ПРОЕКТ
ТЕМА:
«ПУТЕШЕСТВИЕ В БОЛЬШОЙ МИР ПРИРОДЫ»
«Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев
и песню кузнечика, журчание весеннего ручья…».
В. А. Сухомлинский.
Тема проекта: Путешествие в большой мир природы.
Участники проекта: воспитанники второй младшей группы «Лучики», воспитатели группы, родители воспитанников.
Вид проекта: исследовательский, творческий.
Продолжительность проекта: три месяца.
Сроки проведения: 1.04.-18.04
Цель проекта: формирование представлений об окружающем мире природы, воспитание гуманного отношение к природе, интереса к ней.
Задачи:
-формировать систему экологических знаний и представлений;
-развивать эстетические чувства (умение видеть и чувствовать красоту природы);
-привлекать детей к участию в трудовой деятельности, по охране и защите природы.
Актуальность проекта
Человек – часть природы. Но происходит так, что чем старше становится ребёнок, тем дальше он от неё отдаляется. Родителям зачастую некогда рассказывать детям о природе и не все считают нужным это делать. Хорошо, если семье летом удаётся побывать за городом и показать своим детям всю красоту окружающего мира. В детском саду же есть условия для ознакомления детей с миром природы. На прогулках воспитатель может организовать наблюдения за живыми и неживыми объектами природы, за природными явлениями, а также научить видеть красоту окружающего мира, помочь малышам полюбить этот чудесный мир. С помощью дидактических, подвижных, сюжетных игр можно познакомить малышей с миром природы, растений, птиц, насекомых, научить соблюдать правила поведения в природе. Беседы, чтение художественной литературы, доступной пониманию детей группы раннего возраста, также помогают сформировать представления о природе.
Весна – время, когда пробуждается природа, наиболее благоприятный период для изучения природы. Когда, как не весной, можно увидеть таяние снега, пробуждение деревьев, появление первых цветов, услышать журчание ручьёв, пение птиц, почувствовать неповторимые ароматы цветущих растений? К тому же к весне все дети группы раннего возраста уже хорошо адаптированы к детскому саду, легко идут на контакт, легко обучаются, им всё интересно. Они – любознательные исследователи. Этим и следует воспользоваться воспитателю, чтобы реализовать проект по познанию природы.
Подготовка к проекту
1. Создать развивающую среду.
2. Составить план проекта, конспекты занятий.
3. Организовать художественно-эстетическую деятельность детей.
4. Организовать работу с родителями.
5. Подобрать художественные произведения, соответствующие теме проекта.
Этапы проектной деятельности
1 этап. Подготовительный.
1. Составление плана работы над проектом.
2. Сбор материала необходимого для реализации проекта.
3. Организация предметно-развивающей среды по теме проекта.
4. Разработка конспектов НОД по теме.
2 этап. Основной.
Формы работы | Тема, цель |
Игры-ситуации, сюжетные игры | «Как кот Васька по лесу гулял» - формировать представления о лесе, о растениях и животных леса, правилах поведения в лесу. «Путешествие капельки» - формировать первичные представления о возникновении дождя. «Весенний ручеёк» - формировать представления о свойствах снега, о его способности таять и превращаться в воду. «Весенние песенки и стишки» - формировать представления о признаках весны. |
Беседы | «Кто живёт в лесу?» - формировать представления о животных леса, их детёнышах. «Птицы» - формировать представления о птицах. «Насекомые» - формировать представления о насекомых. «Комнатные растения » - формировать представления о комнатных растениях группы. «Цветы» - формировать представления о цветах. |
Рассматривание иллюстраций, картин | Рассматривание иллюстраций в книге «Круглый год», картинок «Время суток», «Первые цветы». Рассматривание рисунков, выполненных на конкурс "Берегите природу". |
ООД | ФЦКМ «Домашние животные» - расширять представления детей о домашних животных и их характерных особенностях. Формировать желание проявлять заботу о домашних животных. Рисование «Солнышко» - вызвать интерес к изображению весёлого весеннего солнышка. Учить сочетать в одном образе разные формы и линии, упражнять в рисовании кистью. Развивать чувство формы и цвета. Лепка «Солнышко-колоколнышко» - вызвать яркий эмоциональный отклик на фольклорный образ солнца. Учить лепить солнце в виде пластилиновой картины из диска и лучиков. Развивать чувство ритма, формы, мелкую моторику. Рисование «Весенняя капель» - учить детей рисовать пальчиками вертикальную линию, состоящую из точек. Учить понимать и анализировать содержание стихотворения. Развивать мелкую моторику пальцев. ФЦКМ «Где ночует солнце?» рисование «Ласковое солнышко» - дать детям представление о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к явлениям природы. Учить передавать образ солнца в рисунке. Лепка «Колобок» - вызвать интерес к созданию коллективной композиции. Рисование «Ручейки бегут!» - вызвать интерес к изображению ручейков в сотворчестве с воспитателем и другими детьми. Учить проводить волнистые линии (по горизонтали). Упражнять в технике рисования кистью. Развивать чувство формы и ритма. Воспитывать интерес к природным явлениям, любознательность. Развитие речи «Здравствуй, весна-красна!» - совершить путешествие по участку детского сада, чтобы найти приметы весны и поприветствовать её. ФЦКМ «Весна спешит к нам в гости!» - продолжать знакомить детей с изменениями в природе, учить различать и называть признаки весны; развивать зрительное восприятие, внимание, память; воспитывать эстетические чувства и любовь к окружающей природе. Рисование «Деревья весной на нашем участке» - упражнять детей в рисовании кисточкой и красками, расширять знания детей о живой и неживой природе, воспитывать доброе отношение к животным и растениям. Лепка «Ёжики» - продолжать знакомить с животными леса, развивать у детей интерес к лепке, воспитывать аккуратность. Познание «Домики для птиц» - упражнять в умении строить домик из строительного материала, воспитывать заботливое отношение к птицам. Рисование «Скворечник» - учить детей передавать в рисунке округлую форму окошка в скворечнике; развивать выразительность исполнения небольшого стихотворения, воспитывать у детей желание помочь птицам. Лепка «Ягоды для птичек» - воспитывать заботливое отношение к птицам, упражнять в скатывании пластилина между ладонями круговыми движениями, воспитывать аккуратность при работе. ФЦКМ «Корзинка» - познакомить детей с овощами и фруктами, развивать цветовое восприятие, воспитывать аккуратность, привлекать к посадке семян овощей. Лепка «Большая чашка фруктов» - развивать умение различать фрукты и овощи по форме, продолжать развивать интерес к лепке, продолжать учить скатывать пластилина между ладонями круговыми движениями. Рисование «Фрукты» - расширять знания детей о фруктах. Закреплять цвета – жёлтый, зелёный, красный. Воспитывать аккуратность во время рисования. Лепка «Овощи на столе» - познакомить детей с овощами, уточнить их название, цвет, форму, величину. Развивать память, мелкую моторику кистей рук. Воспитывать доброжелательные отношения к сверстникам. ФЦКМ «Цыпленок» - дать представление о цыплёнке: жёлтый, пушистый, бегает, клюёт зёрнышки, пищит – пи-пи-пи; развивать зрительную координацию, звукоподражание; воспитывать доброе отношение к животным. Рисование «Лес» - продолжать воспитывать у детей доброжелательное отношение к персонажам и вызывать желание помогать им. Лепка «Гусеница» - продолжать учить детей скатывать из пластилина маленькие шарики круговыми движениями между ладоней. Учить осознанно переключать внимание. |
Подвижные игры | «Солнышко и дождик» - знакомить с явлениями природы, развивать умение бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, быстро реагировать на сигнал. «Беги к дереву или кустику» -развивать умение ориентироваться в пространстве, воспитывать внимание, учить различать деревья и кусты. «На лесной тропинке» - совершенствовать основные движения, учить имитировать движения животных, учить действовать в коллективе. «Зайцы и волк» - знакомить с русскими народными подвижными играми, приучать внимательно слушать воспитателя, выполнять прыжки и другие действия в соответствии с текстом; учить ориентироваться в пространстве. «Весёлые зайчата» - упражнять детей в беге, прыжках, развивать ловкость. «Птички в гнёздышках» - учить спрыгивать с небольшой высоты, развивать умение ориентироваться в пространстве, упражнять в умении бегать врассыпную. «Птички и кошка» - упражнять детей в беге в разных направлениях. «Куры и кошка» - совершенствовать бег, развивать умение подражать, быть внимательными, действовать по сигналу. «Вороны и собачка» - совершенствовать бег, учить действовать в соответствии с текстом. «Весёлый воробей» -учить выполнять движения по тексту игры. |
Чтение художественной литературы | А. Плещеев «Уж тает снег», «Дождь шумел», Г.Сапгир «Кошка», В.Бианки «Лис и мышонок», А.Плещеев «Сельская песенка», потешка «Наши уточки с утра», Л.Толстой «Спала кошка на крыше», А.Барто «Скачет шустрая синица»,р.н.с. «Лиса,заяц и петух», «Лисица и тетерев», Л.Н.Толстой «Нашли дети ежа». |
Слушание музыки | П.Чайковский «Весна»; рус. нар.мелодия в обр. Г.Фрида «Птички»; музыка М. Раухвергера, слова А. Барто, песня «Птичка»; музыка В. Иванникова, слова Ж. Агаджановой, песня «Жук»; русская народная песня в обработке Г. Лобачёва, слова Т. Бабаджан, песня «Зайка», музыка Т. Попатенко, слова Н. Найденовой, песня «Маленькая птичка», музыка А. Филиппенко, слова Т. Волгиной, песня «Цыплята». |
Пальчиковые игры | «Капель», «Весна», «Цветок», «Посадили зёрнышко», «Появляются листочки». |
Прогулки | «Солнышко пригревает» - дать первые представления о весне. «Где живут листочки» - формировать представление о весне, показать почки. «Весёлые ручейки» - обратить внимание на лужи и текущие ручьи, обсудить, откуда взялась вода. «Весёлые воробьи» - расширять представления о весне, обогащать их знания новыми понятиями. «Оранжевое чудо на травке» - познакомить с первыми весенними цветами – одуванчиками. «Насекомые» - проводить наблюдения за насекомыми, учить наблюдать за ними, не причиняя вреда. «Нарядная берёзка» - обратить внимание на удлинившиеся серёжки у берёзы, учить бережному отношению к растениям. «Зелено кругом» - продолжать наблюдения за пробуждающейся природой, за травой, листьями на деревьях, кустарниках. «Наша клумба» - обратить внимание на распустившиеся тюльпаны, воспитывать умение видеть красоту вокруг, учить наблюдать, не причиняя вреда растениям. |
Трудовая деятельность | Наблюдения за трудом взрослых – воспитывать уважение к труду взрослых, желание помочь. Оказание посильной помощи при уборке территории (сбор веточек, палочек, прошлогодних листьев, сухой травы, подметание дорожек, стола, скамеек) – воспитывать трудолюбие у детей. Посадка лука, рассады – привлекать к труду по выращиванию растений, развивать познавательный интерес, желание ухаживать за растениями. |
Работа с родителями
Консультация "Расскажите детям о нашей родной природе".
Конкурс рисунков "Берегите природу".
3 этап. Заключительный.
Обобщение результатов работы, закрепление полученных знаний.
Развлечение «На зелененькой полянке »
Цель: способствовать созданию эмоционально – положительного климата в группе, привлечению детей к посильному участию в играх, забавах. Содействовать интересу детей к объектам природы, способствовать формированию представлений об элементарных взаимосвязях в природе. Воспитывать бережное отношение к ней.
Сценарий экологического досуга для детей младшего дошкольного возраста «На лесной полянке».
Сценарий досуга разработан для детей 3-4 лет, проводится в игровой форме (подвижные игры; дидактические игры, физминутка, загадки, звукоподражание). Методическая разработка может быть полезна воспитателям для повышения интереса к проблемам экологии.
Цель:
Через эмоциональное отношение формировать у детей гуманное отношение к окружающей природе
Образовательные задачи:
- расширять и систематизировать представление детей о растительном и животном мире природы;
- закреплять правила поведения в лесу.
Развивающие задачи:
- развивать речь, внимание, продолжать учить детей отгадывать загадки;
- упражнять в звукоподражании;
- развивать умение давать полный содержательный ответ на вопросы;
- упражнять в образовании однокоренных слов при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь и интерес к природе;
- воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому, что нас окружает;
- воспитывать эстетический вкус, познавательный интерес;
- воспитывать у детей чувство радости, веселья от совместно проведенного досуга.
Ход досуга:
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие на лесную полянку. И здесь мы с вами окунёмся в богатый, прекрасный и бесконечно разнообразный и удивительный мир природы.
Логоритмическое упражнение "Прогулка на лесную полянку".
С вами мы пойдем гулять – в лес зверушек навещать.
Мы идём во лесок, будь внимателен, дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Все головки вверх подняли - бабочек мы увидали. (Смотрят вверх).
Сами бабочками стали. (Кружатся).
Покажите-ка мне, дети, как дует в лесу ветер?
Как деревья он качает, к земле ветки пригибает. (Наклоны туловища влево, вправо).
Мы шагаем, мы шагаем, по полянке мы гуляем. (Ходьба друг за другом по кругу).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Воспитатель: Ну, вот, ребята, мы и добрались до лесной полянки. Сделайте глубокий вдох и почувствуйте свежесть и аромат воздуха, наполненного запахом цветов и зелёной листвы. Давайте закроем глазки и послушаем, как весело поют птицы.
Звучит фонограмма «Пение птиц».
Воспитатель: Где же все лесные жители? Наверное, каждый занят своим делом. А давайте отгадаем с вами загадки о лесных обитателях. И к отгадкам добавьте голос — кто как говорит, какие звуки издает.
Отгадывание загадок со звукоподражанием.
1.В шар свернулся под ногами.
На спине с тремя грибами.
Не споткнись — вдруг упадешь!
Это же колючий … еж.
Звукоподражание: ф-ф-ф.
2.До ушей зеленый рот,
В камышах она живет.
И в болоте хохотушка
Громко квакает … лягушка.
Звукоподражание: ква-ква.
3.Очень тоненько жужжит
РЕКЛАМА
Узнать больше
И над нами он кружит.
Берегись и млад, и стар.
Кровь у всех сосёт… комар.
Звукоподражание: з-з-з.
4.Тук да тук, тук да тук,
Что в лесу за странный стук?
Лес очистить от жучков -
Проще пары пустячков!
Леса друг - приятель.
Пёстрый, острый… дятел.
Звукоподражание: тук-тук.
5.У этой птицы нет гнезда,
Но это вовсе не беда.
И на деревьях у опушки
Нам кто «ку-ку» поет? … Кукушка.
Звукоподражание: ку-ку.
Воспитатель: Молодцы, ребята! А каких еще жителей леса вы знаете?
Игра «Назови жителей леса».
Дети вспоминают названия знакомых им лесных обитателей.
Воспитатель: Я вижу, вы знаете много лесных зверей. А теперь назовите их ласково.
Дидактическое упражнение «Назови ласково».
Лиса - лисичка,
Заяц - зайчик,
Волк - волчонок,
Медведь - медвежонок,
Белка - белочка,
Мышь - мышка.
Воспитатель: А мы по лесной дорожке дальше пойдём. Посмотрите, какая красивая цветочная поляна. А сколько на ней цветов!
Отгадайте, о каком цветке загадка.
Стоит в поле цветок - жёлтый глазок, белые реснички.
На что похожа ромашка? Что вы о ней знаете? А ещё ромашка лечит людей от болезней, поэтому нельзя сорвать ромашку и бросить её погибать на землю. Тогда пользы от неё не будет, она погибнет.
Воспитатель: Вот ромашка, посмотри,
Потеряла лепестки.
Лепесточки вы возьмите
И ромашку соберите.
Игра «Собери ромашку».
У каждого в руках по лепестку. Напротив лежит желтый кружок – «середина» от ромашки. Дети по очереди подбегают к нему и прикладывают свой лепесток.
Воспитатель: Ребята, в лесу можно заблудиться. Давайте держаться все вместе. Но если вдруг кто-нибудь из нас заблудится, что надо кричать? (ау)
Воспитатель: Правильно, ребята. Давайте поиграем в игру.
Игра «Угадай по голосу».
Дети становятся в круг. Водящий с закрытыми глазами в кругу. Дети идут по кругу и говорят:
Дима, ты сейчас в лесу,
Мы зовём тебя: «Ау!»
Ну-ка, глазки открывай,
Кто позвал тебя, узнай!
Воспитатель выбирает ребенка, он называет водящего по имени и говорит: «Ау!»… Водящий должен догадаться по голосу, кто его позвал.
Воспитатель: Молодцы! Замечательно узнавали друг друга по голосу. Я уверена, никто не потеряется в лесу.
А сейчас отгадайте загадку:
Шевелились у цветка
Все 4 лепестка:
Я сорвать его хотел
Он вспорхнул и улетел. ( Бабочка)
А сейчас вы, ребята, превратитесь в стайку бабочек, которые летают по цветущему лугу.
Воспитатель: Кружатся в воздухе,
Вьются, порхают,
Крылья у бабочек
Быстро мелькают.
Игра «Посади бабочку на цветок».
Ребята, смотрите, на этой полянке много бабочек и цветов. Давайте каждой бабочке подберем цветок, подходящий по цвету (дети кладут каждую бабочку на цветок такого же цвета).
Воспитатель: Ребята, мы с вами побывали на лесной полянке. Все, что нас окружает, приносит нам пользу, и мы должны о ней заботиться и беречь. Скажите, что хорошо, а что плохо для лесной полянки?
Дидактическая игра «Хорошо – плохо».
Рвать цветы на лесной полянке? – плохо
Гулять по тропинке? – хорошо
Собирать ягоды? – хорошо
Собирать ядовитые грибы? – плохо
Разводить костер на лесной полянке? – плохо
Ломать ветки? – плохо
Разорять гнезда птиц? – плохо
Оставлять на полянке мусор? – плохо
Воспитатель: Правильно, ребята. Всегда нужно соблюдать лесные правила. Послушайте их еще раз и всегда выполняйте.
«Если в лес пришел гулять, свежим воздухом дышать,
Бегай, прыгай и играй, только, чур, не забывай,
Что в лесу нельзя шуметь.
Испугаются зверушки – убегут с лесной опушки.
Ветки дуба не ломай! Никогда не забывай:
Мусор с травки убирать, зря цветы не надо рвать.
Из рогатки не стрелять. В лес приходят отдыхать.
Бабочки пускай летают, ну кому они мешают?
Здесь не нужно всех ловить, топать, хлопать, палкой бить…»
Воспитатель: Дорогие ребята! Сегодня мы совершили с вами путешествие на лесную полянку, в удивительный мир природы.
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим ручейка медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же всегда ее беречь!