Проект «Все начинается с семьи» |
Семейные ценности |
"У каждой семьи есть своя "живая душа", в которой есть и цветущий райский сад,
и родники "живой" воды, и могучие дерева, уходящие ветвями высоко в небо, а корнями - глубоко в землю.
Добрые традиции подобны этим родникам укрепляют, животворят семью".
(Л. Н. Толстой)
Все начинается с семьи
Актуальность:
Семья и дошкольная организация составляют целостную социокультурную образовательную среду для наиболее успешного развития и социализации детей от рождения до поступления в школу. В лице
педагогического коллектива родители обретают важную опору для реализации своего воспитательного потенциала и становления компетентного родительства.
Семья — это отдельный неповторимый мир со своими уникальными традициями. Именно традиции создают неповторимую
атмосферу в каждой семье. Они хранят и защищают нас на протяжении всей жизни.
Семья и семейные традиции – это основа воспитания детей. Ведь
именно в семье ребенок усваивает первый опыт взаимодействия с людьми, постигает многогранность человеческих отношений, развивается духовно, нравственно, умственно и физически. В каждом доме есть свой набор определенных правил и привычек, которые выполняются на автомате.
Семейные традиции и обычаи помогают нормально взаимодействовать с обществом, делают сплоченной семью, укрепляют родственные связи, улучшают взаимопонимание и уменьшают количество ссор. В семейных кругах, где существуют и соблюдаются традиции семейного воспитания, дети прислушиваются к мнению родителей, а родители проявляют внимание к проблемам детей и помогают им справляться с ними.
Существует необходимость создания условий, обеспечивающих целостное развитие ребёнка, компетентность его родителей, способность разрешать разные типы социально-педагогических ситуаций, связанных с воспитанием ребёнка.
Внедрение проекта обеспечит оптимальные условия для изучения детьми традиций своей семьи, возрастет интерес к семье, ее прошлому и
настоящему. У детей появится желание быть похожими на близких людей в делах, поступках. Проявится эмоционально–положительное отношение к
своей семье, гордость за свою семью, бережное отношение к семейным реликвиям.
Цель. Формирование духовно-нравственной личности ребенка на основе семейных ценностей и народных традиций.
Задачи.
Структурировать работу воспитателей с родителями и придать ей комплексный характер.
Установить партнерские отношения с семьями воспитанников, объединить усилия для развития и воспитания детей.
Развивать в детях чувство семейной сплоченности.
Создать атмосферу взаимопонимания, эмоциональной взаимоподдержки, общности интересов педагогов, родителей и детей.
Познакомить родителей с методами и приемами организации досуговой деятельности в семье.
Активизировать и обогащать воспитательные умения родителей.
Развивать интерес к семейным традициям, реликвиям, народным праздникам.
Прививать любовь к родному дому, к семье и ее традициям.
Воспитывать уважение к традициям и культуре своего народа.
Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребенком в условиях семьи и детского сада.
Воспитывать свободную и творческую личность, осознающею свои корни, народные истоки.
Этапы реализации проекта Подготовительный этап
• Разработка плана проекта
Изучение и анализ психолого-педагогической, методической литературы и ФГОС по теме проекта.
Разработка проекта и составление плана по реализации задач в процессе совместной деятельности.
Довести до участников важность данной темы, информировать родителей (законных представителей) с планом проекта.
Подбор методической и художественной литературы, наглядно- дидактического материала.
Изучить историю составления родословной;
Проведение беседы с родителями в начале года на родительском собрании, с целью вовлечения их в проектную деятельность
Сбор информации педагогами и родителями (фото, исторический материал) о национальностях.
Подборка художественной литературы по тематическим блокам: «Я,ты, он, она – вместе целая страна…», «Сказки народов России».
Основной этап
Исследовательская деятельность
Продуктивная деятельность
Привнесение предметов семейной реликвии, семейных фотографий, видеофильмов для реализации продуктивных видов деятельности;
Создание предметно-развивающей среды: макет русской печи, сундук с одеждой, разные предметы быта.
Организовать встречи с родителями и специалистами;
Организовать экскурсию родителей и детей в мини-музеи ДОУ; участие родителей в мероприятиях, проводимых в ДОУ.
Демонстрация презентационного материала, подготовленного педагогами и родителями
Проведение бесед по нравственно-патриотическому воспитанию
«Народы России», «День народного единства»
Чтения познавательной и художественной литературы, просмотр мультипликационных проектов о народах России и мира
Организация выставки книг «Сказки народов Мира»
Знакомство с национальными играми разных народов, оформление картотеки игр народов мира
Организация спортивного семейного праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Совместно с родителями изготовление родословного древа семьи.
Заключительный этап
Подведение итога – вывода о том, как должны жить дети-люди на планете Земля
Художественное творчество: рисование с аппликацией «Гирлянда Дружбы»
Размещение информации на сайте ДОУ
Ресурсы проекта
Наглядный материал Художественная литература
Подвижные игры Подборка мультфильмов
Материалы для художественного творчества
Технологии, используемые в проекте
Технологии проектной деятельности
Технологии исследовательской деятельности
Информационно-коммуникационные технологии
Личностно-ориентированные технологии
Игровая технология
Методы и приемы, используемые в проекте Чтение художественной литературы Рассматривание иллюстраций
Беседы с детьми по теме Подвижные игры
Творческая продуктивная деятельность Использование ИКТ
Непрерывная организованная деятельность
Предполагаемый результат:
Дети
Появится интерес к новому, неизвестному в окружающем мире. Задает вопросы взрослому, любит экспериментировать. Принимает живое,
заинтересованное участие в образовательном процессе.
Сформируются положительные взаимоотношения между детьми и родителями, улучшится семейный микроклимат.
Овладеет универсальными предпосылками учебной деятельности: умениями работать по правилу и по образцу, слушать взрослого и выполнять его инструкции.
Сформируются основные физические качества и потребность в двигательной активности.
Эмоционально реагирует на произведения изобразительного искусства, художественные произведения, мир природы.
Родители
Осознают важность единых требований семьи и детского сада, сблизятся с педагогами и другими родителями.
Будут посещать все мероприятия детского сада с удовольствием.
Познакомятся с традициями группы и ДОУ.
Будут активными участниками утренников, праздников, игр.
Педагоги
Приблизят семью к детскому саду.
Помогут определить оптимальные пути взаимодействия в воспитательном влиянии на ребенка.
Познакомятся с традициями семей воспитанников
Мероприятия проекта с участием родителей: Изготовление родословного древа
В библиотеке В.П. Астафьева в МБДОУ № 89 организовать мероприятие
«Обмен книг»
Организовать спортивный семейный праздник «Мама, папа, я – спортивная семья»
Организация совместно с родителями экскурсии в Красноярский краевой Краеведческий музей
Семейное посещение театров.
Участие родителей в детско-взрослом проекте «Коробка»
Вывод.
Таким образом, семья и детский сад – это два воспитательных
феномена, каждый из которых по-своему дает ребенку социальный опыт, но только в сочетании друг с другом они создают оптимальные условия для
вхождения маленького человека в большой мир.