СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Проект "СМИ как способ личностного роста"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проектная работа, целью которой было доказать огромное влияние СМИ на кругозор учащихся

Просмотр содержимого документа
«Проект "СМИ как способ личностного роста"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение МБОУ СОШ п. Сидима















Индивидуальный проект

«СМИ как способ личностного роста»



по обществознанию






ученицы 9 класса

Изотовой Дарьи Сергеевны







Руководитель проекта:

Деменко Александра Викторовна,

учитель истории, обществознания









МБОУ СОШ п Сидима, 2020 г.

Оглавление

Введение……………………………………………………….3

Глава 1. Что такое СМИ?..........................................................5

    1. Понятие СМИ…………………………………………..5

    2. Из истории развития СМИ ……………………………5

    3. Влияние СМИ на подростков ………………………...7

Глава 2. Информационные предпочтения подростков…….9

2.1. Социальный эксперимент………………………………9

2.1. Анализ данных социологического……………………..10

Заключение……………………………………………………14

Список литературы…………………………………………..15



















«Мудр тот, кто знает нужное, а не многое»

Эсхил

Введение

Средства массовой информации оказывают сильное воздействие на формирование личности подростка. СМИ традиционно влияют на общественное сознание и поведение людей, побуждая их к достижению различных целей. Массовая коммуникация играет важную роль в жизни людей, ведь она буквально вплетена в ткань современного общества, в политику, в экономику и культуру, и охватывает межличностные, межгрупповые и международные отношения. Информация повсюду…

Актуальность

Владение информацией может стать хорошим способом собственной реализации. Быть успешным актуально во все времена. А что значит успешность подростка? Это значит хорошо учиться, успешно сдать экзамены, быть развитым интеллектуально, эффективно осваивать умения и навыки, которые формирует наша система образования. Быть успешным – цель, наверное, каждого жителя планеты. Но не каждый подросток понимает, что для достижения этой цели просто необходимо быть любознательным. Как сказал древнегреческий философ Эсхил: «Мудр тот, кто знает нужное, а не многое».

Проблема

Порой при наличии огромного количества источников информации вокруг подростка, он не может найти необходимую и важную для учебы и жизни, для собственного социального роста и развития. И самое неприятное здесь то, что порой школьники не испытывают даже желания взять вполне доступную и полезную информацию, теряя шанс на успешность.

Цель: создать видеоролик, мотивирующий подростков на расширение своего кругозора, личностный рост и успех.

Задачи:

  • Собрать фактический материал о видах современных СМИ

  • Проанализировать данные социологического опроса;

  • Проанализировать результаты социального эксперимента;

  • Найти и научиться пользоваться видео редактором;

  • Смонтировать мотивирующий видеоролик.



Этап работы над проектом

Виды деятельности

Планируемая

дата

исполнения

Дата

фактически

Подпись

руководителя

Подготовка

Выбор темы



Выделение основных аспектов данной темы:

  • Изучение интернет источников по данной теме (Понятие СМИ; История появления; влияние СМИ на подростков)

  • Проведение соц. опроса

  • Проведение социального эксперимента

  • Съемка и монтаж видеоролика

  • Сдача проекта руководителю

Январь-февраль 2019 г.

Март 2019 - май 2019 г.









Март 2019 г./ноябрь 2019 г.

Март-ноябрь 2019 г.



Декабрь 2019 г.



Январь 2020 г.


Планирование

• Собрать фактический материал о видах современных СМИ;

• Проанализировать данные социологического опроса;

Проанализировать результаты социального эксперимента;

• Смонтировать мотивирующий видеоролик;

• Создать памятку с «полезными» источниками информации для

подростка

Январь-февраль 2019 г.

Март 2019 - ноябрь 2019 г.



Декабрь 2019 г.



Январь 2020 г



Достигнутый результат

Мотивирующий видеоролик

Январь 2020 г.



Защита

Окончательное оформление проекта для защиты.

Январь-февраль 2020 г.





Глава I. Что такое СМИ

    1. Понятие СМИ

Согласно википедии СМИ – это совокупность органов публичной передачи информации с помощью технических средств. Они обеспечивают массовое тиражирование больших объемов информации. Политологи же называют СМИ способом пропаганды, агитации и даже манипуляции. Единую систему средств массовой коммуникации формируют три базовые группы:

  • Печатная пресса (газеты, журналы, афиши, каталоги)

  • Аудиовизуальные СМК (радио, телевидение)

  • Информационные службы (новостные агентства, пресс-службы…)

Интернет обычно рассматривается в российских исследованиях, ориентированных на сохранение в РФ сложившейся системы массового духовного воздействия, не как особое СМК (средство массовой коммуникации) со своей уникальной природой, а как разновидность уже сформированной информационной среды, которую в плане её воспроизводства должен использовать каждый, в том числе редакции средств массовой коммуникации. В общем интернет не меняет характер взаимодействия читателя со средством массовой коммуникации как таковой - просто совершенствуется способ доступа к информации1.

    1. Из истории развития СМИ

В России первые газеты — рукописные «вестовые письма» появились во времена царствования Михаила Федоровича с 1613 года. Они также назывались «столбцы», так как писались столбцами на приклеенных один к другому продолговатых листах. Позднее они были названы на европейский

манер — «Куранты». Первой российской печатной газетой стала появившаяся в 1702 году по указу императора Петра I газета «Ведомости о военных и иных делах, достойных знания и памяти, случившихся в Московском государстве и иных окрестных странах». Газета представляла собой восьмушку листа, почти без полей, церковного шрифта. Большая часть сведений черпалась из голландских газет, причём Пётр сам отмечал карандашом, что нужно переводить для газеты. Печатались «Ведомости» в количестве 1000 экземпляров. Продажная цена номера была 2 копейки2.

На сегодняшний день количество газет и журналов в России сократилось с 45 тыс. в 2018 г. до 40 тыс. в 2019 г. И самые популярные из них «Аргументы и факты», «Моя семья», «Московский комсомолец»3.

А первая в России радиостанция - "Всесоюзное радио" была запущена 23 ноября 1924 года. В 1945 году была запущена "2 программа" (позднее - Маяк), в 1948 году - "3 программа" (позднее - Юность). Первая коммерческая радиостанция в России "Европа плюс" была запущена 30 апреля 1990 года. Радиовещание в России делится на государственное и коммерческое4. Государственный вещатель - ВГТРК, включает в себя две общенациональные радиостанции - "Радио России" и "Маяк", коммерческими радиовещателями являются радиостанции вещающие почти во всех регионах - "Русское радио", "Авторадио", "Европа плюс", "Дорожное радио" и др.

Регулярное телевизионное вещание началось в СССР 1 октября 1931 года – всесоюзный комитет по радиовещанию на средних волнах запустил первый в СССР канал — Центральное телевидение. Сегодня в России вещают: 16 общероссийских телеканалов, около 117 спутниковых и кабельных телеканалов, 7 телеканалов, вещающих за пределы России, около 180 региональных телеканалов и около 30 каналов малых городов и сёл. Общее количество телеканалов примерно 3305.

Наиболее популярные из них: Первый канал, Россия 1, НТВ, ТНТ, РЕН ТВ, СТС, Культура, Домашний, Пятый канал, ТВ Центр, Матч ТВ, Муз-ТВ, MTV, ТВ3, Звезда, Карусель, Мир, Спас и множество других спутниковых, кабельных, региональных телеканалов.

Интернет - всемирная система, состоящая из объединенных компьютерных сетей на базе протокола TCP/IP. Это невероятное изобретение 20 века с последующим развитием в 21 веке. Сейчас интернет - это не просто сеть, а целая информационная вселенная, подчиняющаяся техническим, социальным и государственным законам в различных ее частях. Датой возникновения интернета считается 29 октября 1969 года. Роберт Эллиот Кан и Винтон Серф являются изобретателями протокола TCP/IP. В СМИ часто именуются "отцами интернета". Винтон Серф с 2005 года занимал в Google один из ключевых постов. Их так же можно назвать отцами любых компьютерных сетей, потому как они изобрели фундаментальный протокол, лежащий в основе передачи данных. 2000-ые годы 21 век. Формируется коммерческая часть интернета. Возникают поисковые системы. Эволюционируют ЭВМ в ПК, появляются различные операционные системы. Стремительно развиваются серверные технологии, строятся дата-центры. Растет число сайтов по всему миру. Сегодня интернет представляет собой огромный развлекательный, познавательный, торгово-финансовый и политический сектор. Его бурное развитие удалось благодаря галопирующему прогрессу пропускных способностей различных сетей, включая беспроводной интернет и мобильную связь.6

1.3 Влияние СМИ на подростков

Самый активный период нравственного становления- подростковый возраст. Именно в это время происходит формирование нравственного сознания, чувств, поведения, собственного мировоззрения, накопления жизненного и интеллектуального опыта. Это время самопознания и самоопределения. СМИ осуществляя социальный контроль и управление, влияя на формирование общественного мнения, распространяя знания, опыт и культуру, информируя самые широкие слои населения о происходящих событиях, они тем самым выполняют важнейшие функции поддержания и укрепления общественных отношений.

СМИ являются самым доступным способом получения информации об окружающем мире. В частности, сеть интернет – самое популярное развлечение для молодежи. Он удобен в использовании и доступе ко всей информации. Но не мало сайтов, посвящённых порнографии, насилию, суициду, наркотикам. Это может привести к увлечению всем, что угрожает здоровью подростка. На ровне с интернетом, телевидение является одним из доступных СМИ. Реклама, тренды, челенджи – все это заманчиво красиво, оригинально, но и не менее опасно для жизни и здоровья, в том числе и психологического здоровья подростка. Однако исключение телевидения и интернета из жизни подростка невозможно и не нужно, поскольку они имеют и положительный эффект – это способ осведомления о политических и гражданских событиях. 7

Современные медиасистемы оказывают значительное влияние на формирование личности подростка. Познавательная, социально-значимая, гуманистически-окрашенная информация, нередко подменяется на деструктивно направленное содержание, развлечения.



Ссылки на источники:

  1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

  2. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/600

  3. https://echo.msk.ru/blog/oskin/2537275-echo/

  4. https://studwood.ru/719012/zhurnalistika/tipologiya_sovremennogo_radioveschaniya

  5. https://ru.wikipedia.org/wiki/История_телевещания_в_России

  6. https://www.tehpodderzka.ru/2018/10/internet.html

  7. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-formirovanie-lichnosti-podrostka/viewer




Глава 2. Информационные предпочтения подростков

2.1. Социальный эксперимент

В 8-9-х классах нас активно настраивали на успешную сдачу итоговых экзаменов, и большинство из нас уже в 8 классе бы настроены сдавать предмет по выбору – обществознание. Поэму я решила заинтересовать своих одноклассников участием в эксперименте: IV четверть 2018-2019 учебного года и I-II четверть 2019-2020 ученого года мы регулярно (как минимум раз в неделю) штудировали новостные передачи, газеты, интернет. Цель – актуальная и полезная для нас информация, которая может пригодиться не только в учебе, но и в жизни. Эксперимент заключался в том, что как минимум раз в неделю, они должны были обратиться к любому источнику СМИ, в целях получения интересной и полезной, для них, информации. Класс разделился на небольшие группы (по 2 человека) по интересам, и каждый освещал свою сферу новостей: политические, экономические, культурные, спортивные и новости шоу-бизнеса. Каждый новый урок обществознания начинался для нас с информационной пятиминутки. Где каждый мог поделиться свежей и интересной для него информацией.

Для того чтобы проверить как регулярное ознакомление со свежей новостной информацией может повлиять на расширение кругозора, совершенствование основных учебных компетенций (таких как умение работать с информацией, умение анализировать, умение ее презентовать) я провела входное (до начала эксперимента) и выходное (после проведения эксперимента) анкетирование. (Приложение 1.)



    1. Анализ данных социологического опроса.

В анкетирование в марте 2019 года приняли участие 9 учащихся 8 класса (2018-2019 учебный год.), в выходном анкетирование приняли участие 10 учащихся 9 класса (2019-2020 у.г.). Сравнивая и анализируя результаты, я пришла к выводу, что новостные предпочтения моих сверстников немного изменились. Оказалось, что самым популярным средством СМИ для них продолжает оставаться интернет (61% /64 % опрошенных).



Так же 90% опрошенных ответили, что именно интернет является самым популярным и молодежным источником информации – и это мнение осталось неизменным как во входном, так и в выходном анкетировании.

Немного изменились предпочтения в выборе информации – мои сверстники стали больше интересоваться общественно-политическими новостями (возможно это следствие изученной в рамках обществознания в первой четверти 2019-2020 года темы «Политическая сфера»). Популярность таких новостей выросла с 9% до 27 %.



Анализируя изменения в предпочтениях тем, освещаемых СМИ, я сделала вывод, что некоторые из моих одноклассников стали более внимательно относиться к новостям в сфере образования (9%/25%), меньше внимания стали уделять досугу (28%/25%), и больше внимания своему здоровью и соответственно новостной информации об этом.

Все мои одноклассники в конце 9 класса в качестве экзамена решили сдавать обществознание, где одним из типов заданий являются задания открытого типа, в которых нужно продемонстрировать свои предметные знания, навыки и умения, свой жизненный опыт и кругозор. Я думаю, что участие в этом эксперименте помогло им во многом лучше понимать и усваивать материал урока.

Я предполагала, что этот эксперимент сможет как-то помочь им в образовательной деятельности, при подготовке к экзаменам, в ответе на уроках, да и в личной жизни. Чтобы это проверить, я провела еще один опрос среди одноклассников (Приложение 2), результаты которого представлены на диаграммах:

Многие из моих одноклассников отметили, что участие в этом эксперименте позволило им по-иному взглянуть на СМИ - как инструмент личностного развития, не только как на источник информации, но и как на способ расстановки жизненных приоритетов. Большинство из опрошенных очень позитивно оценили эффект от участия в эксперименте- 80% опрошенных считают, что это было полезно, 70% считают, что их кругозор расширился. Многие из моих одноклассников отметили, что в их лексиконе появились новые слова такие как: санкции, суверенитет, метаболизм, авторитаризм, безработица, инфляция, импичмент, монополия и др.

Личное участие в данном эксперименте и проводимое мною исследование позволило мне сделать следующе выводы:

  • Участие в данном эксперименте позволило многим из моих сверстников отработать навык поиска информации и тратить на это меньше своего времени;

  • СМИ – это доступный и очень насыщенный источник информации;

  • Наше общество быстро меняется, и чтобы успевать за прогрессом необходимо быть в курсе событий;

  • Так как большинство информации находится в шаговой доступности (телефон, телевизор, компьютер) – можно максимально сократить время для поиска информации;

  • Для подростка это еще и способ активной социализации.

























Заключение

Трудности в школе: высокие требования учителя, неготовность поглощать большие объемы информации – все это препятствия на пути к нашей главной цели – получение качественного образования. Порой из огромного количества необходимой информации мы не можем выбрать то, что действительно для нас важно. Нас пугают трудности на тернистом пути к знаниям, но в наших же силах сделать этот путь максимально простым, комфортным. В своей работе я попыталась доказать, что умение пользоваться информацией может стать отличным средством активной социализации и залогом успешности. Изучив ряд источников по истории появления СМИ, материалы статьи о влиянии СМИ на подростков, я сделала выводы, что современные средства массовой информации – это огромный манипулятор общественного мнения, но если научиться понимать, анализировать, фильтровать информацию – то она может быть очень полезна для учебы, личностного роста, саморазвития.

В ходе работы над проектом я провела анализ данные социологического опроса, анализ результатов социального эксперимента. Данные исследования, данные социологического опроса и эксперимента были взяты за основу при создании продукта проекта - видеоролика, мотивирующего подростков на расширение своего кругозора, личностный рост и успех.

Работа над проектом была для меня очень полезна. Я попробовала себя в роли сценариста и режиссера, научилась работать в видео редакторе. Отработала навыки работы в офисных программах, научилась работать с диаграммами. В ходе участия в эксперименте научилась разбираться в информации, делить ее на категории (политическая, экономическая информация и т.д.) и применять эти умения на практике: в учебе или в жизни.





Интернет-источники и литература:

1. https://ru.wikipedia.org/wiki/Средства_массовой_информации

2. https://tvorcheskie-proekty.ru/node/600

3. https://echo.msk.ru/blog/oskin/2537275-echo/

4.

https://ru.wikipedia.org/wiki/История_телевещания_в_России

5.https://studwood.ru/719012/zhurnalistika/tipologiya_sovremennogo_radioveschaniya

6. https://www.tehpodderzka.ru/2018/10/internet.html

7. https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-smi-na-formirovanie-lichnosti-podrostka/viewer



3