Введение
Почему же растения так разнообразны? В чём различие видов растений? Чем полезны для природы и человека разные группы растений? Эти вопросы задавал себе каждый человек. На Земле в настоящее время живёт более 500 тыс. вида растений. Как в них не запутаться? С древних времён человек пытался раскладывать знания о растениях по полочкам, составляя системы растений. Современную систему растений создал шведский учёный Карл Линней. Он разработал классификацию на основе сходства органов, отвечающих за размножение. Кроме того, он предложил так называемое двойное название для каждого растения, сочетающее в себе название рода и вида растения, подобно тому, как у человека есть фамилия и имя. По классификации Карла Линнея, которой до сих пор пользуются ботаники, растения делятся на низшие – к ним относятся Водоросли и на высшие – к ним относятся Моховидные, Папоротниковые, Голосеменные (хвойные) и Покрытосеменные (цветковые).
Цель проекта – формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, формирование знаний о видах растений, изучения их значения в жизни людей и применения; создание творческого продукта – альбома растений.
Объект исследования: разнообразие растений.
Предмет исследования: составляющие классификации растений (высшие и низшие).
Задачи:
Собрать информацию из различных источников по данной тебе для создания проекта;
расширить и обобщить представления учащихся о разнообразии на Земле представителей флоры;
познакомить со значением растений в природе и жизни человека;
развить исследовательские, оценочные, презентационные умения;
воспитывать в детях бережное отношение к природе;
проанализировать данную информацию и Обобщить полученные результаты;
создать и описать продукт.
Актуальность проекта обусловлена рядом факторов: Важность знаний о растениях. Проект позволяет познакомиться с жизнью и ростом растений, а также показать их значимость в жизни человека. Экологическое воспитание. Проект помогает развить у участников бережное отношение к природе.
Теоретическая часть
Водоросли – группа низших водных растений, обычно содержащих хлорофилл. Среди них есть одноклеточные и многоклеточные. Водоросли размножаются вегетативно или с помощью спор, то есть относятся к споровым растениям. Обитают преимущественно в пресных водоемах и морях. Некоторые морские водоросли достигают очень крупных размеров.
Водоросли бывают и желтоватые, и бурые, и красные. Бурые водоросли используют для получения йода, кормовой муки, некоторые употребляются в пищу(например, ломинария).
Они выделяют в атмосферу более половины всего количества кислорода, освобождаемого растениями, в год. Это основная пища для многих морских животных.
Основное значение водорослей в жизни природы вытекает из их физиологических особенностей, как зеленых растений: подобно высшим зеленым растениям на суше, водоросли в воде являются основным создателем органического вещества.
Моховидные – это древняя, самая примитивная группа высших растений. У мхов есть стебли и листья, как у прочих высших растений. На верхушках стеблей формируются коробочки, в которых образуются споры.
Основная функция – образование спор, которые в благоприятных условиях прорастают.
Отдел моховидных включает в себя разнообразные виды мхов. Мхи обитают в основном в лесах, поселяясь на земле, на гниющих пнях и стволах деревьев невысоко над землёй. Эти растения широко распространены по земному шару. Мхи устойчивы к разным колебаниям температуры, к избыточному увлажнению и засухе, живут на бедных почвах, скалах, камнях, образуют сообщества в таких местах, где другие высшие растения жить не могут.
Постепенно отмирая, мхи обогащают почву органическими веществами, подготавливают ее для заселения другими растениями. На новом месте они быстро начинают запасать влагу, накапливать в дерновинках пыль, где могут поселяться и другие растения, виды беспозвоночных, грибы и микроорганизмы. Роль мхов в природе очень велика, а сокращение их разнообразия может привести к исчезновению многих видов животных и растений. Моховидные участвуют в создании залежей полезного ископаемого – торфа.
Папоротниковые – отдел высших растений, занимающих промежуточное положение между моховидными и голосеменными. В отличие от моховидных, папоротники имеют проводящую ткань, доставляющую воду и питательные вещества по всем органам.
У папоротниковых есть хорошо развитые листья и стебель, у многих корневище, однако нет ни цветков, ни семян. Основное отличие папоротниковых от моховидных – это наличие листьев и корневой системы, а от голосеменных – отсутствие семян.
Представители отдела папоротников произрастают на нашей планете практически повсеместно. Эти растения широко распространены. Они способны приспосабливаться к разным условиям среды, поэтому встречаются в самых разнообразных местах: в лесах, на болотах, в пустынях, в расселинах скал, в озёрах, а стенах городских домов и на обочинах.
Значение папоротников менее существенно в жизни человека ( их используют в декоративных целях) по сравнению с покрытосеменными растениями.
Голосеменные – это древний отдел растений, которые характеризуются наличием семязачатков с последующим развитием семени, но не образуют цветков и плодов.
Среди голосеменных растений нет и не было трав – только деревья и кустарники. Отдел голосеменных растений включает классы: хвойные (более 560 видов), гинкговые( сейчас 1 вид-гингко двулопастный), гнетовые( например, вельвичия удивительная, её листья живут 2000 лет), саговниковые(один класс- 140 видов).
Большинство голосеменных являются вечнозелеными растениями, редкие виды относятся к листопадным деревьям либо кустарникам, некоторые представляют собой лианы.
Значение голосеменных в природе очень велико. Эти растения образуют огромные площади хвойных и смешанных лесов, обогащая воздух кислородом.
Покрытосеменные или Цветковые растения - это самая высокоорганизованная и многочисленная группа растений.
В этом отделе растения, которые составляют основную часть растительного покрова Земли. Почти все растения, которые окружают нас на огороде, лугу в лесу – это представители Цветковых.
Среди них есть все жизненные формы: травы, кустарники, деревья и другие.
Они приспособлены к очень разнообразным условиям среды обитания. Они растут в сухих и влажных областях, холодных и жарких. Среди покрытосеменных есть живущие несколько дней и сотни, даже тысячи лет.
Главной отличительной особенностью цветковых растений является то, что их семена покрыты плодом, который образуется из завязи пестика. Плод защищает семена и способствует их расселению. Многие цветковые растения привлекают насекомых-опылителей.
Несмотря на свое разнообразие, все покрытосеменные имеют общие признаки строения, размножения и развития.
Список литературы:
https://www.openclass.ru/wiki-pages/129252
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/241604-proekt-po-teme-raznoobrazie-rastenij
https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2013/02/09/proekt-raznoobrazie-rasteniy
Плешаков А.А. Окружающий мир. Учебник 3 класс. Ч. 1.
Заключение
Мы рассмотрели каждую группу по отдельности. Растения участвуют в круговороте веществ в природе, играют огромную экологическую роль, удерживают радиоактивные вещества, являются производителями органических веществ в водной среде. Оказывается, что растения широко применяются в различных сферах человеческой деятельности: в быту, медицине, в пищевой и химической промышленности, строительстве, косметике, служат для декоративного оформления, используются как биотопливо.
Практическая часть
Продуктом моего проекта является альбом с разнообразными растениями (водоросли, мхи, папоротники, ель, одуванчик), который можно сделать с детьми. На каждой странице альбома представлено нарисованное растение и краткая информация к нему. Чтобы сделать такую поделку мне или детям понадобятся: лист А4, цветные карандаши, гуашь и/или акварель, черная ручка, простые карандаши разной твердости и мягкости. На центральной части листа сначала нужно нарисовать само растение, затем написать про него краткую информацию. Дети выбирают наиболее понравившееся растение и делают свою страничку. Потом нужно скрепить все работы учащихся в альбом, так и получится продукт моего продукта.
Содержание
Введение…………………………………………………………………………...3
Теоретическая часть………………………………………………………………5
Практическая часть ………………………………………………………………8
Заключение ……………………………………………………………………….9
Список литературы ……………………………………………………………...10
| Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «Ейский полипрофильный колледж» |
Программа воспитания начального общего образования |
Творческо–исследовательский проект на тему:
«Разнообразие растений»
Выполнила студентка Ш-31 группы
Могилат Анна
Ейск, 2024