобразов. организаций: базовый уровень / В.П.Максаковский.-21-е изд.- М.: Просвещение, 2013.- 397 с.
Химия. 10 класс: Учеб.для общеобразоват. учреждений/О.С.Габриелян, Ф.Н.Маскаев, С.Ю.Пономарев, В.И.Теренина.- 4-е изд., стереотип.- М.:Дрофа, 2003.- 304 с.
Химия. – 2-е изд., перераб./ред.коллегия: М.Аксёнова, И.Леенсон, С.Мартынова и др.. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2010.- 656 с.:ил. (Энциклопедия для детей)
Эрих, В. Н., Расина, М. Г., Рудин, М. Г. Химия и технология нефти и газа. Л.: Наука – 1985.
https://vseonefti.ru/
http://chemlib.ru/books/item/f00/s00/z0000032/st021.shtml